Основные нарушения в деятельности некоммерческих организаций, выявленные при проведении проверок соответствия их деятельности уставным целям в 2013 году
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Основные нарушения в деятельности некоммерческих организаций, выявленные при проведении проверок соответствия их деятельности уставным целям в 2013 году

28.01.2014

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.2014 в Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3854 (в 2012 – 3870) некоммерческих организаций, из них: - общественных объединений – 1573 (в 2012 -1567); - региональных отделений политических партий – 61 (в 2012 – 35); - религиозных организаций – 374 (в 2012 – 354); - иных некоммерческих организаций – 1846 (в 2012 - 1914). В рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций в 2013 году Управлением проведено 105 проверок деятельности некоммерческих организаций (в 2012 – 87). По результатам проведенных контрольных мероприятий к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования, предусмотренные действующим законодательством: - вынесено 754 предупреждения (в 2012 – 782); - направлено в суд 75 исковых заявлений (в 2012 – 114); - составлено 220 протоколов об административных правонарушениях (в 012 - 55). Управлением в 2013 году рассмотрено 2413 отчетов некоммерческих организаций (за 2012 год – 1995), из них 1111 - общественных объединений, 300 - религиозных организаций и 1002 - иных некоммерческих организаций. В 2013 году специалисты Управления присутствовали на 14 мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями (в 2012 – 12). Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих организаций (далее – НКО) выявила ряд типичных нарушений, допускаемых ими в своей деятельности. Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны НКО является непредставление ежегодной отчетности о продолжении деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" установлен срок представления отчетности – 15 апреля года следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что в конечном результате приводит к их ликвидации в судебном порядке. Также многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что, в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с иском о ликвидации НКО. Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию НКО и содержанию учредительных документов. Однако в большинстве случаев наименования НКО и общественных объединений не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок внесения изменений в учредительные документы, сведения о наличии и порядке деятельности отделений, филиалов, представительств. Кроме того, Федеральными законами «О некоммерческих организациях» (ст.3) и «Об общественных объединениях» (ст.24) закреплено право некоммерческой организации (общественного объединения) использовать в своей деятельности эмблему (символику), зарегистрированную в установленном порядке. Данный порядок определен приказом Минюста России от 01.02.2012 № 10. Вместе с тем большинство НКО не зарегистрировали используемые ими символы индивидуализации. Встречаются случаи использования в качестве эмблемы (символики) НКО государственного герба Российской Федерации, что является грубым нарушением действующего законодательства и прямо запрещено ст.ст. 8, 10 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации». Зачастую деятельность, осуществляемая НКО, не соответствует выбранной ею организационно-правовой форме. К примеру, в соответствии с законом некоммерческие партнерства создаются с целью содействия его членам в осуществлении общественно-полезной деятельности, однако фактически занимаются предоставлением различных услуг населению, что характерно для автономных некоммерческих организаций. Одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что некоммерческой признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем закон не запрещает НКО осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: предпринимательская деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя предпринимательскую деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д. К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке. Вместе с тем, большинство НКО устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения проверок, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона. В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ, должностные лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области наделены полномочиями по привлечению НКО к административной ответственности. Наиболее часто встречающимися нарушениями, являющимися основаниями для привлечения к административной ответственности, являются: - непредставление либо несвоевременное представление отчетов о продолжении деятельности в соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»; - невнесение в единый государственный реестр юридических лиц обновленных сведений, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в случае смены места нахождения организации, переизбрания руководителя); - непредставление документов для проведения плановой (внеплановой) проверки; - непредставление в ответ на предупреждение документов, подтверждающих устранение указанных в нем нарушений законодательства Российской Федерации. Дополнительно хотелось бы отметить, что 01.09.2013 вступили в силу изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающиеся ответственности юридических лиц за неисполнение в установленном законом порядке возложенных на них обязанностей по внесению изменений в ЕГРЮЛ о месте нахождения руководящих органов, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Пунктом 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сообщение считается доставленным, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с возникающими в судебной практике вопросами по спорам о достоверности адресов юридических лиц при их государственной регистрации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2013 № 61 дал арбитражным судам аналогичные разъяснения. При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ). по материалам Управления Министерства юстиции Российской федерации по челябинской области