Олег Дубровин ответил на вопросы подписчиков паблика «Наш Челябинск». Что он будет делать в Москве и как сможет помочь родному городу? Что сделала региональная Общественная палата под его руководством и какие ошибки допустила? Откровенные ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью.
- Олег, первый вопрос, конечно, о вашем назначении в Москву. За большими деньгами собрались?
- За большими задачами. Что касается денег, то работа в Общественных палатах, это та деятельность, которая не оплачивается государством. Вынужден на этом моменте остановиться, потому что видел среди вопросов от читателей «Нашего Челябинска» именно такой «финансовый интерес». Поэтому я ответить сразу спешу – никакой зарплаты, как член общественной палаты я не получаю вообще. Ни копейки. Единственная льгота: государство нам возмещает расходы на командировки. И если авиаперелёт – то это только эконом-класс, если гостиницы, то тоже самые недорогие. Так что члены общественных палат не получают от своего статуса какой-то прямой материальной выгоды. Общественной деятельностью занимаются люди, которые хотят, чтобы мир становился лучше, чтобы и в стране, и в родном городе было бы больше позитивных изменений. И они готовы тратить на это своё личное время.
- И всё же, предстоящая работа в Москве, это повышение для вас?
- То, что это новый уровень работы и ответственности – это однозначно. Вызов интересный, ведь мы с коллегами из Общественной палаты добились хороших результатов на уровне региона, а значит, есть куда стремиться в масштабе федеральном. По рейтингу открытости и активности наша Общественная палата региона сегодня занимает четвертое место по России среди всех палат страны. Еще три года назад мы даже в двадцатку не входили. В Кургане проходил форум, в рамках которого состоялся конкурс на лучшую муниципальную палату Уральского федерального округа. Из 32 заявок – 15 – это заявки от муниципальных палат нашей области, а из 12 призов – шесть ушли в наш регион. Это очень хороший показатель общественной активности и доверия южноуральцев к такой организации, как областная Общественная палата.
- А давайте поконкретнее. Какие, например, реализованные Общественной палатой кейсы, реально помогли населению?
- Могу перечислить сразу несколько дел с вполне реальными результатами. Например, Общественная палата активно себя проявила в отстаивании интересов южноуральских рыбаков-любителей. Мы выступили в защиту их прав на бесплатную ловлю рыбы в условиях, когда всё больше озёр в Челябинской области предоставляются в пользование частным лицам и предприятиям. Получили поддержку прокурора области В. А. Лопина и губернатора А.Л. Текслера. Рыбалка - это с одной стороны простой вопрос, даже улыбку у кого-то вызывающий. Но посмотрите на статистику, 20-25 процентов жителей нашей области любят посидеть с удочкой на берегу водоёма или в лодке. А среди жителей небольших населенных пунктов, расположенных вблизи озера, этот процент ещё выше, в них люди рыбалкой кормятся, делают это всю жизнь и привыкли к этому, рыбалка для таких граждан – просто элемент сохранения семейного бюджета. И вдруг приходит предприниматель, получивший озеро в аренду и объявляет: «Всё, рыбу ловить запрещаю!» Вот мы и объясняли таким бизнесменам, что они не правы.
- Олег, многие читатели «Нашего Челябинска» присылали очень похожие, может быть дилетантские, может быть риторические вопросы – зачем вообще нужна Общественная палата?
- Ничего «дилетантского» в таком вопросе нет, вот только лаконично и однозначно ответить на него, боюсь, не получится. Даже если вы откроете закон Челябинской области об Общественных палатах или закон федеральный, то там нет чёткого определения, что такое Общественная палата. Моё мнение – это площадка для диалога. Куда приходят все заинтересованные стороны. Причём, что очень важно, не только для обсуждения того или иного вопроса, но и для нахождения решения.
- А у вас нет ощущения, что между властью (чиновниками) и народом (избирателями) сегодня всё более и более расширяется пропасть? Пропасть непонимания и недоверия. Один шаг, и это раздражение выльется просто в ненависть.
- Вы спросили, зачем нужно Общественная палата. Вот как раз затем, чтобы подобных пропастей не возникало. Мы организовываем мостики диалога, ведь только открытость и честный разговор с двух сторон способствует пониманию. И в результате – появлению атмосферы конструктивного доверия между властью и обществом. Мы призваны объединять усилия всех сторон для поиска решений возникающих конфликтов и вопросов. Наша задача – обеспечивать население полной и достоверной информацией о деятельности власти. Ведь то недоверие к власти, о котором вы говорите, как раз и возникает вследствие плохой информированности граждан о ее деятельности, о задачах, которые чиновники выполняют. Мы с коллегами по областной Общественной палаты организовали на практике такую форму общения власти и общества – люди готовили свои вопросы, чиновники давали на них ответы. Онлайн-разговор длился один час, а потом на поступившие вопросы давались письменные ответы. Каждому написавшему вопрос человеку. Поверьте, представители власти заинтересованы в таком диалоге не меньше, чем рядовые избиратели. И, например, министр тарифного регулирования Татьяна Кучиц, при утверждении новых тарифов каждый раз обращается в Общественную палату региона с просьбой чтобы провели мероприятие среди южноуральцев и довели бы для людей нужность и обоснование этих решений Министерства. Социальный взрыв никому не нужен.
- Вопрос от читателя «Нашего Челябинска» – что вы сделали для региона, как глава областной Общественной палаты?
- Для примера в предыдущем году решал вопросы, связанные с защитой прав людей. Про рыбаков-любителей я уже говорил. Много было вопросов, связанных с экологической повесткой. Тема безнадзорных животных - это как обоюдоострый нож, с одной стороны гуманное отношение к животным, а с другой стаи бездомных животных и возможность их нападения на жителей. С зоозащитниками – тема для многих жителей области чрезвычайно важная, эксперты Общественной палаты погрузились в этот вопрос очень плотно, была создана рабочая группа. Зоозащитники, к моему огромному сожалению, люди крайне разобщенные и предельно эмоциональные, стоило большого труда их как-то объединить. При этом я понимаю эмоции людей, вижу, что они просто переживают за животных, стараясь сформировать для четвероногих друзей в Челябинске максимально комфортную среду. Но как это сделать, тут мнение у каждого было своё, со своими методами и способами, которые принимали далеко не все. Что не позволяло быстро создать консолидированную позицию. Член общественной палаты Ольга Шкода с коллегами продолжают работу в этом направлении и, безусловной, ей необходима поддержка властей, как регионального, так и местного уровня. Ведь одни общественники и волонтеры не в силах решить вопросы такого уровня, где требуются властные полномочия и серьезные финансовые средства.
- Вы упомянули тему экологии. Лично моё ощущение – классно начав работу, проведя несколько очень умных круглых столов и добившись объединения власти, промышленников и рядовых граждан, Общественная палата снизила в этом актуальном вопросе темп. Отдав экологическую повестку крикунам из социальных сетей. Прокомментируйте.
- Это ваше мнение. Пожалуй, да, активности экспертов Общественной палаты по теме экологии не хватает. Если точнее, не хватает именно сетевой активности, видимой Интернет-аудитории. Мы просто работаем не на показ, а на результат. Критиковать гораздо проще, нежели предлагать реальные решения. Диванные аналитики всегда на виду, с кучей просмотров и лайков. Но нам такая «активность» не нужна, мы ищем не хайп, а результат. Вы не подумайте, я не осуждаю людей, которые в своих аккаунтах с болью и максимальными эмоциями пишут на тему экологии. У них наболело – имеют право. И именно эти эмоции привлекают публику. Но мы работаем над решениями, здесь чем меньше громогласных переживаний, тем лучше, обстановка спокойней и конструктивнее. И наша-то задача, объединять людей, именно предлагающих решения в вопросах экологии, а таких, к моему сожалению, не так много.
- Вопрос от читателя «Нашего Челябинска» - когда начнут заделывать ямы во дворе?
- Весной (смеется). Вот честно, не ко мне вопрос, адресовать его надо тем, кто отвечает за содержание дорог. Или как минимум тем, кто обязан следить за этим, то есть представителям управляющих компаний, если в данном случае речь идёт о внутридворовой территории. Обязательно нужно спросить и депутатов районного Совета, сфера благоустройства – это их зона компетенции.
- Вопрос от читателя «Нашего Челябинска» - когда начнётся благоустройство микрорайона «Парковый»? Его жителям не хватает школ, детских садиков, не устраивает качество дорог и работы общественного транспорта.
- Поймите, Общественная палата не имеет властных полномочий. Та тема, которая звучит в вопросе читателя – это однозначно сфера решений органов местного самоуправления. Именно они обязаны решить наболевшие проблемы «Паркового» и вопросы развития других районов Челябинска. Плюс, повторюсь, депутатский корпус. А мы готовы помочь провести общественные обсуждения всех перечисленных проблем. И в наших силах найти для этого нужную площадку, позвать поучаствовать в мероприятии не только жителей, но и депутатов, и чиновников, и дававших обещания застройщиков. После разговора в формате «глаза в глаза» решения обычно находятся быстрее.
- А если кто-то не захочет говорить с людьми? Сможете надавить на такого негодяя?
- Без проблем! У нас есть все полномочия на то, чтобы зарвавшегося чиновника привести в чувство, объяснив ему, что с людьми надо разговаривать.
- Вопрос от читателя «Нашего Челябинска» - когда начнётся замена парка электротранспорта?
- Не стану говорить, что вопрос опять не ко мне (улыбается), а постараюсь на него ответить. Испытание подвижного состава идёт, и результат будет, вопрос о концессии по теме электротранспорта в Челябинске активно обсуждается в органах власти. Здесь несколько интересантов из среды частного бизнеса, компании очень серьезные.
- Вопрос от читателя «Нашего Челябинска» - когда уберут мусорку из поселка Полетаево?
- Этот вопрос представители Общественной палаты неоднократно задавали чиновникам из Минэкологии. Внятных и разумных ответов не получено до сих пор. И это нас чрезвычайно беспокоит, как беспокоит и близость экологически опасного объекта к населенному пункту, ведь он изначально планировался как временный. Закрытость предприятия, которое сегодня принимает в Полетаево твердые коммунальные отходы и их складирует, нас очень сильно смущает. Такая позиция создает только негативный фон. Будь предприятие более открытым, вопросов бы было куда как меньше.
- Какую пользу Челябинску принесёт ваш переход в российскую Общественную палату?
- Те проблемы, которые сегодня волнуют и беспокоят челябинцев, зачастую проще и быстрее решить на федеральном уровне. Более того, часть проблем – это как раз зона ответственности именно федеральных органов власти. И банально, со своими предложениями или даже готовыми вариантами решений, мы не всегда могли до федералов дотянуться. Вот эту задачу я и постараюсь решить.