03.08.2015
К такому решению пришли участники круглого стола в Общественной палате РФ.
«Сейчас мы проигрываем войну с распространением наркотиков. И если сравнивать это с Великой Отечественной войной, то сейчас — зима сорок первого года и нам, образно говоря, нужна „битва под Москвой“, какой-то переломный момент в объединенной борьбе общества и государства с наркоугрозой», — сказал председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков, приветствуя участников общественных слушаний «Противодействие незаконному распространению аптеками медицинских препаратов, используемых наркозависимыми».
Он отметил, что сейчас ситуация выглядит лучше, чем несколько лет назад, но по-прежнему наркомании подвержены в основном молодые люди и практически каждый месяц появляются новые вещества вроде «спайсов», «солей» или «курительных смесей» и «технологии» использования лекарственных препаратов для замены или усиления действия наркотиков. На данный момент, популярны офтальмологические капли «Тропикамид» и противосудорожное обезболивающее средство «Лирика» и его аналоги.
Антон Цветков призвал всех участников обсуждения к поиску практических мер и шагов, направленных на борьбу с незаконным распространением упомянутых аптечных препаратов, потому что «каждый день от них умирают люди».
Рейды по проверке аптечных предприятий, осуществляемые общественниками, позволяют говорить о том, что существуют десятки аптек (по предварительным данным в Москве их около сотни), где наркоманы могут круглосуточно и беспрепятственно приобретать «Тропикамид», «Лирику» или другие препараты.
Павел Сычев, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства, рассказал о своем опыте: «Я сам неоднократно в таких рейдах участвовал, начиная с 2013 года. Все эти препараты, хоть они и не под строгой отчетностью, должны отпускаться строго по рецепту врача. И у меня всегда возникал вопрос — а как эти аптеки отчитываются за массовые продажи препаратов, с достаточно узкой сферой применения в медицине? Я неоднократно был с другой стороны кассы в таких аптеках, которые сами наркозависимые называют „наркопритонами“, там под рукой у провизора возле кассы всегда один и тот же набор — шприцы, „Тропикамид“, „Терпинкод“, нарезанный по таблеткам. Найти такие аптеки очень легко — вокруг них всегда валяется много использованных шприцев, упаковки из-под препаратов».
Однако, по его словам, практически нет возможности чувствительно наказать такие аптеки или их владельцев, штрафы предусмотрены маленькие. Эксперты добавили к этому, что отозвать или даже приостановить лицензию таких аптек можно только через суд — это чрезвычайно сложное, долгое и хлопотное дело, которое занимает от полутора лет. А в контексте общего курса на снижение контрольной нагрузки на малый и средний бизнес, сейчас даже внеплановую проверку аптеки провести затруднительно.
Еще один способ борьбы с аптечной наркоманией предлагает Султан Тогонидзе, руководитель комитета по делам молодежи «Российского конгресса народов Кавказа», автор проекта «Против Лирики».
«Сейчас эти препараты отпускают по рецептам 107 формы, то есть препарат отпускают, и рецепт человек уносит с собой, он не остается в аптеке, и поэтому нельзя определить по рецепту или без него продан препарат. Если же на эти препараты будут выписывать рецепт строгой отчетности 148 формы, то этот рецепт будет оставаться в аптеке, и проверить будет намного проще», — рассказал Тогонидзе.
Все участники общественных слушаний сошлись в том, что работу по предотвращению аптечной наркомании нужно вести комплексно — и повышать ответственность аптечных организаций, и ужесточать наказание за нарушения правил продажи лекарственных препаратов, но главное — работать с молодежью и подростками.
Пресс-служба Общественной палаты РФ