02.09.2015
2 сентября в Общественной палате РФ состоялось видеосовещание по вопросу совершенствования законодательства в сфере обеспечения школ учебниками.
Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский считает, что для экспертизы учебных пособий необходимо привлечь общественность.
«Учебный процесс состоит из трех „У“, как говорит председатель нашей комиссии Любовь Духанина — учитель, ученик и учебник. Учебник — основное средство обучения, которое страхует систему образования от субъективных ошибок, выравнивает возможности учеников в процессе получения образования», — открыл онлайн совещание Дощинский.
В связи с принятием нового федерального закона «Об образовании», в системе образования появилась неопределенность по вопросам разработки и приобретения учебников, рассказывает Дощинский. Так, документ не определяет, кто должен выступать в качестве заказчика — государство или коммерческие издательства, хотя, по мнению члена профильной комиссии ОП РФ, государство должно быть субъектом, формулирующим госзадание на разработку и издание учебников.
Кроме того, закон содержит противоречивые формулировки. Например, в тексте документа отмечается, что школа самостоятельно должна заказывать и закупать учебники, тогда как на практике закупкой занимается региональный оператор — соответствующий департамент или министерство.
При этом в статье 47 закона устанавливается, что в компетенцию учителя входит выбор учебного пособия, тогда как по факту у педагогов нет такого права. Результаты проведенного общественной организацией «Независимая ассоциация словесников» анкетирования показали, что только 30% учителей самостоятельно выбирают учебник, 20% — руководствуются выбором администрации школы, а 50% учителей выбирают тот учебник, который есть в школе.
Роман Дощинский напомнил, что с момента начала работы Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки в 2014 году из перечня рекомендованных учебников были исключены полторы тысячи учебников — почти половина.
«Если бы к экспертизе учебников была привлечена широкая общественность, то школы сегодня не столкнулись бы с ситуацией, что заказанные ими учебники были вычеркнуты из перечня. Так, в Комиссии по развитию образования и науки родилась идея создания портала „Народная экспертиза учебников“, на котором зарегистрированные пользователи могли бы оставлять мнения об учебниках и оценивать их», — рассказал Дощинский.
Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Ланкина объяснила исключение учебников из перечня ужесточением требований. «В 2014 годы вместе с созданием Научно-методического совета мы ужесточили требования. Теперь учебники должны быть представлены в виде завершенной предметной линии, чтобы обеспечивать преемственность образовательного процесса. Все учебники проходят три вида экспертизы — научную, педагогическую, общественную. Кроме того, учебник должен быть представлен в печатном и электронном виде», — отметила Ланкина.
«Мы видим, что в законе „Об образовании“ назрели изменения, поднятые сегодня вопросы целесообразно было бы обсудить на общественных слушаниях с участием представителей ведомства и родительского сообщества», — заключил руководитель Аппарата Общественной палаты РФ Сергей Смирнов.
От Челябинской области в видеоконференции принял участие Валерий Александрович Глазырин, руководитель комиссии по работе с молодёжью Областного совета ветеранов.
По материалам пресс-службы Общественной палаты РФ