24.09.2014
23 сентября состоялось первое заседание рабочей группы «Честная и эффективная экономика» ОНФ в Челябинской области. На нем рассматривались вопросы, касающиеся содружества государств Беларусь, Казахстан и Россия – стран-основателей Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Данная международная организация призвана способствовать интеграции бизнес-процессов, создать Единое экономическое пространство и сформировать Таможенный союз. Однако, как выяснили члены штаба ОНФ, сотрудничество складывается не без проблем.
Сфера экономической жизни Российской Федерации в целом и Челябинской области в частности затрагивает как малый, средний и крупный бизнес, так и социальную сферу. Поэтому вполне естественно, что региональное отделение ОНФ не смогло отойти от насущных вопросов. На заседании «Честная и эффективная экономика» обсуждалось взаимодействие ЕврАзЭС в рамках налогообложения, миграции, таможенного регулирования, выработки равных конкурентных преимуществ, развития логистических услуг и многое другое. Практически по каждому вопросу в законодательстве существуют бреши, а поэтому предстоит разработать рекомендации по корректировке механизма интеграции. Тем более что времени осталось немного – с 1 января 2015 года начнет функционировать Евразийский союз.
По словам руководителя рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Федора Дегтярев, членами ОНФ в Челябинской области в партнерских отношениях Беларуси, Казахстана и России обнаружено много нестыковок: «В едином экономическом пространстве должны быть общие правила игры, равные права, единые законы, без преференций предпринимателям определенных стран. На данный момент, например, казахстанские предприятия имеют преимущества при осуществлении госзакупок в Казахстане. Пересекая российско-казахстанскую границу, по законодательству Казахстана, необходимо застраховать автотранспорт, несмотря на то, что он уже застрахован в РФ. Не урегулирован вопрос с патентом на интеллектуальную собственность, в результате совместные бренды могут быть зарегистрированы в разных странах на разных владельцев. Наша основная цель выявить нестыковки, найти препоны и выработать рекомендации, которые мы будем давать в Центральный штаб ОНФ, в Евразийскую экономическую комиссию, а там уже эти вопросы будут решаться на уровне глав государств».
Особенно актуально на данный момент создание комфортных условий для экономического сотрудничества РФ с республиками Беларусь и Казахстан, в условиях эффективного выполнения установленных санкций – недопущение на территорию России запрещенных для ввоза отдельных видов товаров. В рамках заседания были выявлены факты обхода законодательства, когда из Европейского союза, США, Австралии, Канады и Норвегии, рыба, свинина и сыры транзитом через содружественные государства поступают в Российскую Федерацию. Так в ряде супермаркетов Челябинской области реализуется лосось и форель норвежских производителей под прикрытием поставки из Беларуси. Подобные факты ярко свидетельствуют о неэффективном осуществлении введенных нашей страной санкций.
Как выяснилось в ходе заседания, недобросовестные предприниматели воспользовались таможенной брешью – упраздненным в 2011 году ветеринарным контролем на автомобильном и железнодорожном российско-казахстанском участке границы. Через него они пытаются провозить и реализовывать запрещенную импортную продукцию. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в экстренном режиме усиливает контроль ввоза запрещенных товаров. По словам заместителя начальника ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте управления Россельхознадзора по Челябинской области Марины Смородиной, незаконные продукты, поступившие из Казахстана, будут уничтожаться: «Все грузы должны иметь штамп соответствия ввозимой продукции. Помимо этого, у нас существует единая база – автоматизированная система «Аргус» – в нее вводятся все ввезенные товары, которые двигаются по территории Российской Федерации. Это позволяет отслеживать, когда груз вошел в Россию и конечные точки пути, на которых проводится осмотр. В случае выявленных нарушений, отсутствия штампа будут приниматься меры скорейшего реагирования – от выдворения груза за пределы России до утилизации». Отметим, что на сегодняшний день механизм контроля исполнения отдельных специальных экономических мер до конца не разработан. Перед региональным управлением Россельхознадзора стоит задача усиления полномочий, но четкого алгоритма действий нет. В срочном порядке разрабатываются совместные меры ведомств разного уровня.
В качестве одного из вариантов регулирования законности ввозимых грузов может стать присоединение стран Таможенного союза к российским санкциям. В этом случае возможность транзита запрещенных продуктов будет минимизирована, а эффективность введенных специальных экономических мер достигнет своей цели. «В свете ответных мер против санкций Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, направленных на подрыв стабильного положения России, нам важно без ущерба интересов региона развивать экономические отношения со своим ближайшим соседом, с которым к тому же у нас есть общие границы. Проведя предварительный анализ соглашения о Евразийском союзе, мы выявили проблемные вопросы, которые необходимо срочно выносить на обсуждение. Приведенные на заседании рабочей группы доводы экспертов красноречиво говорят о том, что российские предприниматели находятся в не совсем равных условиях, а это в итоге скажется на интересах и бюджете государства. Поэтому меры нужно принимать безотлагательно», - сообщил руководитель исполкома ОНФ в Челябинской области Денис Рыжий. Уже на следующей неделе состоится выступление представителей регионального штаба Общероссийского народного фронта на Российско-Казахстанском деловом совете, где южноуральцы планируют обратить внимание казахстанской стороны на существующие административные барьеры и проблемные вопросы, препятствующие равноправному деловому сотрудничеству двух дружественных государств.
Исполком регионального отделения
Общероссийского общественного движения
«Народный фронт «За Россию» по Челябинской области