Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 264-74-71

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Об участии активных граждан в формировании участковых избирательных комиссий

06.11.2012

-Когда будет происходить формирование участковых комиссий? -Российская практика формирования УИКов -Чем должна заниматься участковая комиссия?

-Зачем становиться членом УИК с правом решающего голоса? Что потребуется члену с решающим голосом? -Как подать заявку на членство? Когда будет происходить формирование участковых комиссий? Федеральный закон от 02 октября 2012 года (№157-ФЗ) установил, что до 30 апреля 2013 года по всей стране должны быть сформированы участковые избирательные комиссии (УИК), которые будут организовывать и проводить выборы в течение ближайших 5 лет. До сих пор участковые комиссии образовывались каждый раз заново для каждых выборов. До 30 января 2013 года по всей стране распоряжениями глав местных администраций должны быть образованы избирательные участки (тоже на 5 лет вперед). Границы и численность избирателей участков должны быть опубликованы в местной прессе. Каждая УИК организует выборы на территории своего участка. В результате к 30 апреля 2013 года должно быть сформировано более 90 тысяч новых УИК (всего в стране на федеральных выборах действует около 96 УИК, но специфические УИК – в отдаленных воинских частях, на судах и т.п. — не подпадают под действие упомянутого закона и будут образовываться непосредственно перед выборами). Таким образом, начиная примерно с конца января 2013 года, гражданам, желающим стать членами УИК с правом решающего голоса, надо будет предпринять определенные усилия для выдвижения своей кандидатуры. Хотя крайний срок установлен 30 апреля 2013 года, формирование УИК может быть завершено и раньше. Однако важно, что срок выдвижения кандидатур не может быть короче 30-ти дней (см. п.8 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Объявление о приеме предложений в составы УИК должно быть опубликовано в местной прессе. Граждане, желающие выдвинуть свою кандидатуру в состава УИК должны отследить момент начала выдвижения кандидатур. Отсутствие публикации о начале выдвижения кандидатур может быть предметом обжалования в суде. Российская практика формирования УИКов По закону УИКи формируют территориальные избирательные комиссии (ТИК). Одна ТИК соответствует одному сельскому району, району в городе или небольшому городу. Реально же формированием УИК занимается местная администрация. Это связано с тем, что ТИК – «полуобщественный» орган, для подавляющего большинства членов которого (а иногда – и для всех) работа в ТИК не является основной деятельностью; фактически они работают там на общественных началах (за небольшое единовременное вознаграждение). С другой стороны, администрации не очень хочется передавать важнейшие функции по организации выборов «полуобщественным» органам, поскольку сама администрация зависит от результатов выборов. С давних пор сложился определенный механизм формирования участковых комиссий. В настоящее время этот механизм выглядит следующим образом: местная администрация (ее организационный или другой отдел) является держателем списка предприятий и лиц, к которым она обращается, когда надо сформировать УИКи. Обычно – это руководители предприятий, школ, других образовательных и культурно-массовых учреждений. Эти лица составляют костяк УИК из своих сотрудников, причем в качестве органа, осуществляющего выдвижение кандидатур, используют «собрание избирателей по месту работы» (стоит обратить внимание на то, что закон не запрещает выдвигать сразу несколько кандидатур от одного места работы, в отличие от выдвижения от партий и общественных объединений). Иногда администрация помогает включить в эту комиссию «представителей парламентских партий»: если у нее есть хорошие связи с местными отделениями (а уж с «Единой Россией» они всегда есть), то в некоторых случаях партии выдвигают (а точнее штампуют выдвижение) сотрудников данного предприятия. Кроме того с этой же целью используются «ручные» общественные объединения – советы ветеранов, профсоюзы, садоводы, многодетные семьи и т.п. Эта деятельность по набору кандидатов не всегда бывает легкой: в УИКи идут, в основном, неохотно. Поскольку парламентские партии (их у нас 4) имеют по одному квотному месту в комиссиях, бывают случаи, когда в них попадают и настоящие партийцы. Обычно в участковые комиссии не бывает никакого конкурса: заявок администрация готовит ровно столько, сколько мест в комиссии. Однако, изредка бывает, что местные активисты самостоятельно подают свои заявки в комиссию. «Рабочая группа» ТИК, состоящая в первую очередь из тоже администрации, готовит на заседание ТИК пакет документов, в котором предлагает включить в комиссию именно тех лиц, которые были ей набраны. На заседание ТИК выносится проект постановления ТИК с уже готовым списком кандидатур. Сами исходные документы обычно на заседания не выносятся «в связи с большим объемом». В постановлении фигурируют несколько сотен кандидатур (в среднем по стране на один ТИК приходится 35 УИК в среднем по 10 членов каждая), которые надо утвердить, поэтому обычно оно принимается без особых обсуждений. УИКи утверждаются в том составе, который предлагается администрацией (формально, конечно, их предлагает «рабочая группа» во главе с председателем ТИК). При этом в случае возникновения вопросов о не включении той или иной кандидатуры, они парируются убедительными возражениями председателя, например: «слишком молод», «слишком стар», «мало опыта», «у нас уже есть один юрист», «в документах не указано число участников собрания», «далеко живет» и т.д. Оспорить не включение кандидатуры в комиссию (за исключением кандидатур, выдвинутых парламентскими партиями) невозможно: для этого нет юридических оснований. Формально предложения по включению в УИК подаются в ТИК (которая почти всегда находится в здании местной администрации). Если сейчас, при формировании постоянно действующих УИК число предложений резко увеличится, то ТИКи могут попасть в трудное положение: им придется искать больше оснований для отказов в регистрации. Чем должна заниматься участковая комиссия? Полномочия УИК перечислены в п.6 ст.27 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…». Самое главное, что делает УИК – проводит голосование и подсчитывает голоса. В течение пятилетнего срока УИК будет проводить всего лишь несколько выборов. Но ей точно придется проводить одни выборы депутатов Госдумы и Президента РФ, одни выборы региональных депутатов и одни выборы местных депутатов. Возможны варианты, когда выборы будут совмещены, тогда число дней голосования для данной УИК будет меньше, возможны варианты дополнительных выборов, тогда число дней голосования для данной УИК увеличивается. Но в целом можно полагать, что УИК будет задействована в день голосования 2–5 раз. Несмотря на гордое название «постоянно действующая», УИК работает только перед днями голосования. Члены УИК обычно начинают функционировать за 20 дней до дня голосования (сейчас рассматривается вопрос о сокращении этого срока), причем их деятельность до дня голосования не очень обременительна: они устанавливают «дежурства» в помещении УИК и занимаются во время дежурств уточнением списков избирателей, раздачей открепительных удостоверений, оповещением избирателей о выборах. Непосредственно перед днем голосования, в субботу, они оборудуют помещение для голосования, а в случае наличия технических средств голосования (КОИБы, КЭГи) тестируют их. День голосования и подсчет голосов – наиболее напряженная часть работы УИК. Эта работа может продолжаться 14 и более часов. Практически следует рассчитывать на то, что в понедельник Вы будете выбиты из обычного рабочего графика. После выборов члены УИК получают за свою работу денежное вознаграждение. Размер его сильно зависит от региона и примерно равен одному–двум прожиточным минимумам в данном регионе. Конечно, это не может служить стимулом для того, чтобы стать членом УИК. Зачем становиться членом УИК с правом решающего голоса? Это имеет смысл делать, если Вы не доверяете тем выборам, которые проводятся в России. Правда, фальсификации, производимые в УИК, о которых так много пишут СМИ и говорят наблюдатели – это, в действительности, — не основной изъян наших выборов. Более того, можно смело утверждать, что в большинстве УИК никаких фальсификаций не производят, хотя также смело можно утверждать, что большинство УИК не соблюдает процедуры, предписанные законом. В последнее время российские граждане стали более подозрительными по отношению к тому, что у нас называют выборами. Увеличилось количество наблюдателей и членов комиссий с совещательным голосом на избирательных участках. Статус члена комиссии с правом решающего голоса дает несколько больше возможностей по контролю деятельности УИК, чем статус наблюдателя. Однако некоторые возможности этот уменьшает. Дело в том, что член с правом решающего голоса должен подчиняться решениям комиссии по части распределения обязанностей. То есть, если его назначили заниматься голосованием вне помещения, то он должен будет покинуть помещение для голосования и проводить голосование вне помещения. Если члена комиссии назначили выдавать бюллетени, то он уже не может слишком часто отлучаться со своего места, много перемещаться по помещению и наблюдать за действиями других членов комиссии. В чем же тогда его преимущества перед наблюдателем? Их несколько. Во-первых, член комиссии с правом решающего голоса формально обладает и теми правами, которыми обладает наблюдатель и даже больше (он, например, имеет право знакомиться со всеми документами комиссии и получать их копии). Во-вторых, он подписывает протокол избирательной комиссии. В случае несогласия с протоколом, он может либо не поставить свою подпись, либо (что правильнее) подать особое мнение, а в протоколе рядом со своей подписью написать «С протоколом не согласен, подано особое мнение». Вышестоящая комиссия обязана рассмотреть это особое мнение. В-третьих, к мнению члена с решающим голосом по традиции прислушиваются больше (как своя комиссия, так и вышестоящая), он имеет право не только высказать мнение, но и поставить вопрос на голосование, самостоятельно проголосовать. В четвертых, член комиссии с правом решающего голоса имеет больше возможностей доступа к документам комиссии. Если он выдает открепительные, то имеет доступ к реестру выдачи открепительных, если «уточняет список избирателей», то имеет доступ к этому списку. Кроме того, важным является само присутствие в комиссии члена, на которого не распространяются корпоративная солидарность и другие способы влияния. И, конечно, определенным результатом будет любая реакция администрации на массовые самодеятельные предложения в составы комиссий. Еще одна причина для того, чтобы подать заявку на включение в состав УИК – предполагаемое формирование «резерва» членов комиссий. Все отклоненные кандидатуры включаются в резерв. Они могут заменить выбывшего члена УИК или их могут включить в специальную комиссию, которую будут формировать непосредственно перед выборами. Что потребуется члену с решающим голосом? В первую очередь – желание улучшить наши выборы и сделать их реальными. Во-вторую очередь — готовность испытать некоторое психологическое давление и умственное напряжение. А еще: - выдержка, корректность и сдержанность в общении; - компетентность, знание соответствующих разделов избирательного законодательства и избирательной практики. Член комиссии должен будет изучить закон в части, касающейся деятельности УИК, а также различные рекомендации и вспомогательные материалы, публикуемые различными общественными организациями, занимающимися наблюдением на выборах. Как подать заявку на членство? Для выдвижения кандидатуры в УИК следует подать предложение (заявку) в ТИК, которая формирует участковые комиссии. Предложения могут подавать (пункты 1 и 2 ст.22 и п.4 ст.27 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»): А) Органы партий и общественных объединений, уполномоченные на то уставом; Б) Представительный орган муниципального образования; В) Собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Субъекты из пункта А) могут представить по одной кандидатуре в каждую УИК, а субъекты из пунктов Б) и В) – по несколько кандидатур. 4 парламентские партии имеют по одному квотному месту (то есть, их кандидатов нельзя отвергнуть). Такую же квоту имеют партии и общественные объединения, которые на предыдущих выборах на данной территории сумели провести своих депутатов в региональный законодательный орган или в местный представительный орган. В публикации местных СМИ сообщения о начале приема заявок должны быть указаны требования к подаваемым документам. Им надо строго следовать. Еще лучше заранее проконсультироваться в ТИК (фактически – в местной администрации), какая форма документов их устроит. Заявка на одну кандидатуру состоит из двух документов: а) Протокола собрания или решения уполномоченного органа; б) Заявления кандидата о согласии быть членом УИК с правом решающего голоса. И тот и другой документ должны быть составлены строго в соответствии с требованиями, которые установил ТИК (в первую очередь это относится к сведениям о кандидатуре). К сожалению, в некоторых случаях, таких требований просто нет. Тогда у ТИК (точнее – у администрации) появляется возможность отвергнуть кандидатуру под надуманным предлогом. Особенную опасность представляет составление протокола собрания избирателей. Проконсультируйтесь заранее в ТИК о желательной форме такого протокола. В соответствии с правилами делопроизводства такой протокол должен содержать место и время проведения собрания, число участников, указание на избрание председателя и секретаря собрания, список обсуждаемых вопросов, четкую формулировку решения с указанием ФИО и паспортных данных выдвигаемого кандидата, подписи председателя и секретаря собрания. К протоколу должен быть приложен список участников собрания с указанием их года рождения и адреса места жительства.