Новый скандал с застройкой Шершней
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Новый скандал с застройкой Шершней

16.02.2011

В Челябинской области разгорается новый скандал вокруг застройки единственного питьевого водоема для миллионного Челябинска, в котором может быть замешана крупная федеральная государственная структура

. Как выяснила Общественная палата, Федеральный фонд развития жилищного строительства (РЖС) провел ряд аукционов по продаже аренды земель, расположенных рядом с Шершневским водохранилищем, данные об этом указаны в Заключении ОП. Прибыль от подобных сделок, по мнению экспертов, может исчисляться миллиардами рублей…

. Как выяснила Общественная палата, Федеральный фонд развития жилищного строительства (РЖС) провел ряд аукционов по продаже аренды земель, расположенных рядом с Шершневским водохранилищем, данные об этом указаны в Заключении ОП. Прибыль от подобных сделок, по мнению экспертов, может исчисляться миллиардами рублей. 

На пленарном заседании Общественной палаты, которое состоялось 15 февраля 2011 года, члены Палаты утвердили Заключение о нарушениях застройки Шершней и решили направить его в Правительство и Генеральную прокуратуру России. 

Общественная палата Челябинской области продолжает проверку соблюдения законности застройки и приватизации земельных участков в зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища. В результате многочисленных обращений граждан, ОП смогла вскрыть новые факты массового незаконного строительства во втором поясе зоны санитарной охраны. 
В Общественную палату продолжают поступать возмущенные обращения от жителей Челябинской области. Вот одно из обращений, в котором житель Челябинска Александр Филатов подробно описал одну из схем получения земель вблизи единственного питьевого источника Челябинска. Изложенные в обращении факты приковали повышенное внимание Общественной палаты (сохранена орфография автора обращения А.Филатова): 

«Федеральный фонд РЖС 25.06.2010 провел аукцион А24-07/2010 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка общей площадью 382 325 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, п. Западный, для жилищного строительства. Стоимость продажи 1 600 000 рублей за 382 гектара. Сейчас эту землю продают в среднем за 2 000 200 тыс. рублей за 10 соток. Кому пойдут в карман миллиарды рублей от продажи этой государственной земли? 
Аппетит наживы разгорается. 3 ноября 2010 года объявлен аукцион А59-07/2010 по продаже права на заключение договора аренды шести земельных участков, входящих в состав единого лота, общей площадью 356,7277 га, расположенных по адресу: Россия, Челябинская обл., Сосновский район, в целях жилищного строительства. Цена продажи земли 16 000 000 рублей. 
3 ноября 2010 года объявлен еще один аукцион А60-07/2010 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка общей площадью 33,084496 га, расположенного по адресу: участок находится примерно в 1390 м по направлению на северо-запад от ориентира п. Западный, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская обл., Сосновский район, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, Цена продажи 14 080 000 рублей. 
Все эти земли находятся в зоне санитарной охраны и никому нет дела, что эти земли земельным кодексом ограничены в обороте и их запрещено приватизировать. Но ради наживы власть отдает в собственность своему фонду, а тот продает землю в аренду на 49 лет. Все завуалировано: в конечном итоге от крупного собственника через манипуляции в его карман пойдут деньги рекой от продажи в аренду земли, а потом годами этот собственник будет стричь арендную плату, при этом наплевать на санитарное законодательство и на всех жителей Челябинска …». 

Общественная палата отмечает, что в ряде авторитетных областных СМИ уже несколько лет говорится о вопиющих фактах постоянного ухудшения качества питьевой воды в единственном питьевом водоеме для города Челябинска и прилегающих районов –Шершневском водохранилище. Эти данные подтверждают многочисленные официальные эксперты. 

Кроме того, в 2010 году по инициативе Губернатора Челябинской области Михаила Юревича создан Межведомственный областной по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Шершневском водохранилище, который возглавляет первый заместитель Губернатора Олег Грачев. В решении Межведомственного областного штаба от 02.11.2010 говорится, что «главе Сосновского района необходимо принять меры по запрещению строительства на земельных участках, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Шершневского водохранилища до практического решения вопроса о строительстве централизованного канализования и водоотведения сточных вод за пределы Шершневского водохранилища». 

Однако, как отмечает в своем Заключении от 15 февраля 2011 года Общественная палата: «Постановлениями главы Сосновского района выделяются земли для строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садово-огороднических целей, соответственно в дальнейшем осуществляется приватизация земельных участков и регистрация права собственности на неблагоустроенные строения без централизованного канализования в зонах санитарной охраны данного водохранилища и впадающей в нее реки Миасс. 

Органы местного самоуправления повсеместно нарушают статью 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно, не предоставляют в государственный кадастр недвижимости сведения о границах с описанием местоположения установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий - карты (плана) объекта землеустройства, направляемые в орган кадастрового учёта (приложение № 1, п. 3). 

Регистрация права собственности влечет нецелевое использование земли, несанкционированное размещение на охраняемой территории неблагоустроенных домовладений, объектов хозяйственной деятельности, способствующих загрязнению водохранилища. 

В своем Заключении Общественная палата официально заявляет: «В настоящий момент в зонах санитарной охраны Шершневского водохранилища на территории Сосновского района сложилась неуправляемая ситуация с существующей застройкой, появляются новые объекты строительства без соответствующего оформления разрешительных документов

Во втором поясе зоны санитарной охраны расширяются границы населенных пунктов Западный, СНТ Заречный, Петушок и другие. Решения, принимаемые органами местного самоуправления по расширению поселков, основываются на генеральных планах развития территорий и схемах территориального планирования, разработанных с нарушениями законодательства. Застройка происходит без строительства капитальных сооружений для отвода сточных вод и отходов жизнедеятельности за пределы питьевого водоема». 

Также Общественная палата еще раз рассмотрела ситуацию по строительству элитного поселка Холмс и пришла к следующим выводам, которые указаны в Заключении: 

«Имеются факты грубейшего нарушения правил землепользования владельцами поселка Холмс. В поселке Холмс запроектирован слив отходов жизнедеятельности методом поверхностного слива непосредственно в водозабор после бытовых очистных сооружений». 

Согласно санитерно-эпидимологическим нормам, бытовые воды не могут сливаться в питьевые источники. Членами Общественной палаты изучена судебная практика по вопросам рассмотрения споров, связанных с применением земельного законодательства, с охраной питьевых источников водоснабжения. (Приложение № 1, п. 1). 

Приведенные обстоятельства является самостоятельным основанием для признания недействительной государственной регистрации права собственности на земельные участки, расположенные во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Челябинска». 

На основании вышеизложенного подавляющее большинство членов Общественной палаты в ходе Пленарного заседания 15 февраля решили обратиться в Генеральную прокуратуру и Правительство РФ с просьбой привлечь к ответственности федеральные структуры власти за нарушения санитарных правил, незаконную приватизацию земельных участков и строительство элитного жилья в зоне санитарной охраны питьевого водоема. Также ОП рекомендует главе Сосновского района принять меры по запрещению строительства во втором поясе зоны санитарной охраны и внести изменения в документы территориального планирования, направленные на прекращения создания новых или расширения существующих населенных мест в зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища. Главе района также необходимо проинформировать население территорий о порядке оформления договоров купли-продажи и других сделок по земельным участкам и объектам, расположенным в зоне санитарной охраны. 

Общественная палата просит Руководителя Управления Федеральной службы госрегистрации по Челябинской области Игоря Цыганаша принять меры по недопущению случаев регистрации прав собственности и прав аренды на земельные участки вблизи Шершневского водохранилища. 

Также члены Общественной палаты предложили прокуратуре Челябинской области совместно с государственными контролирующими органами, общественными организациями и средствами массовой информации организовать совместный выезд на место и публично проверить соблюдение экологических требований при размещении и строительстве объектов в санитарной охранной зоне Шершневского водохранилища. Предлагается проверить зону от плотины до поселка и за поселком Западный (Сосновский р-н) и по результатам проверки принять меры по привлечению к ответственность должностных лиц, допустивших нарушения земельного и экологического законодательства (полный текст Заключения во вложенном файле). 

Общественная палата поддерживает и считает необходимым развитие малоэтажного доступного жилья, расположенного, в том числе, на берегах водоемов и озер. Однако важнейшим условием подобного строительства является неукоснительное соблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации.