Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 264-74-71

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Невеселая новость для вкладчиков

11.12.2013

Комиссия по общественному контролю за соблюдением прав вкладчиков и инвесторов Общественной Палаты Челябинской области доводит до сведения вкладчиков: Повышение суммы застрахованного АСВ вклада до 1 млн. рублей заморожено на три года. О принятии такого решения премьер-министром Медведевым стало известно неделю назад.

Разговоры о необходимости повышения суммы страховки по вкладам населения с 700 тыс. до 1 млн. руб. идут уже с 2008 года. С этой инициативой выступили Центробанк и Минфин при поддержке АСВ. Более того, законопроект, предусматривающий увеличение застрахованной суммы, не смотря на сопротивление крупных банков с гос. участием, был внесён в Думу и даже принят в первом чтении. Окончательное принятие закона ожидалось весной 2014 года, хотя ряд экспертов и настаивал на том, что принимать его нужно осенью 2013 года, что бы несколько успокоить напрягшихся вкладчиков. Ведь очевидно, что такая мера может быть эффективной лишь как превентивная. Когда же напуганные массовым отзывом лицензий вкладчики начнут выносить деньги из банков, её эффективность будет минимальной. Однако в правительстве распорядились иначе, и после совещания премьер-министра с рядом банкиров, состоявшегося в конце ноября, было принято решение отложить повышение страховых выплат до 1 млн. руб. на 2017-2018 гг. Основными лоббистами этого решения, как сообщала пресса, выступили руководители первой десятки банков, которые «пришли на совещание к премьеру почти в полном составе: Андрей Костин и Михаил Задорнов из ВТБ и его розничной «дочки», Андрей Акимов из Газпромбанка, Андрей Соколов из Альфа-банка, Олег Вьюгин из «МДМ банка», Михаил Алексеев из «Юникредита», Максим Полетаев из Сбербанка и др.». Такая солидарная активность банков первой десятки в блокировании увеличения страховой суммы вполне понятна. Ведь ещё с 1998 года, всякий раз, когда банковский сектор переживал период нестабильности, наблюдался значительный переток средств населения в крупные федеральные банки и банки с гос. участием. В случае же повышения страховой суммы банки первой десятки всерьёз, и не без основания, опасаются оттока части вкладчиков в более мелкие банки, не имеющие доступа к средствам бюджета и госкомпаний, привлекающие свои ресурсы на открытом конкурентном рынке, а поэтому предлагающие вкладчикам более высокие процентные ставки. Сами же они мотивируют свою позицию поддержкой намерений ЦБ по «расчистке» банковского сектора. По их мнению «Слабые банки должны уйти с рынка». В связи с этим Агентству по страхованию вкладов предстоят большие выплаты, ну а потом, когда эти выплаты будут произведены, можно будет и повысить страховку. В этой связи не могу умолчать о позиции высказанной представителем министра экономразвития Алексея Улюкаева, Натальей Бурыкиной. Суть предложения министра в том, что «после увеличения страхового покрытия с 700 000 до 1 млн руб. (предлагается) ввести франшизу, при которой 90% будет покрываться, за счёт средств АСВ а 10% возьмет на себя застрахованное лицо», которое выбирая банк должно самостоятельно оценивать риск размещения в нём своих средств. Такая постановка вопроса представляется мне в высшей степени некорректной. Ведь рядовой вкладчик не обладает специальными знаниями, необходимыми для того чтобы оценить устойчивость кредитной организации. А те единицы, которые такими знаниями владеют, не имеют доступа к необходимой для подобной оценки информации. В тоже время регулятор, получающий отчётность кредитных организаций на ежедневной основе, и осуществляющий периодические комплексные и тематические проверки и имеющий полномочия для получения любой информации, способен и обязан делать это на профессиональном уровне. Собственно в этом-то и состоят регулирующие и надзорные функции Центробанка. Для рядового же вкладчика, при принятии решения о размещении своих средств, должно существовать два критерия устойчивости банка - наличие лицензии Банка России на право работы со средствами населения, и наличие свидетельства о включении в систему страхования вкладов. А за соответствием банка требованиям этих двух документов должны следить АСВ и регулятор. Как бы то ни было, а принятие решения о переносе срока увеличения суммы застрахованного вклада является вполне отчётливым сигналом, свидетельствующем о том, что регулятор и дальше намерен отзывать лицензии у банков (и таких банков будет явно не один и не два), и в преддверии этого не желает увеличивать суммы потенциальных выплат вкладчикам из фонда страхования вкладов. Комиссия по общественному контролю за соблюдением прав вкладчиков и инвесторов Общественной Палаты Челябинской области


Последние новости из рубрики