Необходимы изменения в концепции пожарного надзора МЧС
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Необходимы изменения в концепции пожарного надзора МЧС

08.04.2015

В ГУ МЧС России по Челябинской области согласились с предложениями бизнес-омбудсмена Александра Гончарова.

Предложения по оптимизации количества составов административных правонарушений в статье 20.4 Кодекса Административных правонарушений (КоАП РФ) «Нарушения требований пожарной безопасности» Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Гончаров направил еще в конце прошлого года, после большого семинара с общественными представителями Уполномоченного, где вновь поднималась тема необходимости внесения изменений в концепцию пожарного надзора МЧС. Дело в том, что до настоящего времени КоАП РФ предусматривал за нарушения требований пожарной безопасности наказание сразу в виде штрафов, причем их величина для бизнеса составляет десятки тысяч рублей (на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 400 тысяч рублей), в зависимости от тяжести нарушения. Учитывая пожелания предпринимателей, бизнес-омбудсмен предложил применять и такой вид наказания как «предупреждение» или «административное приостановление деятельности на срок до 90 суток». «Нередки случаи, когда индивидуальные предприниматели или небольшие компании просто не знают, что они нарушают требования пожарной безопасности до тех пор, пока к ним не придут с проверкой представители МЧС. Однако такой визит практически всегда приводит к выявлению сразу нескольких нарушений, за которыми немедленно следуют штрафные санкции. Причем для некоторых видов бизнеса, особенно сельского, уплата сразу 100 тысяч рублей означает остановку деятельности или даже закрытие. У небольших компаний увы, нет таких денег. С другой стороны, эти фирмы могли бы устранить нарушения, исправить недочеты, если бы у них был такой шанс. Мы предложили МЧС предоставить бизнесу эту возможность и ведомство пошло нам навстречу», - прокомментировал ситуацию Александр Гончаров. В итоге из девяти предложений Уполномоченного в статью 20.4 КоАП РФ в ГУ МЧС по Челябинской области шесть согласились принять. Отметим, что о проблеме справедливости наложения штрафных санкций в сфере пожарной безопасности представители бизнес-сообщества из разных муниципальных образований Челябинской области говорили на каждой встрече в формате «круглого стола» с Уполномоченным по защите прав предпринимателей. Эта тема также звучала и в рамках областного Форума бизнес-омбудмена, состоявшемся в конце декабря 2014 года. Кстати, в ходе семинара заместитель начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области Рафаэль Исмагилов говорил и о том, что назрела необходимость наведения порядка в законодательстве, в том числе и в понятийном аппарате. «Мы должны ясно представлять, выходя на проверки, какой величины бизнес перед нами – малый или средний. Между тем сейчас у нас нет четких категорий проверяемых лиц, - уточнял Р. Исмагилов. – Ранее в КоАП предусматривалось деление бизнеса на 5 категорий, потом его отменили, а теперь рассматривается вопрос о возврате. Я считаю, что это упорядочит учет объектов и существенно повлияет на величину штрафов. Мы понимаем, что штрафные санкции в размере 150-200 тысяч рублей способны похоронить бизнес, но логика законодательства нам предписывает их накладывать, хотя в судебном порядке предприниматели могут снизить выплаты до 30 тысяч. Однако не наказывать за нарушения тоже нельзя. По нашей статистике только в сфере малого и среднего бизнеса ежегодно происходит до 200 пожаров, гибнет 6 человек, а сумма ущерба доходит до 40 миллионов рублей». Сложности, возникающие из-за отсутствия градации бизнеса, подтвердил и общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей по вопросам пожарной безопасности Лев Шишкин. «Для органов надзора и небольшой киоск, и завод являются объектами защиты, к которым применяется единый подход, что не совсем правильно, поэтому мы приветствуем намерения МЧС внести изменения в свои концептуальные подходы. Несколько лет витают в воздухе идеи организации экспертного контроля, проведения расчетов рисков, декларирования, но пока нет соответствующего законодательного регулирования, в жизнь их воплотить невозможно. Поэтому пока мы предлагаем остановиться на исправлении частных случаев, сильно осложняющих деятельность бизнеса. К примеру, сейчас надзорные органы имеют право проводить проверки нескольких подразделений одного юридического лица, находящихся в одном регионе (банка и его филиалов). При этом штрафы за нарушения требований пожарной безопасности накладываются на каждое подразделение отдельно. Другими словами, 150 тысяч на 10 подразделений составят уже 1,5 миллиона рублей, что ощутимо даже для крупного бизнеса», - заметил Л. Шишкин. В заключение отметим, что, оценивая совместную работу аппарата Уполномоченного с ГУ МЧС по Челябинской области, бизнес-омбудсмен Александр Гончаров отмечает ее важность для решения предпринимательских проблем, связанных с данной сферой и надеется, что в перспективе она приведет к упрощению и упорядочению взаимоотношений государственных органов и бизнеса. По материалам пресс-службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области