Михаил Смирнов: «Давайте мечтать о собственной региональной авиакомпании!»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Михаил Смирнов: «Давайте мечтать о собственной региональной авиакомпании!»

26.11.2018

«Аэропорт — едва ли не главный локомотив развития и продвижения города и области. Он дает жителям региона свободу передвижения, новые компетенции, рабочие места, налоги и создает новые смыслы».

«Приезжайте и скажите про аэропорт нам в глаза!» Всю прошлую неделю челябинцев «бомбило» после высказывания мэра Екатеринбурга Александра Высокинского о том, что при наличии ВСМ Челябинску не нужна воздушная гавань мирового класса — достаточно Кольцово.

У челябинского аэропорта есть свои преимущества и большой потенциал развития. Почему все пути ведут в Баландино, зачем южноуральской столице своя авиакомпания и какие доходы может приносить воздушная гавань, своими мыслями поделился заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области, руководитель группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов:

 … про высказывание господина Высокинского

Огромное спасибо екатеринбургскому градоначальнику за возбуждение важнейшей для челябинцев темы.

Давно мы не видели такой консолидации общественности в праведном порыве доказать северному соседу свое право на наличие достойной воздушной гавани в южноуральской столице.

Благодаря возмутительному заявлению Александра Геннадьевича жители Челябинска наконец-то начали интересоваться текущим состоянием дел и перспективами развития любимого аэропорта, вспомнили печальную статистику, согласно которой около 22% пассажирооборота аэропорта Кольцово обеспечивается жителями нашей с вами родной области, а 14% — конкретно челябинцами.

 … про аэропорты

В нашем стремительном мире у аэропортов совершенно уникальная функция — это порталы, благодаря которым люди перемещаются в пространстве и времени, открывают для себя новые территории и культуры, становятся частью уникальных технологических операций… Человек не может летать, но современный человек не может не летать…

Это чудо, сократившее расстояния, для современного человека материализуется именно здесь, в современном аэропорту.

Наличие современного аэропорта – обязательный атрибут мегаполиса XXI века, его наличие не обсуждается, а внешний вид является предметом гордости жителей и непременной достопримечательностью.

Если отставить эмоции, в «сухом остатке» получим тезис о том, что современный аэропорт — это высокотехнологичное предприятие, дающее жителям региона свободу передвижения и создающее новые компетенции, новые рабочие места, новые налоги и новые смыслы. Региональный аэропорт едва ли не главный локомотив развития и продвижения города и области.

 … про Баландино

Наш аэропорт, вступивший в строй в 1953 году, по мнению специалистов, расположен весьма удачно с точки зрения близости популярных воздушных трасс и погодно-климатических условий. Это подтверждается данными Росаэронавигации: ежедневно над городом проходит до семидесяти «кроссполярных» рейсов (из Америки в Азию — Прим. ред.) ведущих авиакомпаний мира. 

Территория аэропорта имеет гигантский потенциал развития, транспортная доступность аэропортового комплекса относительно главных районов города не вызывает вопросов. Кроме того, Баландино исторически отличается высоким уровнем аэронавигационного оснащения. Есть у челябинского аэропорта и весьма редкие компетенции, например, уникальная стоянка, на которой могут обслуживаться сверхтяжелые самолеты, которые вместе с грузом и топливом могут весить до 300 тонн.  

В Баландино есть специальная стоянка для сверхтяжелых «Руслан» и «Мрия». В Кольцово такой нет 

Актуальными проблемами челябинского аэропорта, по моему глубокому убеждению, сегодня являются: абсолютно убогий внешний вид (а мы помним, что это главные ворота в регион), совершенно неубедительная дорога в центр (главная дорога в любом современном мегаполисе) и отсутствие собственного южноуральского авиаперевозчика. Если с первыми двумя проблемами все как-то движется (строится, проектируется, ремонтируется), то вопрос «собственных крыльев» даже не выносится на повестку дня.

Современная транспортная наука утверждает однозначно: без собственной авиакомпании любой аэропорт обречен, быть «аэродромом подскока» второго уровня.

«Портал в чудо»: каким должен быть аэропорт

Когда вы набираете в поисковике «Челябинск», должен сразу выскакивать красивый аэропорт. В нем должна быть «придомовая» инфраструктура: красивая стоянка, какой-нибудь самолет или музей. Множество фантастически красивых идей подарил нам архитектурный конкурс ArchChel-2020, на несколько дней Челябинск стал столицей передовой «аэропортно-архитектурной» мысли планеты. После всех обсуждений, конкурсов, согласований и бурных споров началось интенсивное строительство нового терминала челябинского аэропорта.

Проект реконструкции аэропорта выбрали на конкурсе Archchel-2020

Прорывом в области мировой архитектуры это не назовешь, но качественным рывком в развитии воздухоплавания в нашем регионе он, без сомнения, станет. Важно, что оставили в покое старые здания и сооружения аэропортового комплекса и сосредоточились на вопросах качественного сервиса для пассажиров. В перспективе это неминуемо приведет к увеличению пассажиропотока и усилению «транспортного рейтинга» Челябинска.

ВСМ или трамвай?

Теперь про «главную городскую дорогу». В свое время Эдуард Россель (экс губернатор Свердловской области — Прим. ред.) рассказывал, как готовясь к ШОСу (саммиту ШОС 2009 года в Екатеринбурге — Прим. ред.), он на все деньги построил дорогу из аэропорта в центр – вот этот широко известный «Россельбан» или «Россель-штрассе». Потом «упал в ноги» группе «РЕНОВА», чтобы «вскладчину» построить современный аэропорт Кольцово. Именно современная магистраль дала главный толчок увеличению пассажиропотока из аэропорта. 

Хотим мы или нет, для резкого роста спроса на полеты из Челябинска, городу необходима нормальная, прямая дорога до аэровокзала. Сегодняшняя дорога через ЧМЗ – лучший способ «шоковой терапии» для гостей города.

Можно рассмотреть другой маршрут – посмотрите на карте: западный край взлетки практически упирается в улицу 2-ю Павелецкую – город на расстоянии вытянутой руки.

Но мы возим челябинцев (значительное число которых живет на северо-западе) через восточную окраину города, коллективные сады и жуткий частный сектор. Необходимо решить вопрос о регулярном транспортном сообщении аэропорт-центр города-вокзал-северо-запад, никакие маршрутки здесь не помогут. Дальше можно фантазировать в очень широком диапазоне, но свой мини-аэроэкспресс создавать придется. Если стоит задача увеличить пассажиропоток до двух миллионов, комфортной доставкой пассажиров необходимо заниматься на новом современном уровне, автобусами проблему не решить.

Что касается скоростных железнодорожных магистралей, как показывает мировая практика, они эффективны на расстоянии от 300 до 700 км. Мы не попадаем в эту историю, но в нашем случае, ВСМ Челябинск – Екатеринбург вполне может отобрать трафик у обновленного челябинского аэропорта, в первую очередь по причине более широкой географии полетов из Кольцово.

Авиакомпания привезет деньги

Главной целью модернизации аэропорта должно быть создание собственного регионального авиаперевозчика. Именно с его помощью можно увеличить количество рейсов, расширить маршрутную сеть и создать полноценный транспортный узел. В 90-е годы в Челябинске была своя авиакомпания, которая называлась «Энкор». Как челябинское авиапредприятие лишилось самолетов и превратилось в индонезийскую «LeonAIR», наверное, не вспомнит уже никто.

Фото, ставшее историей: брендированные самолеты челябинского авиапредприятия

Аэропорт должен либо развиваться, либо его затопчут. Для развития нужна базовая авиакомпания. Своя. Ростовский «Азимут» начинал с трех арендованных аэрофлотовских «суперджетов». Работали по гарантии правительства Ростовской области. Сегодня это одна из самых быстрорастущих авиакомпаний. Они сделали хаб в аэропорту Платов и из Ростова взяли все «кусты» юга России.

Появление авиакомпании — это огромное количество рабочих мест. Для нее необходима инфраструктура, а она потащит за собой совершенно другой уровень бизнеса. Это пилоты, это техника, обслуживание самолетов.

Ремонтный завод — слабое место любого аэропорта. Екатеринбург 10 лет пытался получить от Airbus лицензию на обслуживание и теперь пол-России летает к ним на обслуживание. У нас уже есть опыт в этом вопросе. Можно возродить цех бортового питания, расширить возможности топливного терминала, в регионе прекрасная база по подготовке авиационных кадров, дальше можно говорить о производстве машин для обслуживания авиационной техники.

Любая пришедшая авиакомпания будет использовать нас как аэродром подскока. Многие даже не заправляются здесь. Налоги они платят в своем регионе. Вот, как «Красное и белое» уходит в Москву вместе с налогами, а здесь останутся только налоги сотрудников.

На дозаправку в Шагол приземляются даже знаменитые «Стрижи»

Даже наш абсолютно закрытый аэродром Шагол развивается по этой модели. Половина военных самолетов, которые летают над городом — транзиты. Им нужны ремонт, запчасти, топливо. Дополнительные деньги получают диспетчеры. Зарабатывает даже столовая, которая кормит экипажи. Создана прекрасная инфраструктура для проведения международных учений.

…и в заключении

Огромное спасибо Александру Геннадьевичу за его горячую заботу о Челябинске и челябинцах! Надеюсь, благодаря его заботе резко поднимется интерес к развитию авиационного транспорта на Южном Урале. С нетерпением ждем его суждения о ненужности в нашем городе нового концертного зала и современного физкультурного комплекса для игровых видов спорта.