22.11.2012
В Челябинской области более 3900 некоммерческих общественных организаций и объединений.
Ежегодно создаются по 200-250 общественных организаций. Примерно столько же ежегодно прекращают свою деятельность.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области за период с 2009 по 2012 года в суды Челябинской области направлено 824 исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций, а также о признании общественных и религиозных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица и исключении данных о них из единого государственного реестра юридических лиц.
Наличие в ЕГРЮЛ юридических лиц, которые фактически не осуществляют никакой деятельности, влечет за собой негативные явления, которые, в частности, проявляются в том, что соответствующие государственные органы вынуждены нерационально осуществлять контрольно-надзорные функции, а сам ЕГРЮЛ превращается в свод неактуализированных данных.
Основанием для направления большей части исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций является неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно документов, содержащих отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Если подсчитать сколько тратят нерационально времени и средств, государственные органы власти, в том числе и судебные органы, то получаются колоссальные затраты на непродуманные действия лиц, начавших и бросивших общественную деятельность.
Просьба ко всем некоммерческим организациям беречь свое время и время других. Не так много необходимо времени, чтобы до 15 апреля каждого года подать отчет о своей деятельности в Управление Минюста по Челябинской области и, в конечном итоге, получить признание своих добрых дел.
Пресс служба Общественной палаты
Челябинской области
Информация Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области по "ликвидации и исключению из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о некоммерческих организациях, фактически прекративших осуществление уставной деятельности".
Рассматриваемый вопрос, связанный с исключением прекративших свою деятельность некоммерческих организаций из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) представляется актуальным, учитывая наличие в России большого количества некоммерческих организаций, формальное существование которых не представляет общественного значения.
Наличие в ЕГРЮЛ юридических лиц, которые фактически не осуществляют никакой деятельности, влечет за собой негативные явления, которые, в частности, проявляются в том, что соответствующие государственные органы вынуждены нерационально осуществлять контрольно-надзорные функции, а сам ЕГРЮЛ превращается в свод неактуализированных данных. В свое время специалистами, подготовивших проект изменений, внесенных в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2005 г. было подсчитано, что ликвидация формально существующих юридических лиц с учетом реальных возможностей судебной системы займет не менее 15 лет.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской
Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147 территориальные органы Минюста России наделены полномочиями по предъявлению исковых заявлений в суд о ликвидации некоммерческих организаций, а также о признании общественных и религиозных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица и исключении данных о них из единого государственного реестра юридических лиц.
Данные полномочия широко используются Управлением, о чем свидетельствует тот факт, что за период с 2009 по 2012 года в суды Челябинской области направлено 824 исковых заявлений по различным основаниям.
При осуществлении деятельности по ликвидации в судебном порядке некоммерческих организаций Управление руководствуется ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. ст. 29, 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82- ФЗ «Об общественных объединениях», ст. ст. 9, 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Основанием для направления большей части исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций является неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно документов, содержащих отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Также одним из оснований для ликвидации некоммерческих организаций является неоднократное непредставление в установленный срок информации об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Обращение Управления в суд с требованиями, основанными на вышеуказашшх нормах закона, преследует цель получения судебной констатации факта прекращения деятельности некоммерческой организации в качестве юридического лица с последующим намерением исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.
Доказательства фактического прекращения деятельности в качестве юридического лица собираются специалистами Управления в ходе подготовки искового заявления путем совершения выездов на место нахождения организаций, направления запросов в Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области и Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, а также в ходе проведения проверочных мероприятий. Кроме того, Управлением направляются в суды Челябинской области судом исковые заявления о ликвидации некоммерческой организации по основаниям абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
В случае принятия судом решения о ликвидации организация обязана пройти процедуру ликвидации, за исключением случаев принятия судом решения в отношении общественного объединения или религиозной организации, поскольку законодатель прямо предусмотрел норму закона при которой организации считаются прекратившими свою деятельность и подлежат исключению из ЕГРЮЛ без прохождения процедуры ликвидации.
Статьей 63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, предусматривающий создание ликвидационной комиссии, опубликование данных о государственной регистрации юридического лица в связи с началом процедуры его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами, составление ликвидационного баланса и другие процедуры.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению процедуры ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Управление в своей правоприменительной практике столкнулось с проблемой неисполнения решений судов некоммерческими организациями по прохождению процедуры ликвидации.
Так, за период с 2009 по 2011 год в суды Челябинской области по различным основаниям направлено 824 исковых заявления о ликвидации некоммерческих организаций. Удовлетворено судами за указанный период 813 исковых заявлений, в отношении 11 исковых заявлений в удовлетворении исковых заявлений отказано. Вместе с тем добровольно процедуру ликвидации прошли и исключены из ЕГРЮЛ лишь 478 некоммерческих организаций. Не прошли процедуру ликвидации и не исключены из ЕГРЮЛ в соответствии с решениями суда, до настоящего времени, 346 некоммерческих организаций.
Неосуществление государственной регистрации в связи с ликвидацией влечет за собой наличие недостоверных сведений в едином государственном реестре юридических лиц и ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления, поскольку организации, в отношении которых принято решение о ликвидации, до окончания процедуры ликвидации, установленной Гражданским Кодексом Российской Федерации, имеют статус «действующее» и фактически могут продолжать осуществлять деятельность и совершать юридически значимые действия.
Руководствуясь определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2006 № 82-Г06-5, а также правоприменительной практикой других территориальных органов Минюста России, Управление, начиная с 2012 года, направляет исковые заявления о ликвидации некоммерческих организаций уже не с требованиями о ликвидации, назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определения процедуры ликвидации, а содержит требования о ликвидации некоммерческих организации и об исключении их из ЕГРЮЛ.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, требование о возложении обязанности по ликвидации некоммерческой организации на учредителей не основано на законе.
В определении Верховного суда Российской Федерации было отмечено, что абз.2 п. 3 ст. 61 ГК РФ предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению процедуры ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.
При этом решение суда о ликвидации некоммерческой организации без возложения обязанности по ликвидации на ее учредителей не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и, как считает Верховный Суд Российской Федерации, не препятствует проведению процедуры ликвидации в соответствии со статьями 61-64 ГК РФ после принятия судом решения о ее ликвидации.
Указанная выше позиция суда существенно упрощает исполнение вынесенного решения, поскольку исковые заявления, как правило, направляются в отношении некоммерческих организаций, фактически не осуществляющих свою деятельность длительное время, отсутствующих по месту регистрации. Должностные лица таких организаций, уполномоченные представлять их интересы, также отсутствуют.
Сложившаяся в Управлении за текущий период 2012 года практика направления таких исковых заявлений показывает, что, как правило, заявленные исковые требования судами удовлетворяются в полном объеме (около 90%). Однако имеют место решения судов, где исковые требования удовлетворены частично.
Хотелось дополнительно отметить, что Управлением для решения проблемы по исключению из ЕГРЮЛ некоммерческих организаций, находящихся в процессе ликвидации, и в добровольном порядке их не исполняющих в Управление Федеральной налоговой службы России по Челябинской области 02.08.2012 направлены сведения о 206 некоммерческих организациях, находящихся в стадии ликвидации за период с 2009 по 2012 года, для их исключения по основаниям, предусмотренным ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В настоящее время, по информации Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области рассматривается вопрос по исключению из ЕГРЮЛ в отношении 50 некоммерческих организаций.
Кроме того, в Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области и его отделы по вопросам осуществления принудительного исполнения судебных решений по прохождению процедуры ликвидации некоммерческими организациями, которые не исполняют их в добровольном порядке в установленные решением суда сроки и порядке, направлены 122 исполнительных листа, запрошенных Управлением в 1 квартале 2012 года за период с 2010 по 2012 года.
Необходимо отметить, что случай отказа в удовлетворении исковых требованиях в полном объеме в текущем периоде 2012 года имел место единожды. Так, Управлением было направлено исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации на основании п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивировав это тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях, предусмотренных этой статьей ГК РФ. Суд исходил из содержания приведенной выше нормы закона в толковании, данном в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьями 61 и 99 ГК РФ. Согласно данному Постановлению отдельные нарушения нормативно-правовых актов, допущенные как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, сами по себе не могут являться единственным основанием для ликвидации юридического лица при условии, что эти нарушения носят устранимый характер.
Управление в своей правоприменительной практике по ликвидации некоммерческих организаций сталкивается с еще одной проблемой - неполучением судебных решений по рассмотренным судами делам с отметкой о вступлении в законную силу. Данное обстоятельство ведет к тому, что Управление не может внести необходимые сведения в ЕГРЮЛ по некоммерческим организациям, которые ликвидированы в судебном порядке. Так Управлением за период деятельности с 2009 по 2011 года запрошено 105 решений с отметкой о вступлении в законную силу. Поступило с отметкой о вступлении в законную силу только 84 решения. По 21 решениям Управлением не получены решения. В настоящее время, для разрешения данной ситуации, Управлением Подготовлены письма на имя председателей судов с повторной просьбой о предоставлении решений с отметкой о вступлении в законную силу.
Подводя итоги, можно отметить, что в целом практика, складывающаяся в Управлении, по направлению исковых заявлений о прекращении деятельности и ликвидации некоммерческих, общественных и религиозных организаций за нарушение действующего законодательства Российской Федерации является единообразной. Отказы в исковых требованиях носят единичный характер. Возникающие проблемы не превращаются в общую тенденцию, способствуют активному поиску выхода из сложившихся ситуаций, в том числе путем усиления взаимодействия с другими органами государственной власти.
Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Челябинской области