Конституция, но не константа
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Конституция, но не константа

26.03.2020

В Челябинске презентовали доклад о международном опыте изменений в Основной закон. Изменения в Конституцию – обычная мировая практика, которая затронула основные законы многих стран, об этом заявил федеральный координатор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алексей Песков, представивший в Челябинске доклад «Международный опыт изменения основного закона страны», подготовленный НОМ. Брифинг состоялся при поддержке Общественной палаты Челябинской области. Как пояснил ее руководитель Николай Дейнеко, причиной организации мероприятия стал шквал обращений от граждан, которых волнует не только коронавирус, но и будущее страны. Подробности международного опыта по изменению конституции и мнение гражданских институтов по этому поводу – в обзоре Агентства новостей «Доступ».

«На протяжении  вот уже 1,5 месяцев в Общественную палату Челябинской области поступает шквал обращений, касающихся поправок в Конституцию России. Граждан интересуют и процесс, и сама суть поправок, которые были предложены для внесения, у людей возникают вопросы по выборной процедуре, самое главное – они интересуются, насколько вот это голосование будет законным, легитимным, насколько чистой и прозрачной будет процедура. Мы понимаем озабоченность людей, полностью с ними солидарны, поскольку вопрос касается всех граждан РФ», – подчеркнул важность вопроса руководитель Палаты Николай Дейнеко.  

Он также отметил, что в таких крупных и важных вопросах всегда неизбежно появление тех, кто будет призывать или игнорировать поправки, или вообще не приходить и не голосовать, однако, по мнению председателя, такое поведение как минимум непродуктивно. «Мы должны понимать, что прийти на голосование и высказать свое мнение – это наш долг, прежде всего. И это огромная ответственность. То есть мы, те, кто голосует – и не голосует – на себя берем ответственность за будущее нашей страны, за тот путь, который мы выберем на ближайшие десятки  лет», – подчеркнул Николай Дейнеко.

Глава ОП Челябинской области напомнил, что Конституцию России «не трогали» с 1993 года, а между тем, жизнь ушла довольно далеко от реалий тех лет, и это касается не только технологий, но и взаимоотношений между властью и обществом, но и роста самосознания граждан, но и все более уверенного развития гражданского общества. А значит, нынешний Основной закон не в полной мере отражает современность. Иными словами, необходимость модернизации Конституции обусловлена самой жизнью. Проблема – в том, что общество недостаточно информировано о международной практике организации и проведения национальных конституционных реформ, постоянно проходящих в странах мира.

Специалисты Ассоциации НОМ подробно изучили зарубежные практики в сфере проведения голосования по вопросам внесения изменений в основные законы государств, проследили, как часто меняются конституции в других странах. Кроме того, в докладе «Международный опыт изменения Основного закона страны» речь шла о международных актах, имеющих рекомендательный характер по процедурам, связанным с внесением изменений в Основной закон государства.

Как отметил федеральный координатор ассоциации Алексей Песков, современный мир не знает ни одного государства, которое в ходе своего поступательного развития не вносило бы изменений в конституцию страны. «Венецианская комиссия Совета Европы, все конституции, достигшие определенного "зрелого возраста", отражают интересы не современных, а прежних поколений. Общество просто недостаточно информировано о международной практике организации и проведения национальных конституционных реформ, постоянно проходящих в странах мира», – отметил он.

В Основной закон Германии в 1949 году было внесено 218 (!) поправок, в Конституцию США – 27, Франции – 18, Италии – 14 поправок.

Авторы доклада предполагают, что причины недоверия некоторых граждан к процедуре общероссийского голосования за принятие или изменение конституции следует искать в истории – в России просто нет такой традиции, мнение народа мало когда учитывалось. «Хочу напомнить, что первая Конституция в истории нашего государства была подарена народу императором Николаем II. Конституции 18-го, 24-го, 36-го и 77-го годов принимались Верховным Советом РСФСР или СССР соответственно, только впервые прошло общенародное голосование в 1993 году, но нужно сказать, что они проходило в таких условиях, когда публикаций и обсуждений публичных на эту тему было предельно мало», – отметил Алексей Песков.

Плюс люди чаще всего варятся в собственном соку и не особо интересуются, как это происходит у соседей. Поэтому есть мнение, что Конституция – это некая константа, не подлежащая изменениям. Однако эта позиция расходится с наиболее авторитетными мировыми точками зрения и позициями мировых организаций, которые, наоборот, сегодня говорят о необходимости обновления конституций в соответствии с изменяющимися реалиями.

«Средняя частота внесения поправок в разных странах составляет 11 лет, причем в ряде государств изменения вносятся достаточно часто: в Швейцарии – ежегодно, в Венгрии – ориентировочно раз в два года, Таиланд – раз в четыре года, Португалия, Финляндия, Польша – все это опыт внесения поправок с частотой до 10 лет», – подчеркнул Алексей Песков, отметив, что именно возможность внесения избирателями изменений в Основной закон предполагает законность того или иного конституционного строя.

При этом Венецианская комиссия придерживается мнения о том, что наиболее оптимальным вариантом организации процесса внесения поправок выступает такой сценарий, где выработку формата закона осуществляет парламент, а для усиления легитимности изменений содержание поправок может стать вопросом для прямого волеизъявления – чтобы удостовериться в правильности выбранного решения.

«Если говорить о российском опыте и непосредственно предстоящем голосовании. Существующий порядок внесения поправок в Конституцию реализуется посредством принятия отдельного федерального закона. В данном случае – по инициативе главы государства – к сохраняющемуся порядку внесения поправок (рассмотрение и принятие в обеих палатах парламента, утверждение региональными парламентами, подписание президентом) предложена демократическая форма волеизъявления граждан по данному вопросу, а именно общероссийское голосование. Именно итоги волеизъявления граждан станут ключевым фактором, который определит вступление конституционных поправок в силу. Это свидетельствует о демократическом характере предлагаемых преобразований», – констатирует эксперт НОМ.

Таким образом, положение об одобрении проекта большинством от числа принявших участие в голосовании граждан, по словам Пескова, полностью согласуется с рекомендациями Венецианской комиссии, которая считает вполне допустимым проведение референдума по проекту правового акта в целом, а не за или против отдельных поправок, включенных в этот проект.

Глава Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко также поднял вопрос чистоты и прозрачности предстоящего голосования. «В 2018 году Палата выставляла более 4 тыс. наблюдателей на выборах президента, в 2019 году 3 тыс. наших наблюдателей работали на выборах губернатора Челябинской области. Так что в этом плане у нас есть уже богатый положительный опыт. В этот раз Общественные палаты – и региональная, и федеральная – выступят основными площадками по организации деятельности наблюдателей. Сейчас идет подготовительная работа: в ежедневном режиме встречаемся с общественными объединениями, некоммерческими организациями, идет подбор кандидатур в наблюдатели», – отметил Николай Дейнеко.

Он уточнил, что только в Челябинской области на голосовании по поправкам в Конституцию будет работать более 10 тыс. наблюдателей, причем стать им может практически любой – при условии обучения. «Если кто-то переживает за то, что данная процедура будет проходить непрозрачно, он может сам стать наблюдателем. Любой дееспособный гражданин, достигший 18-летия, если он не является чиновником или депутатом (есть ряд ограничений), может обратиться в Палату с заявлением, после этого кандидат в наблюдатели пройдет обязательное обучение, и в день голосования мы направим его на избирательный участок», – отметил Дейнеко.

«В этом году стоит задача провести общественное наблюдение по качеству не ниже, чем на выборах президента. Будем стараться», – добавил он.