26.08.2014
1 сентября 2014 г. вступает в силу закон о лицензировании управляющих организаций. Практические шаги реализации закона, его плюсы и минусы обсудили в Общественной палате РФ 25 августа.
«Этот закон неоднозначный. Об этом я говорил и на встрече с Президентом России. В нем есть недоработки, — заявил председатель Комиссии ОП по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор, открывая слушания. — Но никогда не поздно вносить изменения».
По мнению первого заместителя Секретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба, в настоящее время нужно наработать правоприменительную практику по закону: самое главное — не допустить злоупотреблений в процессе как выдачи, так и отмены лицензии.
«Здесь нельзя уйти от государственного контроля и надеяться только на саморегулирование, — подчеркнул первый замсекретаря. — Важен и общественный контроль».
«Общественная палата будет постоянно проводить мониторинг ситуации в этой сфере», — заверил Гриб. Без гражданской активности реализация этого закона невозможна, уверен он.
Поэтому член ОП призвал общественных представителей повышать активность и заинтересованность населения. «Без жильцов большинство проблем ни управляющие компании, ни муниципалитеты не в состоянии решить», — сказал он.
Законопроект о лицензировании управляющих компаний должен сначала проявить себя, а потом, в случае необходимости, нужно вносить точечные изменения в документ, в свою очередь заявил заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.
«Идеальный закон трудно создать в силу того, что Россия — огромная страна, в ней десятки тысяч управляющих компаний, в связи с чем, некоторых из них не устроит этот закон. Но речь не идет о том, чтобы завтра вносить изменения в документ: для этого нужно наработать практику, а уже потом об этом говорить. Нам необходимо сначала создать лицензионные комиссии, провести квалификационные экзамены, выдать лицензии», — отметил он.
А первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Александр Козлов озвучил инициативы и предложения по предотвращению коррупционных рисков при лицензировании, которые в том числе прописаны и в законе.
Во-первых, это то, что лицензионные комиссии будут коллегиальным органом с участием представителей органов региональной, местной власти, общественных и саморегулируемых организаций, а не только госорганов. Как сообщил эксперт, в методических рекомендациях Минстроя указано, что в лицензионных комиссиях должно состоять не более 20 человек. «В некоторых регионах их всего7-9 . Маленький состав — это неправильно. Чем больше размер лицензионных комиссий, тем лучше», — сказал Козлов.
Что касается проведения квалификационных экзаменов для управляющих компаний, то, по его словам, в «билетах» много неоднозначных формулировок вопросов и ответов. «Нужно изначально избавиться от всех двойных толкований и неточностей», — подчеркнул эксперт. Игорь Шпектор поддержал мнение и вдобавок предложил, чтобы компаниям дали время на серьезную подготовку к экзамену.
Во-вторых, создание апелляционной комиссии на федеральном уровне. Поскольку, не исключает Козлов, после решений об отказе в лицензии на региональном уровне могут начаться многочисленные судебные волокиты. Создание подобного органа позволит снизить их количество и разрешить часть проблем, считает он.
«Закон предполагает отзыв лицензии в том случае, если 15% домов исключены из управления этой компанией, а исключение происходит по двум и более административным нарушениям. Поэтому возможны конфликтные ситуации, может быть использован административный ресурс и компания может необоснованно лишиться лицензии. Возможна ситуация, при которой 85% жильцов довольны, а 15% — нет. Надо подумать над этой пропорцией», — озвучил еще одну проблему лицензирования член Общественной палаты Артем Кирьянов.
В связи с этим он предлагает создать закрытый список тех, кто может входить в лицензионные комиссии. «При этом важно, что бы реестр управляющих организаций и реестры дисквалифицированных лиц находились в одних руках, были просты и доступны для граждан. Есть предложения, как это сделать, надеемся, что Минстрой эти предложения поддержит», — сказал он.
По мнению Кирьянова, закон о лицензировании управляющих компаний позволит частично навести порядок в сфере ЖКХ.
На слушаниях также было высказано предложение о том, чтобы к 1 февраля запросить у регионов информацию о том, как проходит процесс лицензирования, чтобы оценить, успеют ли они закончить процесс к 1 мая 2015 г.
Пресс-служба Общественной палаты РФ
https://www.oprf.ru/press/news/2014/newsitem/25823