Итоги муниципального рейтинга состояния инвестиционного климата Челябинской области
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Итоги муниципального рейтинга состояния инвестиционного климата Челябинской области

28.07.2016

Муниципальный рейтинг состояния инвестиционного климата Челябинской области в 2015 году был сформирован силами института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, общественных представителей бизнес-омбудсмена в муниципалитетах, предпринимательского сообщества в рамках поручения Губернатора Челябинской области.

Главная цель рейтинга – оценить политику органов местного самоуправления по улучшению инвестиционного климата. Все 43 муниципальных образования Южного Урала были оценены по 36 показателям, которые, в свою очередь, входят в четыре основных направления, предложенные Агентством стратегических инициатив (АСИ). Это - регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого и среднего предпринимательства. Итоги рейтинга таковы: в группе городов с населением более 100 тысяч человек, лидирует Магнитогорск. На втором месте – Златоуст, на третьем – Челябинск. На отстающих позициях – Копейск. В группе муниципалитетов с численностью менее 100 тысяч на первом месте Еманжелинский район, средние позиции удерживают Уйский район и Южноуральск, на последнем месте – Агаповский и Аргаяшский районы. Среди закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) лидер – город Трехгорный. За ним располагаются – Снежинск, Локомотивный и Озерск. Комментируя ранжирование, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров отметил, что ни один муниципалитет не попал в Группу I по величине интегрального индекса, применяемого АСИ. Помимо этого опрос бизнес-сообщества на местах показал низкую активность респондентов, неверие в изменение ситуации к лучшему. К тому же часто данные, предоставленные муниципалитетами, требовали проверки и корректировки и не обладали должной полнотой, что может свидетельствовать и низкой квалификации сотрудников муниципалитетов, отвечающих за формирование инвестклимата. «Результаты нашего исследования говорят о необходимости системно продолжать работу по улучшению инвестиционного климата в каждой территории. Приведу конкретные примеры. Только десять муниципалитетов самостоятельно подают на государственную регистрацию договоры аренды муниципального имущества; в пяти районах до сих пор нет должностных лиц, занимающихся реализацией инвестиционной политики, в 16-ти муниципалитетах отсутствует координационный орган по вопросам привлечения инвестиций. Лучшие по качеству презентации об инвестиционной привлекательности муниципалитета созданы в Челябинске и Еманжелинске, при этом 21 муниципалитет вообще не имеет таких презентаций, а в остальных часть информации не являлась актуальной на момент проведения рейтинга», - отметил бизнес-омбудсмен, предложив главам муниципальных образований доработать разделы сайтов, предназначенных для инвесторов, сделать их максимально насыщенными и в тоже время, удобными для работы. «По итогам нашей работы стало понятно, что ряд проблем можно решить, применив простое, с точки зрения бюджетных затрат, управленческое решение. Другими словами, нужно привлечь людей, которые бы отвечали за обновление на интернет-ресурсах муниципалитетов информации для инвесторов, ведь во всем мире интернет стал основным источником информации. Если предпринимателя заинтересуют инвестиционные возможности района, он сделает звонок в администрацию и предпримет дальнейшие действия», - говорит один из составителей рейтинга, общественный представитель Уполномоченного по информационным технологиям и связи Илья Таболин. Что касается такого важного показателя инвестпривлекательности, как дорожная инфраструктура, то по данным опросов предпринимателей, нормативным требованиям соответствует от 10 до 70 процентов дорог местного значения. При этом власти шести муниципалитетов признали свои дороги на 100 процентов соответствующими нормативам (Красноармейский, Катав-Ивановский, Кунашакский, Нагайбакский районы, Локомотивный и Трехорный). Выявлена еще одна неблагоприятная тенденция – в 2015 году значительно уменьшилось количество земельных участков для бизнеса, сформированных и выставленных муниципалитетами на аукционы или предоставленных в пользование. Кое-где аукционы и вовсе не поводились. В среднем на Южном Урале количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тысяч жителей составляет 255 единиц. «Как известно, сильный малый бизнес обеспечивает экономический рост, создает рабочие места, формирует устойчивую базу для налогообложения и генерирует налоговые поступления в бюджеты. У нас всего 9 муниципалитетов, сопоставимых по этому показателю со странами Евросоюза. То есть, в этих территориях на 10 тысяч приходится от 350 до 680 малых предприятий. Это Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Чебаркуль, Кыштым, Южноуральск, Озерск, Трехгорный и Сосновский район», - говорит Александр Гончаров. Более чем в половине муниципальных образований нет инвестпроектов, по которым были бы заключены инвестиционные соглашения. В этом списке присутствует и Челябинск. Однако есть и ведущие муниципалитеты, которым удалось заключить более 8-ми инвестсоглашений. Речь идет о Трехгорном, Кыштыме и Увельском районе. В тройке лидеров по доле налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса значатся Троицкий, Еманжелинский и Аргаяшский муниципальные районы. Худшие показатели демонстрируют Верхнеуральский и Пластовский районы. «При этом, несмотря на низкий уровень налоговых поступлений, в данных районах в объеме «выше среднего» расходуются бюджетные средства на поддержку бизнеса. Это говорит о неэффективности такой работы», - замечает Уполномоченный. Также отметим, что по количеству жалоб от предпринимателей в адрес бизнес-омбудсмена лидируют Челябинск (35% от общего количества всех обращений в 2015 году), Миасс (15%) и Копейск (13%). Итоги рейтинга Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров впервые презентовал в ходе заседания Штаба по ликвидации административных барьеров для бизнеса, который состоялся под председательством Губернатора Бориса Дубровского 22 июля в Еманжелинске. Отметим, что на заседании присутствовали главы практически всех муниципалитетов Южного Урала. «Результаты рейтинга – это повод задуматься всем нам. Оценка деятельности муниципалитетов должны быть понятной и объективной. При этом принцип соревновательности между муниципалитетами очень важен в целом для региона, учитывая наши планы подняться в национальном рейтинге АСИ. Соперничество благоприятно отразится на всем инвестиционном климате области и необходимо подумать, как поощрить те муниципалитеты, которые добьются хороших показателей в инвестиционном рейтинге по итогам 2016 года», - прокомментировал выступление челябинского бизнес-омбудсмена Борис Дубровский. Работа по составлению нового муниципального рейтинга начнется в конце текущего года. По материалам пресс-службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области