Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 264-74-71

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Информация к заседанию областного Совета по кадровой политике в Челябинской области

11.11.2011

Об организации оценки и сертификации профессиональных квалификаций в Челябинской области. Скворцов В.Н. – председатель Общественной палаты Челябинской области, член правления СПП. По итогам заседания Госсовета Российской Федерации от 31 августа 2010 года были выданы поручения главой государства Дмитрием Медведевым по созданию независимой системы сертификации профессиональных квалификаций кадров на основе профессиональных стандартов. Для координации этой деятельности в России создан Общественно-государственный совет и его базовая организация АНО «Национальное Агентство развития профессиональных квалификаций». В Челябинской области проделана значительная работа по реализации этого направления, а именно: - с 2006 г. Ассоциацией Ресурсный центр «Универсум», созданной ЮТПП и «ПРОМАСС», ведется работа по созданию профессиональных стандартов, отрабатываются методики их разработки в статусе федеральной экспериментальной площадки. - в 2008 г. работодателями создан АНО «Центр развития образования и сертификации персонала», который разработал и апробировал процедуру сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений и персонала предприятий. - в 2010 г. в соответствии с решением Правления «ПРОМАСС» учредил экспертно-методический центр «Эталон», осуществляющий подготовку экспертов в различных видах экономической деятельности. - в 2010 г. подписано Соглашение между региональным объединением работодателей «ПРОМАСС» и Национальным Агентством развития квалификаций (НАРК) РСПП о создании в Челябинской области системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций. - Разработаны предложения работодателей по этому вопросу и включены в областную целевую «Программу развития профессионального образования Челябинской области на 2011 -2015 годы». - Подготовлены и обсуждены на заседании Союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации «ПРОМАСС» предложения о создании областного совета по кадровой политике при Губернаторе. - Совместно с Национальным Агентством развития квалификаций на базе Законодательного Собрания области проведена видеоконференция по проблеме создания системы независимой оценки квалификаций персонала. Подобная работа активно ведётся в Москве, Татарстане, Екатеринбурге, но Челябинская область имеет явное преимущество в этом вопросе перед другими субъектами РФ, так как уже реально созданы и действуют структуры, являющиеся элементами системы, предлагаемой РСПП И НАРК, и сегодня есть реальный шанс стать базовой экспериментальной площадкой по отработке модели независимой оценки квалификаций персонала в Уральском федеральном округе. Проблемой сегодняшнего дня является отсутствие органа, который бы целенаправленно и активно координировал эту деятельность в регионе. Поэтому необходимо стало создание регионального Агентства развития квалификаций, как это делается в других субъектах Федерации. В связи с этим, а также учитывая важность решения проблемы и заинтересованность членов СПП в формировании кадрового потенциала для инновационной экономики Челябинской области, начато системное обсуждение данного вопроса на заседании Правления СПП с участием инициативной группы СПП, Правительства и Законодательного Собрания, на котором предопределяется порядок действий всех заинтересованных сторон в создании системы независимой оценки качества профобразования, сертификации квалификаций выпускников, персонала предприятий и организаций, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. 24-25 ноября 2011 года Челябинский государственный университет при поддержке Правительства, Законодательного Собрания, Общественной палаты Челябинской области проводит третий Южно-Уральский социальный форум «Опережающая подготовка кадров - основа комплексной модернизации региональной экономики». Подготовлен вопрос «О роли региональных объединений работодателей в создании системы независимой оценки квалификаций выпускников учреждений профессионального образования и корректировке образовательных программ». Обсуждаются вопросы «О перепроизводстве отдельных категорий работников на региональном рынке труда». Обсуждаются механизмы согласования контрольных цифр приёма в учреждения профессионального образования на подготовку кадров по разным видам экономической деятельности с учётом потребности в высококвалифицированных кадрах территориально- экономических кластеров. Обсуждаются и другие вопросы: прогнозирование потребностей экономики муниципальных образований в высококвалифицированных кадрах; методология и методики прогноза; опыт муниципальных образований в разработке программ социально-экономического развития с учётом опережающей подготовки кадров для их реализации. В настоящее время практически решен вопрос о создании регионального Агентства развития квалификаций. Учредителем агентства стали Союз промышленников и предпринимателей и ПРОМАСС. Имеются методические разработки по созданию отраслевых центров сертификации по видам экономической деятельности. Надо готовиться к их созданию и в дальнейшем распространять деятельность на предприятиях. Направлена заявка в Агентство стратегических инициатив Челябинской области с просьбой оказать содействие продвижению создания центра сертификации кадров. Необходимо поддержать инициативу создания центра сертификации кадров идеологически, политически. Необходимо постановление Правительства Челябинской области, как идеологическая поддержка кадровой политики. Убедительны слова губернатора М.Юревича на заседании Законодательного Собрания 24 февраля 2011 года: «Есть проблемы, которые тормозят инвестиционный процесс и обновление экономики. Одна из них - кадровая. Приведу пример. Впервые за много лет в области резко вверх пошла горнодобывающая промышленность - 27 процентов роста. Но мешает большой дефицит специалистов высшего и среднего звена. Одна из стратегических отраслей, реальная точка роста в экономике, оказалась в стороне от учебных заведений области. Ближайший центр подготовки специалистов в этой сфере расположен в Екатеринбурге. В схожей ситуации – жилищное строительство. Здесь лучше с кадрами, если не считать отсутствия собственной архитектурной школы. Наши самые амбициозные градостроительные проекты бледно смотрятся на фоне тех, которые реализуются у соседей. Впрочем, будем честными до конца: даже потребность в овощеводах область вынуждена закрывать за счет китайских мигрантов. И это крайне удивительно при наличии собственного аграрного университета. Считаю, необходимо принципиально пересмотреть систему образовательного заказа. Свое слово здесь должны сказать потенциальные работодатели. А игроки образовательного рынка - пересмотреть свою эгоистичную позицию. Хватит думать только о прибылях от штамповки дутых специалистов! В наших многочисленных университетах и академиях готовят кого угодно и для кого угодно - только не для области. Не для экономических потребностей своего региона. Обучаем жителей более бедных регионов, чтобы потом проводить их в более богатые. Нам это больше не по карману!» Многие субъекты Российской Федерации приступили к созданию системы независимой оценки и сертификации кадров, но ими сделаны только первые шаги. Опыт работы Челябинской области по созданию системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций, складывающийся с 2006 года, вызвал большой интерес у участников Всероссийского круглого стола, который проводился в Астрахани. Общественная палата обеспечила участие в этом семинаре директора регионального экспертно-методического центра « Эталон» Калугиной Татьяны Григорьевны.

Опыт Челябинской области был высоко оценен и признан лидирующим в стране. Более того, были сделаны следующие предложения: 1. Принять региональный экспертно-методический центр « Эталон» (директор Калугина Т.Г.) и Центр развития образования и сертификации персонала (директор Костыко Г.С.) в состав Совета директоров Центров сертификации РФ без экспертизы и испытательного срока. 2. Признать региональный экспертно-методический центр « Эталон» и Центр развития образования и сертификации персонала, созданные в Челябинской области, специализированными площадками РФ по разработке профессиональных стандартов и КИМов (контрольно – измерительных материалов) к ним по нескольким направлениям: начальное и среднее профессиональное образование, сфера сервиса (по 5 профессиям), общественное питание. 3. Предложить центрам сертификации г.Москвы, Екатеринбурга, Астрахани, Оренбурга, Казани, Краснодарского, Ставропольского краев заключить договоры о сотрудничестве с Челябинскими центрами по вопросам оказания методической помощи, проведения экспертизы мероприятий, обучения экспертов, сертификации выпускников и персонала по аккредитованным направлениям. Такая оценка обязывает сконцентрировать усилия общественности, профсоюзов, союзов работодателей по развитию системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций в Челябинской области, для чего, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие шаги: 1. Подготовить нормативно-правовой акт Челябинской области по созданию и развитию системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций в Челябинской области. 2. Продолжить работу с региональным Агентством развития квалификации при Правительстве Челябинской области по поддержке гражданской инициативы по созданию системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций в Челябинской области, оказать содействие в работе регионального Агентства развития профессиональных квалификаций. 3. Завершить подбор кандидатур руководителей Агентства из числа опытных, амбициозных бизнесменов по согласованию с ПРОМАСС и СПП. 4. Развернуть пропаганду данной инициативы как прорывной инновации для формирования кадрового потенциала области. 5. Принять участие в третьем Южно – Уральском социальном форуме 24-25 ноября 2011 года, где одним из вопросов для обсуждения будет сертификация кадров. Председатель Общественной палаты Челябинской области  В.Н. Скворцов E-mail: vn@dfr.ru или 74op@mail.ru СМЫСЛ СЕРТИФИКАЦИИ КАДРОВ Предоставить людям возможность подтвердить имеющиеся у них компетенции и получить официально признаваемый сертификат. Почему это важно: Расширение возможностей освоения компетенций на рабочем месте путем использования электронных средств, самообразования и т.д. Убыстрение темпа изменений требований к работникам, вызванных постоянным внедрением новых технологий, изменений в организации труда, ростом связанных с этим рисков и т.д. Необходимость сертификации: Необходимость официального признания имеющихся у человека знаний, умений, опыта (компетенций) вызвана ситуацией на рынке труда и наличием на нем различных категорий населения, которые не имеют официально признаваемого диплома, напр., мигранты, люди, освоившие компетенции самостоятельно, включая лиц с ограничениями здоровья и т.п., учились когда-то давно и долго не работали, напр. женщины после длительного отпуска по уходу за детьми и т.п., учились и работали по специальности, по которой перестали работать, но имеют ряд компетенций, на основе которых могли выстроить новую квалификацию, напр. военнослужащие, уволенные в запас. Международный опыт. Общие положения: Развитие систем сертификации (признания ранее полученного обучения) обусловлено формированием общества, основанного на знаниях, которое также называется «обучающееся общество» и базируется на обучении в течение всей жизни. Неформальное и спонтанное обучение – ключевые понятия обучающегося общества. Необходимость обеспечения континуума (непрерывности) обучения. Создание возможностей оценки и признания результатов обучения, полученного в различных контекстах. Условия формирования системы сертификации: Не торопиться и не формировать центры сертификации пока не будет: осознана и обоснована потребность в конкретных квалификациях (область профессиональной деятельности и уровень) и определены приоритеты формирования соответствующих процедур, сформирована необходимая правовая, институциональная и методическая среда. Наличие мощной информационной и методической поддержки процессов признания. Наличие системы обеспечения качества. Прозрачность системы сертификации, отсутствие «бюрократизации», удобство для пользователей. Формирование системы сертификации: выявление тех профессиональных областей (профессий/специальностей), где наиболее актуально внедрение системы сертификации: там, где наблюдается острая нехватка умений/кадров; высокая безработица; наличие большого количества работников из числа мигрантов и т.д., разработка для этих профессиональных областей профессиональных стандартов, подготовка кадров для системы сертификации, формирование институциональной инфраструктуры. Для улучшения положения в мире наряду с системами сертификации товаров, услуг и систем качества вводится система сертификации персонала. Суть сертификации персонала - подтверждение соответствия установленным требованиям к компетентности персонала или независимая оценка уровня профессиональных квалификаций на основе профессиональных стандартов. Предпосылки создания системы профессиональных квалификаций: Стремительно меняющийся рынок труда в результате: - структурной перестройки экономики; - освоения его международными и зарубежными компаниями; - применения новых механизмов хозяйствования и управления. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию обусловили необходимость приведения национального законодательства об образовании и труде в соответствие с международными актами и требованиями. Участие России в процессах глобализации мирового хозяйства побудило принимать решения по приведению рынка труда в соответствие и, в первую очередь, в плане профессиональных квалификаций работников. Несоответствие разработанных в разные периоды квалификационных характеристик профессий и должностей новым требованиям. Общая нехватка рабочей силы, несоответствие уровня квалификации работников требованиям работодателей. Не соответствующая потребностям экономики структура подготовки кадров по уровням профессионального образования, профилям подготовки обучающихся. Выводы Прежде чем приступить к формированию системы сертификации квалификаций, необходимо выполнение следующих условий и принятие соответствующих решений на национальном/государственном уровне: разработка нового классификатора профессий по областям профессиональной деятельности, разработка профессиональных стандартов, формирование банка данных квалификаций, траекторий и возможностей их освоения. Необходимо наличие таких институциональных механизмов, как: отраслевые советы, ответственные за разработку, поддержание и обновление профессиональных стандартов и квалификаций в конкретной области профессиональной деятельности, структура, отвечающая за координацию деятельности отраслевых советов (институт развития квалификаций), сертифицирующие организации и структура, регулирующая их деятельность. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ До 1959 года действовали отраслевые тарифно-квалификационные справочники профессий рабочих, которые разрабатывались отраслевыми институтами в соответствии с методическими указаниями НИИ труда, утверждались постановлениями государственного комитета СовМина СССР по вопросам труда и заработной платы, согласовывались с ВЦСПС или отраслевыми профсоюзами. В 1959 г. появился Единый тарифно-квалификационный справочник рабочих «Сквозные профессии». Он был утвержден Постановлением Государственного комитета СовМина СССР по вопросам труда и заработной платы в ВЦСПС. В 1968-1969 г.г. был разработан Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) Центральным бюро нормативов по труду с участием специалистов 56 министерств, ведомств, научно-исследовательских организаций и заводов. ЕТКС содержал 68 выпусков. 1984-1986 г.г. проведен очередной пересмотр ЕТКС, который содержал уже 72 выпуска и был разработан применительно к шестиразрядной тарифной сетке. С 1999 года началась разработка выпусков ЕТКС применительно к восьмиразрядной тарифной сетке, что было обусловлено условиями дифференциации заработной платы, заложенными в ЕТКС (ЕТКС не являлся обязательным для использования). В настоящее время действует единовременно часть выпусков ЕТКС 1984-1986 годов, разработанных применительно к шестиразрядной тарифной сетке (72 выпуска) и 38 выпусков, утвержденных в 1999-2008 годах, разработанных применительно к восьмиразрядной тарифной сетке. НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ (НАРК) Основной целью деятельности НАРК является повышение уровня профессионализма, как следствие - уровня жизни работника, на основе достижения его профессиональной компетентности, соответствующей требованиям работодателя при применении современных технологий, эффективных методов управления, новой организации производства и труда, как основы устойчивого экономического развития. СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ МИНОБРАЗОВАНИЕМ И НАУКИ РФ И РСПП (июнь, 2007 г.) Широкомасштабные совместные действия бизнеса и Министерства, способных существенно повлиять на ситуацию в области профессионального образования и повышения качества трудовых ресурсов в пределах компетенции каждой из сторон , - ● Создание и развитие национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих задачам развития российской экономики и общественным потребностям. Создание системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций. Екатеринбург. СОСПП выступили с инициативой разработки ФЗ «О сертификации квалификаций кадров в РФ». «Бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики». Д.Медведев. Государственный Совет, 31 августа 2010 года. «Оценивать подготовку специалистов не может сама система образования. Нужна внешняя оценка, которую могут дать профессионалы в конкретной области. Последнее слово должно быть за ними. Общественная аттестация образовательного учреждения поможет понять, где нужно увеличивать количество учебных мест, где уменьшать или вовсе закрывать специальность. … О результатах общественной оценки будет говориться открыто. После этого и сами студенты не пойдут туда учиться». –А.Фурсенко. Уже давно существует технология оценки персонала посредством аттестации. Однако при аттестации возникает ряд проблем, основной из которых является то, что персонал оценивается непосредственно руководством предприятия, которое, как правило, уже имеет сформировавшееся мнение о достоинствах либо недостатках специалиста, и следовательно, оценка не может быть гарантированно объективной. Данную проблему возможно решить проведением сертификации на основе профессиональных стандартов в соответствии с национальной рамкой квалификаций РФ – обобщенного описания квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне.