Южно-Уральский медуниверситет в 2020 году меняет порядок приема студентов: под целевой набор по специальности «Лечебное дело» будет отдано 70% бюджетных мест, по «Педиатрии» – 75%. Как это повлияет на конкурс, обучение и его результаты, поможет ли закрыть кадровый дефицит в региональной медицине, а также о том, что может заставить выпускника медвуза поехать на периферию, в разговоре с корреспондентом Агентства новостей «Доступ» порассуждал ректор ЮУГМУ, Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, член Общественной палаты Челябинской области Илья Волчегорский.
- Илья Анатольевич, для начала поясните для обывателя, что представляет собой целевой прием? Он лучше или хуже советской системы распределения?
- Начнем с того, что распределение, которое было во времена СССР, оно, прежде всего, не соответствует нынешней правовой базе. Разница заключается в том, что сейчас человек делает добровольный выбор. Он может поступать по свободному конкурсу на бюджет, может поступать по целевому набору.
- Как это будет реализовано в ЮУГМУ? Нужна какая-то новая документарная база?
- Все, что касается документов, регулирующих целевой прием, они есть, это 302-е постановление правительства, где все предельно четко и ясно описано, это остается совершенно неизменным. Разница заключается только в том, что мы еще больше увеличим долю целевого приема.
Нужно сказать, что история этого вопроса достаточно долгая. Сначала было постановление правительства № 1076 (от 27.11.2013г., утратило силу. – Прим. АН «Доступ»). Но оно содержало ряд неявных моментов, которые позволяли обойти договор, и вообще, там было слабо с ответственностью. При таком раскладе все прекрасно понимают, как шел отбор целевиков: друг, брат, сват, племянник или просто хороший человек. Именно поэтому произошла динамика нормативной базы и в 2019 году появилось актуальное постановление – № 302 (от 21.03.2019г. – Прим. АН «Доступ»), которое четко прописывает ответственность сторон.
- А стороны у нас кто?
- Сторонами договора являются заказчик, то есть потенциальный работодатель – это может быть муниципальное образование, руководство субъекта РФ, субъектовый орган исполнительной власти, отдельные учреждения здравоохранения и так далее, – то есть заказчик, который нуждается в соответствующих сотрудниках. И вторая сторона – обучающийся, абитуриент, который затем становится студентом.
Работодатель обязуется оказывать меры социальной поддержки, чаще всего это доплаты к стипендиям, проезд к месту практики, предоставление места практики и обязательство заключить трудовой договор по завершении обучения. Студент обязуется по завершении обучения прибыть в распоряжение работодателя, заключить трудовой договор и определенное время трудиться по избранному направлению.
- И какова ответственность?
- При неисполнении договора, согласно постановлению № 302, обучающийся должен будет вернуть заказчику меры социальной поддержки за все время своего обучения (в денежном эквиваленте, который может вдвое-втрое превышать фактические затраты заказчика) плюс заплатить вузу штраф, равный государственным затратам за весь период обучения. Заказчик, в свою очередь, при неисполнении обязательств должен будет выплатить выпускнику вуза среднюю зарплату за три месяца и штраф вузу. Штраф равен бюджетным затратам на обучение студента за шесть лет.
Но в целом установка на неисполнение, несоблюдение условий подобного договора – это вещь несостоятельная, я считаю, потому что деньги ощутимые достаточно и ответственность наступает неотвратимо.
- Не привязывает ли целевой прием человека к одному месту? Это то, чего многие опасаются…
- Во-первых, не привязывает, а налагает обязательства. А так, у нас свободная страна: можешь заключить договор – можешь этого не делать. Для тех, кто хочет быть абсолютно свободен от обязательств – пожалуйста: остаются 25-30% бюджетных мест – конкурируйте в рамках конкурсного отбора.
- А это разные конкурсы?
- Конечно, это разные потоки: целевики конкурируют с целевиками, а в свободном конкурсе – остальные абитуриенты друг с другом. И я уверен, что увеличение доли целевого приема лишь ужесточит конкурсную ситуацию в обоих направлениях.
- Да, у вас и так какой-то несусветный конкурс каждый год…
- А теперь будет еще более интенсивный отбор. И не исключено – я вполне допускаю такую ситуацию, – что люди, по инерции считая, что на целевые места будет более мягкий конкурс, сформируют конкурс более высокий, чем на бюджетные свободные места.
- По Вашему мнению, увеличение доли целевого приема – это правильная стратегия?
- Думаю, да, потому что парадигма получается следующая: больше абитуриентов – жестче конкурсный отбор – лучше качество подготовки – как следствие, лучше качество специалистов.
- Илья Анатольевич, какие у вас цифры по бюджетному приему?
- В прошлом году было 454 человека, примерно такой же был внебюджет. Другое дело, что внутри этих 454 человек было 63% целевиков, сейчас станет 70% и 75% (для лечебного и педиатрического факультетов соответственно).
- То есть лишнего финансирования не будет – оно просто перераспределится… А того, что выделяется, на что хватает?
- Скажем так, мы получаем финансирование на выполнение госзадания, получаем целевые субсидии на развитие инфраструктуры, на приобретение оборудования, ремонты и так далее. Обучение у нас практикоориентированное, поскольку медицина – это прикладная специальность. И могу сказать, что на формирование симуляционно-аккредитационного центра, где проходит практическое обучение на манекенах и самых современных симуляторах высочайшего уровня реалистичности, было затрачено 222 млн рублей из бюджета.
- Это в каком году?
- На дистанции с 2011 года. Плюс 15 миллионов – своих, внебюджетных – вложили в ремонт.
- Эти 222 миллиона – это федеральные деньги только? Местных совсем нет?
- Да, поскольку до настоящего времени действует законодательство о разграничении бюджетных полномочий. Но есть уверенность – и дано соответствующее поручение на высшем уровне, – что данный раздел законодательства нуждается в частичном пересмотре, с тем чтобы каждый субъект РФ тоже мог вкладывать, помогать и участвовать в подготовке кадров для своего здравоохранения.
В связи с этим хочу отметить, что недавно наш вуз посетил губернатор Челябинской области Алексей Леонидович Текслер. Он внимательно и с интересом ознакомился, в первую очередь, с симуляционно-аккредитационным центром, беседовал со студентами, ординаторами и молодыми учеными, ознакомился с тем, как ведется обучение на кафедрах медико-биологического направления, а затем направил в мой адрес письмо с поручением сформировать пожелания вуза к правительству Челябинской области относительно поддержки вуза. И сейчас мы тщательно готовим ответ на этот запрос.
- И какие у вас «хотелки»?
- Ну, много у нас есть разных пожеланий, но одно из главных, пожалуй… Мы много внимания уделяем инфраструктуре для научных исследований, и это сообразуется с государственной политикой по развитию объектов инновационной инфраструктуры для научных исследований. В частности, с привлечением внебюджетных и спонсорских средств мы создали лабораторию клеточных технологий, сейчас идет процесс ее лицензирования. Лабораторию планируем использовать не только для научных исследований, но и для удовлетворения нужд практического здравоохранения в части оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Речь идет о потенциальном сотрудничестве с онкогематологами детской областной клинической больницы. То есть имеется в виду перспектива участия нашей лаборатории клеточных технологий в осуществлении помощи детям, страдающим гемобластозами (онкопатология системы крови). В лаборатории планируется наладить консервирование и хранение кроветворной ткани и стволовых клеток для лечения этой категории больных детей. Такое же сотрудничество намечается с областной клинической больницей № 1. И мы, конечно, хотим развивать это направление. Так же как и направление, тесно связанное с генетическими технологиями. Мы обсуждаем с руководством области, в частности, с первым вице-губернатором Гехт Ириной Альфедовной перспективы создания центра генетических исследований на базе ЮУГМУ.
- И как перспективы? Я понимаю, что эмоционально нельзя такие намерения не поддержать, но как в финансовом плане?
- Именно эти предложения мы и формулируем, они займут существенную часть нашего ответа на письмо губернатора. По самым грубым прикидкам, расходы требуются примерно такие же, как на наш симуляционно-аккредитационный центр, порядка 200 миллионов рублей – на современное оборудование, и особенно на расходные материалы, имею в виду реактивы, которые нужно будет постоянно приобретать, а это дорого...
- Но, я так понимаю, дело того стоит?
- Да, результат ожидается очень существенный. Реализация этого направления позволит, например, выделить группы риска по различным заболеваниям, особенно по тем, которые рассматриваются как социально значимые и наиболее распространенные, таким как сахарный диабет, туберкулез, онкопатология, сердечно-сосудистые заболевания и так далее. Это позволит все предрасположенности выявлять рано – в детском, молодом возрасте, когда еще никаких проявлений нет. То есть мы сможем сформировать стратегию прицельной, персонифицированной профилактики этих заболеваний и, таким образом, минимизировать, снизить заболеваемость, инвалидизацию и смертность населения.
- Илья Анатольевич, давайте вернемся к вашим выпускникам и, соответственно, способам закрытия кадрового дефицита в медицине региона… Те, кто нынче выпускается, поедут на периферию, в первичное звено?
- Выпуск в этом году будет порядка 600 человек – из них около 550 выпускается по программам специалитета. В принципе, они выпускаются для первичного звена, то есть это врач-терапевт участковый, педиатр участковый – то есть те специальности, в которых имеется основная потребность. Но проблема заключается в том, что ребята могут и будут поступать в ординатуру для продолжения обучения, это третья (высшая) ступень высшего медицинского образования, занимает два года. И как правило, от 75 до 90% наших выпускников идут в ординатуру. Причем я должен сказать с большим чувством удовлетворения, что они поступают не только в нашу ординатуру, но и в самые разные вузы по всей стране: в Москву Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург…
- Да, это подтверждает качество образования, но не решает проблему кадрового дефицита…
- Кадровое обеспечение – это большая проблема всех регионов РФ, и Челябинская область не является исключением. У нас расчетный дефицит врачей составляет порядка 1,5 тыс. Всего в области по интегральному штатному расписанию должно работать 10 500 врачей, по факту – около 9 тысяч. Причем речь идет не только о первичном звене, но и об «узких» специалистах, то есть таких, которые оказывают специализированную и высокотехнологичную помощь и подготовка которых осуществляется как раз в ординатуре.
- Но есть ли решение проблемы? Что надо, чтобы молодые врачи отправились в первичное звено?
- Чуть более года назад мы провели очень масштабное профессиональное социологическое обследование наших выпускников, предлагали ответить на один и тот же вопрос: хотели бы они поехать на отдаленные территории работать в первичное звено? И если нет – то при каких обстоятельствах могли бы изменить это решение? Результаты очень интересные получились.
- И что выбирали – высокую зарплату, жилье?
- Нет, зарплатные ожидания заняли всего лишь третью позицию. И не жилье. Первое – перспективы профессионального роста, то есть надежда на то, что работодатель после отработки определенного количества времени в первичном звене оплатит им обучение в ординатуре, профпереподготовку или стажировку. Второе место – эффективный харизматичный руководитель организации, хорошие условия для работы, то есть современное оборудование, оснащение. Потом идут зарплатные ожидания, а уже потом детские садики, жилье, социалка…
- То есть люди, прежде всего, хотят профессионального роста, профессиональной реализации…
- Да, и перспектив.
- А вы результаты этого исследования куда-то представляли?
- Они представлены руководству области.
- Для меня прямо удивительно, тем более упор сегодня в поддержке врачей делается больше именно на деньги, на социалку, а оно вон что…
- Понимаете, мы все действуем от очевидного, казалось бы. Социалка тоже очень и очень важна…
- Но профессиональный рост, выходит, важнее.
- И в этой связи есть предложение – продумать такую профессиональную траекторию, чтобы специалистов, отработавших на периферии в первичном звене, обучать по программам ординатуры (или профессиональной переподготовки), затем трудоустраивать в учреждения здравоохранения областного центра, и затем способствовать, помогать в приобретении жилья.
- Вы услышаны?
- Конечно. Здесь полное взаимопонимание с руководством области и совместная работа.