Игорь Шувалов в Общественной палате РФ получил «обратную связь» от малого и среднего бизнеса
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Игорь Шувалов в Общественной палате РФ получил «обратную связь» от малого и среднего бизнеса

25.03.2015

В Общественной палате России состоялись общественные слушания по экономическим вопросам.

Александр Бречалов, Секретарь Общественной палаты России, поблагодарил Игоря Шувалова, первого заместителя Председателя Правительства РФ, за то, что он принял участие в слушаниях. «Открытость федеральных органов исполнительной власти, их готовность слушать и слышать мнение общественности и экспертов — это очень важно. Во многом это залог эффективной работы Общественной палаты», — подчеркнул Александр Бречалов. «Очень важно обсуждать ситуацию в экономике и без криков „все пропало“, и без розовых очков. Сейчас не время для эмоций. Ситуация непростая, но решаемая — если все здоровые силы общества консолидируются и будут работать вместе. Не ждать, пока государство решит все проблемы за нас, а помогать ему», — сказал Секретарь ОПРФ В ходе слушаний были представлены доклады от комиссий Общественной палаты России с обозначением отраслевых экономических проблем и предложениями по их решению. Президент ПАО «Промсвязьбанк» Артем Констандян представил предварительные результаты исследования ИНДЕКС ОПОРЫ-RSBI. В докладе были отражены основные ожидания и проблемы развития малого бизнеса. В частности, Артем Констандян отметил, что доступность финансирования проектов серьезно снизилась в четвертом квартале 2014-го года. Так же продолжился тренд низкой готовности к инвестициям, согласно данным исследования, «предприниматели не инвестируют и не планируют инвестировать». «Единственный показатель, который растет, честно говоря, радости в этом не так много — растет компонент ценореализации. Предприниматели перекладывают издержки на конечного потребителя», — сказал докладчик. Алексей Репик, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата, рассказал о первых эффектах от реализации антикризисной программы в докладе «Оценка фактической реализации антикризисного плана Правительства РФ». Дмитрий Сазонов, председатель Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса, предложил «Создание единой стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Предложения Дмитрия Сазонова коснулись большинства сфер малого и среднего бизнеса — от снижения фискальной нагрузки до упрощения взаимодействия с властными структурами всех уровней и популяризации предпринимательства. «Экономика труда — социальная функция предпринимательства, которая решается в сегменте микро— и малого бизнеса. Функция партнерства государства и бизнеса в данном случае — это, во-первых, создание и сохранение рабочих мест и само занятости населения, и, во-вторых, реализация социальных услуг населению», — в частности, сказал Дмитрий Сазонов. Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», в своем выступлении «Совершенствование налогообложения и механизмов кредитования малого и среднего бизнеса» подчеркнул важность повышения доступности финансирования для малого и среднего бизнеса. Не менее важным шагом, не требующим каких-либо финансовых затрат он считает обеспечение доступа малому и среднему бизнесу к госзаказу и госзакупкам. Сейчас этот доступ максимально затруднен. Вадим Шумков, заместитель Губернатора Тюменской области, выступил с предложением перейти от ситуативного управления экономикой, ресурс которого, по его мнению, исчерпан к плановому развитию, и разработать план индустриального развития страны до 2020-го года. Вадим Шумков так же предложил выработать «проверочный оптимум», который бы не позволял всевозможным контролирующим органам мешать работе коммерческих предприятий. Сергей Григорьев, председатель Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики, выступил с комплексным предложением «Масштабная программа модернизации сетевого хозяйства в ЖКХ. Развитие и поддержка моногородов». «Запуск масштабной программы модернизации сетевого хозяйства в ЖКХ (в первую очередь — теплосетей), позволит не только решить проблему потерь бюджета из-за аварий, которая в 2012 году оценивалась в размере порядка 25 млрд. рублей в год, но и сдержать рост тарифов, а также сгенерирует заказ на трубы, металл, уголь и трудовые ресурсы», — заявил докладчик. По утверждению Сергея Григорьева, накопленный в России неудовлетворенный спрос на массовое доступное жилье — это еще один ресурс для подъема экономики. Чтобы воспользоваться им, необходимо «наряду с государственным заказом в рамках Госпрограмм требуется сформировать негосударственный (народный, общественный) заказ». Поддержку зала встретило предложение Юлии Дыбовой из Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ объявить трехлетний мораторий на любые изменения отчетности. По ее словам, постоянные изменения требований — это большая нагрузка для малого и среднего бизнеса, поскольку все время требуется обучать персонал и нести многочисленные мелкие издержки. Дмитрий Царев, директор департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, выступил с предложением разработать специальный закон, который обеспечил бы эффективное развитие Владивостока и региона в целом. «Более целесообразно, чем использовать уже действующий, — разработать специальный закон „О свободном порте Владивосток“, который будет регулировать строительство нового города-спутника, позволяющего использовать лучшие мировые практики комплексной застройки территории и создавать преференции застройщикам и инвесторам. Если опыт строительства нового города-спутника даст ожидаемый эффект, его можно распространить и на другие агломерации», — сказал Дмитрий Царев. Сергей Мазунин, председатель Хабаровского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», в своем сообщении «Совершенствование механизмов компенсации затрат работодателей, осуществляющих деятельность в районах Дальнего Востока» напомнил об исторически сложившихся особенностях экономики региона. «Переселенцам на Дальний Восток и его жителям всегда предоставляли льготы и преференции. С течением времени были урезаны или отменены северные надбавки, унифицировано экономическое пространство с остальной Россией, сокращены федеральные программы поддержки и закрепления дальневосточного населения. Современное „единое экономическое и социальное пространство“ страны ощутимо разделено границей между Дальним Востоком и остальной территорией России», — сказал он и предложил частично вернуть систему льгот для жителей региона. Яна Сакович, член общественного совета при Госкомрегистре РК, заместитель председателя КРМО «ОПОРА РОССИИ», рассказала о тех трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели Крыма в процессе интеграции в экономическую и государственную систему РФ. «Несмотря на очень быстрые темпы интеграции Республики Крым в правовую систему РФ, предприниматели Республики Крым сталкиваются с недостаточными знаниями в области законодательства Российской Федерации, а также опытом по его применению. Таким образом, предприниматели не всегда намеренно совершают правонарушения», — сообщила Яна Сакович. Она выступила с предложением: «Ввести мораторий на привлечение к административной ответственности в виде штрафных санкций предпринимателей, в течение двух лет. Утвердить такой порядок привлечения предпринимателей к административной ответственности, который позволит после выявления нарушений предоставить время для устранения таких правонарушений и только в случае повторной проверки и установления факта их неустранения, привлекать правонарушителей к установленной действующим законодательством ответственности». В своем ответном выступлении первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов отреагировал практически на все вопросы и предложения, прозвучавшие как в докладах, так и во время свободного обсуждения. Резюмируя слушания в Общественной палате, Игорь Шувалов уделил особое внимание балансу свобод и ограничений во всех сферах жизни Российской Федерации. «Я бы хотел начать с 2014 года, когда проводилась большая работа по подготовке Послания Президента к Федеральному собранию. Тогда предлагалось много возможных вариантов нашего развития, но победила такая точка зрения: что мы как раз на все сокращения возможностей вовне и на сжатие внутри отвечаем большей свободой для предпринимательства. Эту идею одобрил Президент и именно ее предложил в рамках своего послания. И все поручения, которые шли в адрес правительства и все, что было адресовано Федеральному Собранию — это возможность большей свободы. То, что я сегодня слышу — это сигнал о больших ограничениях, и вот нам сейчас нужно идти и разбираться, каждому проводить свою „домашнюю работу“ как сделать так, чтобы от этих ограничений отказываться», — сказал Игорь Шувалов. По словам первого заместителя Председателя Правительства, чаще всего благие намерения изменить какую-либо ситуацию к лучшему, с которыми приходят в Правительство специалисты, эксперты, практики, выливаются в предложение новых дополнительных ограничений или создания регулирующих структур. «Какая-то у нас системная проблема — в отношениях предпринимательства и всех уровней власти (не только федеральное правительство и федеральные законодатели, это и региональное правительство, региональные законодатели муниципальные власти) — мы как бы своей совместной деятельностью порождаем все больше и больше ограничений», — предположил Шувалов. При этом, по его мнению, мы в большой степени демократическое общество, которое не готово к жестким рамкам и строгим правилам. Особо Игорь Шувалов выделил тему Крыма: «Сейчас у двух субъектов Крыма полномочий больше, чем у других субъектов РФ. И у многих в голове так: что пройдет какое-то время и в Крыму будет такое же госуправление, как везде в России. А мне кажется, что если сейчас в Крыму успешно поработают региональные власти, то можно сделать так, чтобы у всех других субъектов Российской Федерации было столько же полномочий, сколько сейчас в Крыму. И нужно сделать так, чтобы по многим вопросам ежедневной жизни, в том числе жизни бизнеса, полномочия были у региональных властей и у муниципальных властей крупных муниципальных образований». В целом Игорь Шувалов высоко оценил продуктивную работу на слушаниях в Общественной палате и отметил, что практически по всем предложениям, вынесенным на обсуждение, будут предприниматься дальнейшие действия. По материалам пресс-службы Общественной палаты РФ