Борис Дубровский: «В основе сети экологичного транспорта будут трамваи, троллейбусы и электробусы»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Борис Дубровский: «В основе сети экологичного транспорта будут трамваи, троллейбусы и электробусы»

26.09.2017

Всю «прелесть» жизни в мегаполисе жители двух крупнейших городов Южного Урала - Челябинска и Магнитогорска – могут ощутить, просто выйдя под конец дня из дома и вдохнув полной грудью. Горожане неизменно склонны винить в загрязнении воздуха промышленные предприятия-гиганты, которые всегда на виду. Излить на них своё недовольство проще всего. Но так ли виноваты заводы, как мы привыкли думать, если посмотреть на ситуацию объективно и с персональной ответственностью каждого жителя?

Yutong должен пережить зиму

Согласно опубликованной статистике Росприроднадзора, до 80% загрязнения в крупных городах- выхлопы автотранспорта, а он в подавляющем большинстве частный (личный). Так что выход из газовой петли есть – экологически чистый транспорт, прежде всего, электротранспорт.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский, рассмотрев статистику по этому вопросу, решил привлечь к решению проблемы специалистов. Будет создана рабочая группа, куда войдут эксперты и представители заинтересованных профильных ведомств: министерства дорожного хозяйства, экономического развития и экологии региона. Также в группу войдет представитель от администрации Челябинска.

«Поручение президента России Владимира Владимировича Путина по снижению выбросов от автомобильных выхлопов требует современных подходов к организации общественного транспорта в городах с тяжелым состоянием атмосферного воздуха. В его основе должен лежать транспорт на основе электропривода: трамваи, троллейбусы, электробусы», –озвучил основной тезис будущего плана Борис Дубровский.

Кроме теоретических выкладок есть и готовые практические решения, пока в качестве пилотного проекта. Глава региона провёл встречу с Евгением Женгом, представителем китайской компании «Yutong Hongkong International Limited». Обсуждались перспективы сотрудничества, был подписан ряд договоренностей об организации опытной эксплуатации в Челябинске электробуса марки «Yutong».

«Yutong Hongkong International Limited» занимается производством электробусов и автобусов на газомоторном топливе. У такого транспорта есть немаловажные эксплуатационные преимущества - в электробусе нет двигателя, а значит, нет вибрации и шума. Другой вопрос, что Челябинск – не Гонконг. Сможет ли «китаец» пережить хотя бы одну суровую уральскую зиму? Для ответа на этот вопрос и взяли в работу опытный образец, Министерство транспорта посмотрит на него год, подсчитает расходы и выдаст своё заключение, которое уйдёт в созданную рабочую группу.

Но, как мы понимаем, Yutong – не панацея. Поэтому решили узнать у экспертов, что планируется делать для перехода на экологически чистый транспорт в масштабах области?

«Создайте сеть высокоскоростных трамваев»

Генеральный директор БЭФ «Моя планета», эксперт Общественной палаты Челябинской области, член экологического совета при губернаторе Челябинской области Виталий Безруков, дал свой комментарий Lentachel.ru.

- Почему именно иностранная компания Yutong? В России производятся электробусы?

- Данная компания, видимо, предложила на выгодных условиях протестировать свою продукцию. Конечно же, есть наши аналоги, но, к сожалению, они не всегда на безвозмездной основе готовы предоставлять свои машины для тестов, которые необходимы в нашем случае. А вообще, подобных разработок много у нефтекамского автозавода «НефАЗ» и других российских компаний.

- Для предприятий, перешедших на экологичный транспорт, предусмотрены налоговые льготы, в том числе, снижение транспортного налога?

- Конечно, для предприятий есть стимулирование. Но это федеральная программа, регионы пока не стимулируют такие вещи. Было бы неплохо, если бы отменили транспортный налог и в целом сделали низкое налогообложение. Безусловно, в нашем городе необходимо внедрять эко-транспорт, в особенности трамвайную сеть, которая является одной из самых развитых в стране. Подчёркиваю, не сами трамваи, а логистику, трамвайную сеть. Если создать высокоскоростную сеть, как, например, в Стамбуле, она принесёт больше пользы, чем то же строительство метро и закупка автобусов.

- Как Вы считаете, что еще бы могло стимулировать процесс перехода на экологически чистый транспорт?

- Я бы всё-таки сделал акцент наших властей на создании сети высокоскоростных трамваев. Для этого необходимо сформулировать программу, закупить по выгодной цене у нашего Катав-Ивановского трамвайного завода новые трамваи и вагоны, при этом давая налоговые привилегии для этого предприятия. Это как раз в рамках проводимой политики региональной власти.

- Что-то ещё?

- Помимо закупки автобусов, необходимо выделить муниципальный транспорт в отдельную полосу, при этом запрещая там ездить маршруткам, за исключением муниципального перевозчика. С этим, кстати, согласны практически все автомобилисты. И в целом необходим контроль качества топлива для машин, маршруток и так далее. Некачественное топливо при сгорании выбрасывает большое количество вредных компонентов.

«Нужна золотая середина между сдерживающими и стимулирующими мерами»

Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, дал свою оценку перспективам внедрения экологичного транспорта.

- Скажите как специалист – будут ли налоговые льготы для владельцев экологичного транспорта? Это вообще возможно?

- Транспортный налог устанавливается субъектом федерации, его законодательным органом. Транспортный налог берётся из мощности двигателя и специальные льготы на экологический чистый транспорт, насколько я знаю, в регионах отсутствуют.

- Что может стимулировать процесс перехода на экологически чистый транспорт?

- Зависит от типа транспорта. Если мы говорим про личный транспорт, то можно вспомнить недавнее постановление правительства России, которое вводит новые знаки, касающиеся электромобилей и гибридных автомобилей. Напомню, что речь идет о дорожных знаках особых предписаний «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Это пример сдерживающего подхода.

- Только сдерживающими сыт не будешь. Нужны ли стимулирующие меры?

- Да, это организация бесплатных парковочных мест и заправочных станций. Также парковочная политика в городе может быть дифференцирована. Например, в центре города установка более высокой цены парковки автомобилей с низким экологическим классом.

- Это касается личного транспорта, а что для городского?

- Что касается общественного транспорта, то в качестве меры может быть конкурсная документация на осуществление транспортных перевозок на маршрутах регулярного сообщения в городах. В требованиях может быть прописан экологический класс автомобиля. Это прерогатива муниципальной власти, какие критерии включать в конкурс, а какие нет.