05.09.2013
Совсем недавно были внесены изменения в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», связанные с кардинальной демократизацией формирования Палаты.
Они позволят каждому гражданину России принять участие в избрании ее членов, и наконец-то каждый субъект РФ будет иметь своего постоянного избранного представителя в составе ОП РФ. Это очень значимо, ведь не секрет, что порядок формирования данного института, по мнению ряда экспертов, не в полной мере отвечал ее статусу — функционального представительства интересов общества. Сложно говорить о представлении интересов субъектов РФ, если ее региональная часть состояла всего из 42 представителей, когда в составе России 83 субъекта. В течение работы нескольких составов Палаты 10 субъектов никогда не были в ней представлены.
Теперь, когда интересы граждан РФ и ее регионов максимально учтены при формировании Палаты, возникает более важный вопрос: как сделать работу Общественной палаты РФ более эффективной и максимально отвечающей интересам общества?
Сегодня необходимо серьезно задуматься и открыть широкую дискуссию о роли, цели и задачах нашего института на новом этапе становления гражданского общества и важном периоде социально-экономического и политического развития страны.
Следует подчеркнуть, что я и мои коллеги в ходе семилетнего срока работы в Палате время от времени поднимали данный вопрос, но сейчас нам необходимо выйти за пределы стен Палаты и спросить у общества, у граждан, какой они видят Общественную палату России. Нам следует максимально учесть все критические замечания и предложения, сделав необходимые выводы по итогам данной дискуссии.
За последние годы опубликовано множество материалов, включая диссертации и научные монографии, посвященные деятельности Палаты, обобщению ее практического опыта, но широкое обсуждение, если хотите, новый общественный заказ, придаст новый импульс нашей работе. Такая дискуссия должна носить постоянный характер.
Всем нам необходимо подумать о качественном развитии Общественной палаты РФ как органа общественного контроля, как креативной и дискуссионной площадки, где рождаются и апробируются новые идеи и проекты, как ведущего центра общественной экспертизы, как правозащитного института, как активного субъекта общественной дипломатии. И главное — как общенациональной организации, которая обобщает, поддерживает и развивает различные актуальные гражданские инициативы на общенациональном и международном уровне.
При всем при этом нам жизненно необходимо избежать ряда угроз, в том числе превращения Палаты в институт «общественной номенклатуры», хотя члены Общественной палаты РФ не получают денежного вознаграждения, не имеют льгот и привилегий. Мы независимы в своей общественной деятельности от решений государственных органов, политических партий. Но такая опасность, увы, существует, если не будет повышенной личной ответственности каждого члена Палаты перед гражданами России.
Бюрократизм, формализм, претензии на элитаризм — недопустимы в нашей работе. В этой связи необходимо продумать механизмы демократизации работы самой Палаты и ее органов, максимально приближенные к требованиям сегодняшнего дня.
И здесь необходимо продумать механизмы ротации, чтобы каждый член нашей организации имел возможность максимально реализовать свой потенциал, те мысли, идеи, наказы, с которыми пришел.
Без постоянного развития и обновления форм нашей работы, без тесного взаимодействия с гражданским обществом, без открытого и свободного диалога с гражданами нам не решить тех серьезных задач, не достичь тех высоких целей, которые на нас возложены.
Приглашаю всех членов Общественной палаты РФ и региональных общественных палат, лидеров некоммерческих организаций, всех граждан России к открытой и свободной дискуссии.
Заместитель секретаря Общественной палаты России
профессор В. Гриб