Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Где будут работать челябинцы через 10 лет?

09.09.2013

Вопрос о том, где будут работать челябинцы через 10 лет, звучит сегодня как никогда актуально. За последнее двадцатилетие Челябинская область в значительной мере сократила свой промышленный потенциал, в первую очередь в обрабатывающих и высокотехнологичных отраслях.

Вопрос о том, где будут работать челябинцы через 10 лет, звучит сегодня как никогда актуально. За последнее двадцатилетие Челябинская область в значительной мере сократила свой промышленный потенциал, в первую очередь в обрабатывающих и высокотехнологичных отраслях. Это явилось следствием, как приватизационных процессов, так и экономических потрясений последних лет, приведших к банкротству многих предприятий реального сектора. Но какими бы ни были эти причины, всё это привело к существенному сокращению рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации. В то же время наблюдался рост числа занятых в непроизводственной сфере - в торговле и сервисе. Несмотря на успешную реализацию ряда проектов связанных с расширением производства на отдельных предприятиях чёрной металлургии, общая тенденция к деиндустриализации области в настоящее время, к сожалению, не преодолена, и область продолжает терять рабочие места, требующие специалистов высокой квалификации. Во многом это обусловлено и переходом контроля над оставшимися производственными активами к инорегиональным собственникам. Получив контроль над челябинскими предприятиями, они выводят центры прибыли и принятия решений в другие регионы, в связи с чем, позиции топ менеджмента, требующие высокой квалификации, занимаются представителями новых собственников и становятся недоступными для челябинцев. Примеры этого у всех перед глазами. Региону, по сути, отводится роль "грязного цеха" крупных вертикально-интегрированных бизнес-структур. А челябинцам соответственно роль низкоквалифицированной рабочей силы. Кроме того, преследуя цели оптимизации и повышения эффективности своего бизнеса, такие собственники нередко принимают решения о сворачивании тех или иных производств, без учёта интересов региона. Об этом открыто сказал Олег Дерипаска в своём интервью в Давосе (http://youtu.be/l57YeiD1iWI). Недостатка в подобных примерах Челябинская область, к сожалению, так же не испытывает. А что же происходит в непроизводственной сфере? Возьмём для примера один из секторов, требующих кадров высокой квалификации - финансовый. Число региональных банков и страховых компаний, коих и было-то немного, в последние годы неуклонно снижалось. Что же касается крупных инорегиональных и федеральных финансовых институтов, то в последнее время они предпочитают не открывать в Челябинске полноценные филиалы, ограничиваясь лишь представительствами и операционными офисами. Кроме того, многие организации, имевшие в Челябинске филиалы, так же снижают уровень своего представительства до операционных офисов, перенося филиальные структуры в соседний Екатеринбург. Реорганизованные подразделения имеют значительно меньший объём полномочий в принятии решений. И как следствие, требуют менее высокой квалификации управленческого персонала. В частности, кандидатуры топ менеджеров таких подразделений банков, уже не требуют согласования с главным управлением Центрального банка, что красноречиво говорит о требованиях к их квалификации. По сути, в задачи таких подразделений входит только найти клиента и переправить его документы в Москву или Екатеринбург где и будут приниматься все решения. Как следствие, эти структуры предъявляют спрос на персонал невысокой квалификации – агентов, кассиров и операционистов и т.п. Всё это снижает возможности самореализации челябинцев в этих секторах экономики, и приводит к миграции высококвалифицированных управленцев и специалистов в другие регионы страны. Таким образом, если не переломить эту ситуацию, а без активного участия региональных властей это невозможно, то в перспективе челябинцев ждёт роль обслуживающего персонала низовых подразделений крупных трансрегиональных бизнес-структур. Переломить эту, достаточно тревожную, тенденцию невозможно без коренного изменения ситуации в промышленности области. И в первую очередь в ее обрабатывающем секторе, ибо, как справедливо отмечают эксперты - "..страна, не обладающая широким набором самых разных обрабатывающих производств, просто гарантирует себе попадание в ловушку бедности...". Всё это в полной мере справедливо и для региона, ведь очевидно, что преобладающие в структуре областной промышленности, чёрная металлургия и добывающие предприятия, производящие продукцию с низкой добавленной стоимостью, не смогут обеспечить создание достаточного количества высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил президент. Для того что бы жителям Челябинска было где работать через десять лет, и чтобы это была работа достойная человека XXI века, необходимо в самое ближайшее время принять самые энергичные меры по реидустриализации Челябинской области. Именно эта задача должна стать безусловным приоритетом экономической политики региональной власти. Необходимо создать в области условия благоприятствующие развитию любого материального производства. При этом особо важно восстановить в регионе производственный потенциал обрабатывающих отраслей. Ведь чем сложнее выпускаемая продукция, тем глубже разделение труда в процессе ее производства, тем выше мультипликативный эффект, ведущий к росту высокотехнологичных рабочих мест, а главное, что большая добавленная стоимость остаётся в регионе. Рост активности в реальном секторе экономики неизбежно повлечёт за собой и активизацию регионального финансового сектора, что создаст и здесь спрос на высококвалифицированных специалистов. Одним из эффективных инструментов решения этой задачи могут стать индустриальные парки, ориентированные на размещение современных высокотехнологичных производств. Подобные парки с самой лучшей стороны зарекомендовали себя в разных странах мира. Есть уже позитивный опыт и в России. В частности Калужская область, грамотно организуя и используя систему индустриальных парков, за несколько лет превратилась в развитый промышленный регион. И у нас, при правильной постановке работы, индустриальные парки способны привлечь производителей, которые принесут с собой современные технологии, для которых, в свою очередь, потребуются квалифицированные кадры. Однако надо понимать, что индустриальные парки есть и в других областях Российской Федерации, и каждый из них предлагает участок с подведенными коммуникациями. Так что за резидента - инвестора нашим паркам неизбежно придется конкурировать с другими регионами. Но самое главное, что такой парк это не просто участок земли с коммуникациями. Это, прежде всего особый климат, особый режим, благоприятствующий развитию производства. Именно это и отличает собственно индустриальные парки от обычного бизнеса по сдаче в аренду незагруженных производственных площадей на существующих предприятиях. А создать такой режим без участия региональных властей просто невозможно. Кого же следует привлекать в индустриальные парки? На первый взгляд проще и выгоднее, не размениваясь по мелочам, привлечь нескольких крупных иностранных производителей. Такие инвесторы располагают и значительным капиталом, и необходимыми ресурсами для реализации практически любого проекта. Они способны принести и технологии и высокую культуру организации производства и управления. Однако необходимо понимать что, делая основную ставку на иностранный капитал и локализацию производств иностранных компаний, в значимых отраслях, область подвергается серьёзному риску. И риск этот заключается в том, что, когда созданные мощности окажутся недостаточно эффективными или просто предприятия в других странах окажутся более востребованными, чем наши, они будут без всяких сомнений ликвидированы (как это уже бывало не раз). С чем же тогда останется область — с обученным персоналом, которому негде работать, и с опустевшими цехами, которые нужно будет выкупать у собственника, для того, чтобы создать на их месте что-то новое? При этом очевидно (и это отмечают многие эксперты), что «..чем больше мы делаем ставку на иностранный капитал, тем больше добавленной стоимости мы отдаём иностранцам, и тем беднее будет становиться наша страна». В своё время через это прошла Чехия, а последствия таких действий иностранных инвесторов не преодолены там до сих пор. Это достаточно серьёзная угроза. И угроза эта становится более актуальной после вступления России в ВТО. Теперь гораздо проще ввезти в Россию продукцию, произведённую в странах с более благоприятным экономическим климатом, с дешевыми ресурсами, с более доступным и в разы более дешевым кредитом. И об этом тоже «открытым текстом» говорил в Давосе Дерипаска, прямо упомянув в этом контексте Урал. Для того чтобы избежать этой опасности, необходимо создать в регионе условия, благоприятные для создания и развития производства в первую очередь представителями местного бизнеса. Ведь регион с высокой активностью местного бизнеса становится привлекательным и для внешних инвесторов. Напротив регион, в котором не развивается местный бизнес, не богатеют свои предприниматели и свои жители, обречён на деградацию. И никакие «спасители» в виде иностранных инвесторов эту ситуацию не изменят. Создание условий и инфраструктуры, способствующих развитию производств региональным бизнесом, является ключевым условием обеспечения жителей Челябинска современными рабочими местами в ближайшие 5-10 лет. Причём условия эти необходимо создать не для узких групп, монополизирующих право на предпринимательскую активность в регионе, а для широчайшего спектра предпринимателей, готовых вкладывать свои капиталы, создавать развивать производства в регионе. В том числе и субъектов малого и среднего бизнеса. Сегодня инфраструктура, созданного в области, индустриального парка «Малая Сосновка» доступна лишь достаточно крупным инвесторам, способным вложить в проект не менее 200 млн. рублей. Такая, достаточно высокая, стоимость «входного билета» практически полностью отсекает от его услуг весь местный малый и средний бизнес. Для достижения поставленных целей, наряду с крупными индустриальными парками, необходимо создать и специализированные парки, ориентированные на региональный малый и средний бизнес. Парки, в которых предприниматели могли бы реализовать проекты, связанные с созданием производств и предусматривающие инвестиции в объёме, например, от 20 до 100 млн. рублей. Однако кроме мер, направленных на создание в регионе новых производств и новых рабочих мест, необходима и целенаправленная работа областных властей с представителями инорегиональных бизнес-структур, действующих на территории области. Лоббистские усилия власти здесь должны быть направлены на то, чтобы создаваемые на территории области подразделения компаний, предусматривали создание рабочих мест, ориентированных на высококвалифицированных сотрудников, специалистов и управленцев. Такая политика позволит создать условия для самореализации высококвалифицированных кадров, и предотвратить их отток в другие регионы с более высокой деловой активностью. Комиссия по общественному контролю за соблюдением прав вкладчиков и инвесторов Общественной Палаты Челябинской Области