12.01.2012
члена экспертной комиссии Общественной палаты Челябинской области – специалиста Князевой С.В. по проекту генерального плана (корректировка)
пос. Западный Сосновского района Челябинской области
Необходимость общественной экспертизы обусловлена нарушением статей Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. № 190-ФЗ и Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.
№ 7-ФЗ в части незаконного самовольного и организованного строительства в зоне санитарной охраны 2-го пояса и на водосборной площади р. Миасс и Шершневского водохранилища по несогласованному и неутвержденному проекту.
Цель экспертизы – минимизировать факторы риска и техногенного воздействия на единственный источник хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Челябинска и Челябинского промузла, на здоровье жителей.
Рассмотрены проектные материалы, выполненные ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» в 2011 году с пометкой «ИЗМ. 07.2011», находящиеся в Деле № 2-907 Сосновского районного суда Челябинской области.
Этап 1. Генеральный план (корректировка) пос. Западный.
• Том 1. Пояснительная записка (материалы по обоснованию проекта Генерального плана).
• Том 2. Мероприятия по охране окружающей среды.
• Этап 2. Правила землепользования и застройки пос. Западный (2 и 3 части – карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты).
• Опорный план. Схема комплексной оценки территории, М 1:10 000.
• Планировочная структура, М 1:10 000.
• Схема транспортной инфраструктуры, М 1:10 000.
• Схема инженерной инфраструктуры, (источники и магистральные сети), М 1:10 000.
• Схема инженерной подготовки территории М 1:10 000.
• Схема функционального зонирования территории, М 1:10 000
• Территории, подверженные риску возникновения ЧС природного и техногенного характера, М 1:10 000.
В представленных материалах имеются отдельные вопросы, решения, требующие уточнения и доработки.
1. В проекте не отражены решения по существующему положению в
поселке, нацеленные на оценку и улучшение эффективности работы действующих канализационных очистных сооружений, сокращение и ликвидацию источников загрязнения, снос аварийного жилого фонда и др. до нового строительства.
(Постановления Губернатора от 15.09.2010 № 269; Правительства Челябинской области от 27.07.2010 г. № 50-П; Совета безопасности Челябинской области от 18.03.2011).
2. Текстовая часть проекта (Этап 1 Том 1 и 2; Этап 2) не соответствует графической в части ширины прибрежной полосы второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища.
В текстовой части она - 500 м., что соответствует пункту 3.3.3.2 СанПин 2.1.4.1110-02; по чертежам – в районе существующего поселка - 250-300 м.
Кроме того, в п. 5 тома 1 и пп. 1,2 Этапа 2 - эта полоса ошибочно названа «береговой» вместо «прибрежной». Береговая полоса общего пользования входит в состав водоохранной зоны и составляет 20 м.
(п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ).
Уточнить.
3. Дополнить раздел «Гидрогеологические условия) данными о водоносном горизонте, являющимся источником водоснабжения существующей застройки: его глубина, количество и качество подземных вод. Анализ воды из действующих скважин свидетельствует о несоответствии отдельных показателей гигиеническим нормативам: тяжелые металлы, α-активность, активность радона – 222.
4. К сдерживающим факторам развития поселка следует отнести также расположение его во втором поясе ЗСО Шершневского водохранилища.
5. Создание в прибрежной полосе зоны рекреации потребует сноса всех
незаконных объектов, появившихся там после введения в действие 10.04.1995 г. СанПиН 2.1.4.027-95, в котором впервые появился п.3.3.3.2 в той же формулировке, что и в СанПиН 2.1.4.1110-02.
6. Дополнить раздел «Комплексная оценка территории» (п.2.7. Тома 2) ссылкой на п.2. ст.12 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ о соблюдении санитарных правил при выборе земельных участков, проектировании и строительстве пос. Западный.
7. Встроенные автостоянки, как и открытые, должны оборудоваться очистными сооружениями. (п.3.3. Тома 2).
8. Дополнить раздел существующего положения с водоснабжением (85 жилых домов): глубина индивидуальных скважин, качество воды в соответствии с его гигиеническими нормами по всем показателям, включая радиологические и бактериальные.
9. 0босновать принятый источник водоснабжения сравнением вариантов:
СОВС, подземные воды, собственный водозабор. Проектирование собственного водозабора из водохранилища, требует согласования с МУП ПОВВ – отказ об отпуске воды, Управлением эксплуатации водохранилищ Челябинской области и отделом водных ресурсов по Челябинской области Нижне-Обского БВУ.
Целесообразно вопрос источника водоснабжения решить с участием СТО института, выполняющего «Схему водоснабжения и канализации города».
Строительство водозабора создаст новые факторы риска по ухудшению качества воды в водоеме.
10. Планируемый набор водопроводных очистных сооружений требует
уточнения в связи с превышением ПДК в воде водоема по показателям: тяжелые металлы, биогенные вещества, соединение азота, фосфора, цветением водоема.
11. Уточнить границы 2-го пояса ЗСО водозабора для конкретных условий
и его расположения (рельеф и др.).
12. Уточнить существующее положение с канализацией существующего поселка (85 домов) о наличии (отсутствии) водонепроницаемости выгребных ям, тип и эффективность собственных очистных сооружений; куда производиться сброс сточных вод, производиться ли вывоз сточных вод из выгребов и очистных сооружений при количестве домов -85;
наличие договоров.
13. Раздел водоотведения дополнить информацией о надежности канализационных насосных станций, планируемый тип оборудования, отнесение КНС к объектам первой категории надежности, водонепроницаемости подземной части.
14. Указать планируемый тип канализационных очистных сооружений
степень очистки сточных вод (до каких нормативов?).
15. Принятые по устаревшим указаниям СН 496-77 решения по поверхностному стоку необходимо уточнить по «Рекомендациям по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты» ФГУП «НИИВОДГЕО» 2006 г.: определение расчетного расхода поверхностного стока при отведении на очистку; сооружения для регулирования поверхностного стока при отведении на очистку; перекачка стока; очистные сооружения.
Технологическая схема очистки, количество ступеней очистки,
набор сооружений принимается на основании качественного состава исходных и очищенных вод, т.е. требований к степени очистки; отсутствует в проекте. Принятые по СН 496-77 пруды-отстойники не обеспечат требуемую степень очистки при сбросе в Сорочий лог. Кроме того в проекте нет информации о водонепроницаемости прудов - отстойников, необходимой для охраны подземных вод.
Сооружения должны быть водонепроницаемыми, обеспечивающими ПДК на сброс.
16. Сети бытовой и дождевой канализации с насосными станциями должны находиться за пределами 500м прибрежной полосы – рекреационной зоны, в которой запрещено новое строительство (п.4 Постановления Правительства Челябинской области от 27.07.2010г.№ 50-П).
17. Выпуски сточных вод в Сорочий лог требуют согласования с отделом
водных ресурсов Челябинской области Нижне-Обского БВУ.
18. Дополнить перечень особо охраняемых территорий – ЗСО 1 и 2 поясов
собственного водозабора, ЗСО 2 пояса Шершневского водохранилища; скорректировать таблицу баланса территорий.
19. Дополнить основные факторы риска-аварии на сетях и насосных станциях канализации. (п.6.2 Тома 1).
20. Дополнить мероприятия по охране поверхностных и подземных вод:
Технические – герметичность сетей бытовой и дождевой канализации; водонепроницаемость всех емкостных сооружений; отнесение всех КНС к первой категории надежности; планирование этапности и очередности строительства, обеспечивающее одновременный ввод в эксплуатацию селитебной территории, предприятий и систем канализации К1 и К2, включая ОС.
Организационные – системный мониторинг технического состояния сетей и сооружений систем К1 и К2, герметичности всех емкостных сооружений, качества очищенных сточных вод, качества воды в Шершневском водохранилище в акватории п. Западный. (п.3.3 Тома 2).
21. Дополнить проект планируемыми сроками проектирования и строительства объектов – очередность и этапность. Не понятно, как долго незаконно возникший поселок будет представлять угрозу для единственного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения города Челябинска и промузла.
22. Отсутствуют материалы общественных обсуждений.
23. Отсутствуют материалы согласования проекта.
Согласно ст.25 Градостроительного кодекса, п.11 действующего в настоящее время Решения Челябинского облисполкома от 12.10.1976 г № 492 « Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода», утв. Постановлением Совмина РФСР от 02.09.1977 г. № 465, проект в обязательном порядке требует согласования с органами санитарного надзора, по использованию и охране водных ресурсов, по использованию и охране недр, МУП ПОВВ, Управлением эксплуатации водохранилищ Челябинской области.
24. Ввод в эксплуатацию объектов поселка Западный возможен только одновременно с системами бытовой и дождевой канализации, включая очистные сооружения,(ст. 38 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 – ФЗ « Об охране окружающей среды»).
Переданное раннее 19.05.2011г. зам. Главы администрации Сосновского района В.Р. Вальтеру экспертное заключение от 08.05.2011 г. по данному проекту не учтено при внесении изменений в проект в июле этого года.
Отсутствие в проекте конкретной и четкой информации о:
-потенциальных источниках загрязнения поверхностных и подземных вод по существующему поселку; локализации их;
-принятой степени очистки бытовых и поверхностных сточных вод, качестве их до и после очистки;
-герметичности систем бытовой и дождевой канализации (коллектора, КНС, НС, ОС); надежности систем;
-согласовании проекта всеми заинтересованными инстанциями;
-этапности, очередности проектирования и строительства, обеспечивающих только одновременный ввод объектов поселка и систем канализации, включая очистные сооружения;
-исключении загрязнения поверхностных и подземных вод, Шершневского водохранилища;
не позволяют дать проекту положительную оценку.
Эксперт X С.В. Князева
15.12. 2011 г.