Как и чем кормят учеников в челябинских школах? Чтобы разобраться в этом вопросе, представители Общественной палаты региона, депутаты Законодательного собрания области и городской думы вместе с начальником городского комитета по делам образования Светланой Портье отправились в рейд. К ним присоединились и корреспонденты «Вечерки».
Непрерывный процесс
Ранним утром выезжаем в Чурилово, в школу №116 — одну из крупнейших в городе. В трех корпусах учатся в две смены почти четыре тысячи детей, из них около двух тысяч — в самом большом новом здании. Уроки только начались, а в столовой уже успели накормить первоклассников.
— Детей много, надо, чтобы все они получали горячее, вкусное, свежеприготовленное питание. Это непрерывный и очень интенсивный процесс, — поясняет Светлана Портье.
В целом родители довольны качеством питания. Но поступала жалоба на прохладную еду. Сотрудники столовой реагируют на замечания и стараются их устранять. Бригада, ответственная за организацию горячего питания, выходит на смену до рассвета, в четыре–пять часов утра. Смена заканчивается в 16:30.
— Работа в нашей столовой четко организована, — не без гордости замечает директор школы Татьяна Трапезникова. — Официанты начинают накрывать столы за десять минут до перемены, чтобы до прихода детей блюда не остыли.
В помощь работникам школьной столовой специальные тележки. Они вместительные и позволяют в считанные минуты развозить тарелки с едой и расставлять их на столах. Сегодня в меню рыбные котлеты с картофельным пюре и сладкий чай. Для аллергиков и ребят с другими ограничениями по здоровью предусмотрены отдельные блюда.
Столовая рассчитана на 550 человек, но для обеспечения эпидбезопасности здесь одновременно завтракают не более 300 ребятишек. Как только звенит звонок, просторный зал заполняют школьники. Одни с аппетитом уплетают свою порцию, другие относят недоеденное блюдо на движущуюся ленту для сбора грязной посуды.
У школьников очень избирательный вкус, что часто зависит от привычек в семье, отмечает директор школы. Например, многим не нравится тушеная капуста и рыбные блюда, зато дети любят макароны, особенно с сосисками. Но к школьному питанию подход довольно строгий, ведь на кону здоровье подрастающего поколения.
— Мы обязаны соблюдать определенные нормы. Это сбалансированное сочетание белков, жиров и углеводов. В рационе должны быть овощи, мясо, рыба, — объясняет Татьяна Трапезникова. — В меню мы включаем продукты, которые необходимы ребенку, но во многих семья их обычно не используют. Например, печень или такое полезно блюдо как запеканка.
Бывают ситуации, когда ребенок видит непривычную еду и, даже не прикоснувшись к ней, отодвигает тарелку. Тогда на помощь приходит учитель и предлагает попробовать тут же запеканку. Этот метод работает.
Пока дети расправляются с завтраком, депутаты и общественники инспектируют пищеблок. Он оборудован по последнему слову техники. Из кондитерского цеха доносится соблазнительный аромат булочек. В отдельных помещениях хранятся овощи, мясная продукция, готовые полуфабрикаты, которые привозят с комбината школьного питания. Есть цех для приготовления собственных блюд.
После небольшой экскурсии гостей усаживают за стол и предлагают на пробу три вида котлет: куриные, рыбные и мясные тефтельки.
— Хорошие котлеты, качественные. Вкус насыщенный, — оценивает детское питание депутат гордумы Александр Назаров.
А в это время в столовой вовсю кипит работа. За полчаса бригада успевает протереть все столы, помыть пол и вновь приняться за раздачу. Непрерывный производственный процесс!
Родительский патруль
В стороне наблюдают за происходящим несколько женщин — родительский контроль. Мамы первоклассников с начала учебного года часто наведываются в школьную столовую.
— Мы приходим сюда примерно раз в десять дней, иногда чаще. Смотрим и сами можем попробовать, чем кормят наших деток. Меню в школе разрабатывают с учетом возраста. У меня, например, ребенок очень любит кашу, — делится мама первоклассника Елена Качула. — У нас есть родительский чат, куда всегда можно написать свои замечания по питанию. В этом случае обращаемся к классному руководителю, наши пожелание передают в комбинат питания. Но пока нареканий не было.
В школе всегда радуются, когда родители проявляют интерес к организации детского питания. На сайте образовательного учреждения выкладывают меню на каждый день и фотографии блюд, которые подают ученикам.
— Это важно, чтобы родители четко представляли, чем кормят детей, — обращает внимание директор школы. — Порой дома ребята рассказывают, что им каждый день дают рисовую кашу. Начинаем разбираться, и выясняется, что в один день был рис с овощами, в другой — плов с курицей и так далее.
В учебном заведении выстроена система родительского контроля за питанием, начиная от составления меню до проверки качества готовых блюд. Мамы и папы могут прийти с инспекцией даже без предупреждения. Они заходят к директору школы и вместе отправляются на пищеблок. Как отмечает Татьяна Трапезникова, обратная связь очень важна.
— Взаимодействие школы, родителей и комбината питания дает хорошие результаты, — считает она.
Рыбе — бойкот
Следующий пункт проверки — школа № 6. Здание находится в старом районе города и построено более полувека назад. В 2021 году здесь впервые капитально отремонтировали столовую и пищеблок. Провели полную перепланировку, установили новое современное оборудование.
В столовой пятиклассники рассаживаются за столы. Меню такое же, как в чуриловской школе. Но к рыбным котлетам здесь настроены особенно скептически. Большинство учеников даже не прикоснулись к ним. В чем причина бойкота?
— Пельмешков хотим! — дружно отвечают ребят.
Ситуация стала поводом для обсуждения. Дети оставили нетронутыми рыбные котлеты, а значит до конца учебного дня останутся голодными, забеспокоились взрослые. А ведь готовят в школьных столовых правильно, из натуральных продуктов, с минимумом соли и без всяких приправ.
Проверяющие продегустировали рыбное блюдо и мясные котлетки. Никаких вопросов к качеству не возникло. Остальное, как говорится, дело вкуса. Но проблема есть, и ее надо решать.
— Я спросил у детей, почему они отказались от рыбных котлет. Никто не сказал, что продукт невкусный. Просто им не нравятся котлеты из рыбы, — поделился наблюдениями председатель Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко.
Дети привыкли к фаст-фуду, с удовольствием едят пельмени, колбасу, пирожки, обожают чипсы с газировкой. Но никто не откажется от той же полезной рыбы, мяса или овощей, приготовленных по-домашним рецептам, как у мамы. Значит, есть над чем работать. Нет сомнений, что для полноценного развития ребенку нужны продукты, богатые витаминами, микроэлементами. Но они должны быть и полезными, и вкусными, уверены эксперты.
— Культура питания оставляет желать лучшего, — обращает внимание директор школы Галина Ахметова. — Кроме того, у нас учится много детей из мусульманских семей, в которых есть определенные ограничения. Например, не допускается употребление свинины. И национальные традиции тоже важно учитывать.
Все эти вопросы предстоит решать.
С любовью к детям
В школьных столовых дети получают все необходимое, считает депутат Законодательного собрания области Дмитрий Клеутин. Но чтобы блюда стали привлекательными, нужно готовить их с душой и любовью к детям, убежден парламентарий. Мнение коллеги разделяет и депутат гордумы Александр Назаров.
— Мы побывали в школьных столовых, попробовали блюда, которыми кормят детей, поговорили с родителями. Я был приятно удивлен: качество блюд во всех школах на высоком уровне. В каждой есть родительский актив, который контролирует качество продуктов, — прокомментировал депутат. — Не всем детям нравятся рыбные котлеты. Но это полезный продукт. Возможно, стоит пересмотреть его подачу, придумать интересное название блюду.
Председатель Общественной палаты региона Николай Дейнеко полагает, что решение проблемы требует широкого обсуждения, в том числе с участием родительской общественности, комитета по делам образования, комбината школьного питания, Роспотребнадзора, врачей-диетологов.
— Родителям нужно активно участвовать в общественном контроле за организацией и качеством питания в школах, — подчеркивает Николай Дейнеко. — Если возникают вопросы, решать их в первую очередь с директором школы. Если не удается получить обратную связь, следует обращаться в комитет по делам образования, министерство образования и науки, к депутатам. Вопрос организации школьного питания находится на постоянном контроле Общественной палаты.