04.06.2015
Сейчас только около 1% учреждений принимают людей с ограниченными возможностями.
Председатель Комиссии Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак и председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая направили обращение вице-премьеру Ольге Голодец с предложением изменить условия лицензирования автошкол.
По правилам, автошколы могут получить лицензию, только если они предоставят «специальные условия» людям с ограниченными возможностями здоровья. Но в реальности они очень редко выполняют это требование или выполняют его формально. Общественная палата предлагает конкретизировать условия и прописать, сколько именно специальных автомобилей и других технических средств для обучения инвалидов должна иметь каждая автошкола.
Как рассказали в автошколе для инвалидов «Надежда», работающей в Москве, в год учиться приходят 40–60 человек — без руки, без ног, с ДЦП (детским церебральным параличом) и другими болезнями. От них требуется больше решимости и терпения, но если они научатся ездить, то на дороге ничем не будут отличаться от остальных водителей, говорит директор школы Алла Соловьева, водитель с 30-летнем стажем, которая лишилась в юности одной ноги.
В Общественную палату, как сказано в письме, из многих регионов поступают жалобы от людей, у которых есть инвалидность. Они пишут, что автошколы отказываются принимать их на учебу.
Между тем в 2014 году вступили в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», и теперь автошколы считаются профессиональными образовательными организациями (раньше считалось, что они предоставляют дополнительное образование). По законодательству, такие организации, чтобы им дали лицензию, должны, в том числе создать «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Таким образом, все автошколы должны иметь машины для инвалидов, пандусы и т.д., но это требование на практике не выполняется. Поэтому, как отмечает Владимир Слепак, необходимо изменить условия лицензирования и прописать для автошкол минимальное число «технических средств, адаптированных для подготовки инвалидов в качестве водителей различных категорий». Также, по его словам, нужно прописать в нормативных актах, что инвалиды должны обучаться на площадках, «приближенных к месту жительства».
Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам газеты «Известия»