20.08.2014
Члены регионального штаба «Народного фронта «За Россию» выявили приоритеты национального образования в Челябинской области.
Актуальные для Южного Урала предложения они представят на профильном Всероссийском форуме ОНФ.
Дискуссия прошла в рамках подготовки к всероссийскому форуму Народного фронта «Приоритеты национального образования в России», на котором со своими проблемами и предложениями выступят представители ОНФ всех регионов. Для Челябинской области участие в своеобразном съезде по образованию и культуре – реальная возможность избавиться от существующих в данной области сложностей и привнести нечто новое, способствующие усовершенствованию системы.
Предметно обсудив ход исполнения Указов Президента Российской Федерации, участники дискуссии пришли к выводу, что в целом система образования на Южном Урале, по сравнению с другими регионами, находится в более выигрышном положении, но проблемы все же существуют. Одна из них – сложности в создании условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями. «Реализация адаптированных образовательных программ требует значительных денежных, кадровых, материальных и иных ресурсов, незаложенных в нормативе финансирования образовательных организаций. Так, в МГТУ, в настоящий момент, получают образование 57 лиц с ограниченными возможностями. Обучение ведется в рамках основных образовательных программ» – рассказывает член штаба ОНФ в Челябинской области Валерий Колокольцев. Таким образом, предлагается рассмотреть возможность выделения дополнительного субсидирования школ и ВУЗов для организации получения образования студентам с ограниченными возможностями.
Требуется корректировка и в системе единых государственных экзаменов. Так, по мнению сопредседателя ОНФ в Челябинской области Натальи Кустовой, при подготовке к ЕГЭ необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся школ с целью снижения стрессового состояния. Кроме того, члены регионального штаба Народного фронта пришли к выводу, что принцип финансирования высших учебных заведений по результатам единого госэкзамена вызывает сложности существования технических ВУЗов, а значит и падение качества инженерного образования. Низкий же средний балл ЕГЭ объясняется слабой физико-математической подготовкой школьников. Уровень преподавания естественно-научных дисциплин и материально-техническая база в учебных заведениях оставляет желать лучшего. Отрицательно сказалось на престижности предметов выведение физики и химии из перечня обязательных предметов при сдаче единого государственного экзамена. Так процент школьников по Челябинской области, сдающих физику, ежегодно снижается и в 2014 году составил всего 24,5%. В связи с этим предлагается: увеличить количество обязательных экзаменов, включив в перечень физику либо отменить прием в вузы по результатам ЕГЭ, а также изменить систему финансирования и учета деятельности ВУЗов в мониторинге, осуществлять ее с учетом технической и географической специфики.
Нехватку же квалифицированных кадров на ряде предприятий Челябинской области можно объяснить незаинтересованностью работодателей в долгосрочном и эффективном социальном партнерстве с ВУЗами. Поэтому необходимо создание государственной системы распределения и социальной поддержки выпускников образовательных учреждений, формирование территориального заказа на молодых специалистов и введение ответственности за непринятых на работу выпускников высших учебных заведений или их уход в «свободный полет» при остром дефиците кадров в этой специальности. В региональном штабе ОНФ едины во мнении – обучение в ВУЗах должно предусматривать прохождение практики на предприятиях, в которых есть социальный заказ на данных специалистов. С этой целью необходимо сформировать программы профессиональной подготовки кадров региона на перспективу его развития.
Современное высшее образование невозможно без применения инновационных образовательных технологий, но это необходимо и в дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с чем, доверенное лицо Президента РФ, член ОНФ Челябинской области Вячеслав Афанасьев предложил создать региональные центры повышения квалификации в высокотехнологичных отраслях. «Не нужно постоянно держать штат экспертов. Это должны быть приглашенные "имена", гуру и носители самых передовых знаний в своих отраслях. Сами курсы должны быть основательными и прикладными. Такие центры могут быть связанны единой образовательной программой и общей стратегической задачей, проработанной на уровне Федерации. Тренеры могут переходить из региона в регион, читая свои лекции, центры будут обмениваться оборудованием, на примере которого демонстрируются новые технологии», – считает Афанасьев. По мнению членов регионального штаба ОНФ, образование в России вообще должно быть в течение всей жизни. Этот вопрос особенно актуален в свете недавно прошедшего заседания Президиума Госсовета, обсуждавшего разработку совместных действий в интересах пожилых людей. В частности, на нем Президент РФ В.В. Путин сказал, что необходимы механизмы повторной интеграции в профессию, программы переобучения востребованным на рынке труда специальностям, а также приобретения навыков пользования компьютером и интернетом.
Не забыли на дискуссии по образованию и о педагогах. Доверенное лицо Президента РФ, член ОНФ Челябинской области Николай Буяков считает необходимым проанализировать итоги введения новой системы оплаты труда в сфере образования Российской Федерации. При этом важно уделить особое внимание повышению уровня базовой ставки для учителей среднего профессионального образования (в данное время – 4100 руб.) и предусмотреть в «Эффективном контракте» полный социальный пакет и гарантий работнику.
Руководитель исполкома ОНФ в Челябинской области Денис Рыжий отметил: «В ходе работы дискуссионной группы было выявлено достаточно много проблемных моментов в системе современного образования, сформирован список из двух десятков вопросов. В ближайшее время отделение ОНФ в Челябинской области их проработает и вынесет на обсуждение на Всероссийском форуме по приоритетам национального образования в РФ».
Справка:
В соответствии с планом работы Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в октябре 2014 года в г. Пенза состоится Всероссийский форум по приоритетам национального образования в РФ. Главная задача мероприятия – способствовать распространению инновационного, авторского, альтернативного опыта и успешных практик в сфере образования в различных форматах. В ходе работы Форума будут подведены итоги общественных обсуждений ключевых вопросов национальной системы образования и сформированы конкретные предложения по ее дальнейшему развитию. Программа Форума включает проведение тематических дискуссионных площадок и выставку-презентацию инноваций и успешных практик российской системы образования.
Исполком регионального отделения
Общероссийского общественного движения
«Народный фронт «За Россию» по Челябинской области