Челябинский штаб ОНФ призывает надзорные органы проконтролировать безопасность подъемников для инвалидов
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Челябинский штаб ОНФ призывает надзорные органы проконтролировать безопасность подъемников для инвалидов

20.08.2015

В рамках реализации программы «Доступная среда» активисты ОНФ в Челябинской области провели мониторинг подъемно-транспортных устройств для инвалидов.

В ходе исследования объектов «шаговой доступности» выяснилось, что подъемники для маломобильных граждан есть только на бумаге чиновников. В реальности они отсутствуют. Либо представлены в виде муляжей или опасны для жизни и здоровья. Первая же точка мониторинга показала несостоятельность подъемной платформы для инвалидов. Сначала сотрудники анти-кафе на ул. Б.Хмельницкого отказывались выходить из помещения и включать устройство, ссылаясь на отсутствие «хозяйки». А когда конструкцию все же подключили к электросети, оказалось, что она опасна для жизни: поднимается рывками, единственная мера безопасности (поручень) шатается, дно устройства прогибается. Во избежание падения инвалида-колясочника приходится страховать со всех сторон. Спуститься с помощью подъемника вовсе не удалось – конструкция вышла из строя, снимать человека с платформы пришлось вручную. Подобная ситуация ожидала активистов регионального отделения ОНФ в Челябинской области и на других 9 объектах. Причем на двух были установлены муляжи – устройства лишь визуально напоминающие подъемные платформы, но невыполняющие функции подъема-спуска. Каждый пятый подъемник не работал, а половина устройств не оснащены перилами или какими-либо иными сдерживающими от падения механизмами. Между тем, беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры гарантируется ФЗ N181-ФЗ с 1995 года. Однако за 10 лет мало что изменилось. Местные «кулибины» регулярно находят новые способы обойти закон и создать видимость доступной среды. Возникшую ситуацию руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» отделения ОНФ в Челябинской области Наталья Шаталова связывает с поблажками в законодательстве: «В связи с внесением поправок в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» возник ряд трудностей – подъемники для инвалидов были исключены из состава опасных производственных объектов и, соответственно, ответственности за качество по сути никто не несет. Сегодня мы проверили 10 объектов, и везде установлены нелицензированные и несертифицированные устройства. Отвечать за их качество никто не хочет, Ростехнадзор неправомочен, а предприниматели считают, что нормы закона они выполняют». Представители компаний-производителей отметили, что изготавливаемые ими подъемные устройства для инвалидов подлежат лишь добровольной сертификации. Из-за того, что процедура платная, проходить ее они считают нецелесообразным. При этом изготовители дают годовую гарантию на свою продукцию, после чего за исправность устройства отвечает владелец. Ни на одном объекте сотрудники магазинов не смогли предоставить паспорта и страховки подъемников. Вся документация якобы находится у руководства, которое отсутствовало. Также «фронтовиками» выявлены факты отсутствия подъемных платформ для инвалидов. «В Челябинске существует распространенная практика – ставят подъемник на 1-3 месяца, в зависимости от срока перевода помещения из жилого в нежилое. Оформив объект под магазин, устройство сдают обратно. Наш мониторинг показывает, что 50% социально значимых объектов оснащены именно такими «виртуальными» подъемными платформами. Подобная «доступная среда» обходится предпринимателям в 15-18 тысяч рублей», – рассказал эксперт отделения ОНФ в Челябинской области, инвалид-колясочник Дмитрий Степанов. Отметим, что приглашенные на выездной мониторинг представители прокуратуры и городского управления строительства, сославшись на занятость, в последний момент отказались от участия в мероприятии. В связи с этим отделение ОНФ в Челябинской области готовит для них анализ ситуации и свои инициативы по созданию доступной среды. Основным тезисом станет предложение определить орган контроля, в обязанности которого будет вменяться проверка качества подъемных устройств и их соответствие ГОСТам. ДЛЯ СПРАВКИ: 15 марта 2013 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Этим законом внесены изменения в Приложение 1 ФЗ №116-ФЗ. В пункте 3 говорится, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры). Таким образом, подъемники для инвалидов можно не лицензировать. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" к четвертой группе опасных объектов отнесены платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, которые подлежат обязательному страхованию ответственности. КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ, Статья 9.19. Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. По материалам исполкома регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Челябинской области