Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 264-74-71

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Челябинская агломерация попала в тренд

09.09.2014

Главы семи муниципальных образований Южного Урала подписали учредительный договор о создании ассоциации координационного совета, который объединит исполнительные и представительные органы власти городов и районов, вошедших в состав челябинской агломерации.

Это событие стало первым среди регионов, попавших в пилотный проект Минрегиона РФ, заявила на форуме-выставке «Современный город – новое качество жизни» 4 сентября гендиректор Союза российских городов Александра Игнатьева. По словам Александры Игнатьевой, подписанное соглашение стало историческим событием, поскольку челябинские власти сделали это первыми среди своих коллег из тех субъектов страны, где также занимаются созданием агломераций. Вскоре подобные соглашения должны подписать остальные участники соответствующего федерального пилотного проекта. Главная задача власти в этом направлении – научить и объяснить людям, что агломерация является правильной и необходимой затеей. «Агломерация называется челябинской. Важно понять, что никакой это не «большой Челябинск», как иногда пишут в СМИ, – подчеркнула Александра Игнатьева. – Такая трактовка ассоциируется с тем, что мы присоединяем пригород и начинаем развиваться за счет малых городов, высасывая из них весь потенциал. Но агломерация – это межмуниципальное взаимодействие, которое выгодно всем заинтересованным сторонам. Главной основой этого процесса являются агломерационные проекты, которые подтягивают экономический, человеческий, да и любой другой ресурс». В челябинскую агломерацию вошло два города – Челябинск и Копейск, а также пять районов – Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский. Общая численность населения – 1,566 тысячи человек. Такую позицию поддержал и глава Челябинска Станислав Мошаров, который презентовал проект агломерации. Открывая пленарное заседание форума, он отметил, что в советские времена важные вопросы проектирования городов зачастую решали не на местах. Территориальные и экономические особенности городов при этом не учитывались, что делало их похожими друг на друга. Сейчас времена изменились, и назрела и необходимость изменения требований к планированию городского пространства. «От реализации проекта мы ожидаем несколько различных эффектов, а в первую очередь, повышения инвестиционной привлекательности, – поделился планами Станислав Мошаров. – Создание агломерации позволит нивелировать недостатки и развить преимущества как малых, так и больших муниципальных образований, сэкономить бюджетные средства, повысить качество управления городами и привлечь в них более квалифицированные кадры. Создание единой транспортной системы обеспечит доступность населения ко всей созданной внутри агломерации инфраструктуре. В результате этих мер население перестанет стремиться жить в крупных городах и административных центрах на постоянной основе, что поможет решить проблему равномерного расселения граждан». В данный момент участники агломерации разрабатывают карту стратегического развития, документы территориального планирования и комплексный инвестиционный план. Органами управления проектом станут координационный совет, который будет формироваться из представителей самих муниципальных образований, а также самостоятельная дирекция агломерации. По мнению Станислава Мошарова, эта работа позволит перейти к согласованным действиям по конкретным инвестиционным проектам. Например, предлагается создать трамвайное сообщение между Челябинском и Копейском. По оценкам специалистов, этот проект будет востребован и сблизит население городов еще сильнее. Кроме того, все участники агломерации нуждаются в создании полигона по переработке твердых бытовых отходов, однако его строительство для каждого района отдельно приведет к большим финансовым затратам. Гораздо удобнее построить один полигон, который свяжет между собой сразу несколько муниципалитетов. По данным исследования социокультурного портрета жителей Челябинска, проведенного местным филиалом РАНХиГС, большинство горожан в целом довольны своей жизнью, но испытывают при этом некоторые проблемы. Радостные чувства испытывают 19,2% респондентов. Положительное мнение о проживании в областном центре выразили 48,4% участников опроса, не совсем довольным этим обстоятельством 29,4% респондентов. Риски, связанные с реализацией проекта агломерации, озвучила политолог, член Общественной палаты Челябинской области Луиза Алмаева. Она предостерегла непосредственных исполнителей от создания некоего подобия «большого брата», который оттянет на себя все управленческие и финансовые ресурсы. «Выход здесь только один: постоянно вести мониторинг и следить за тем, чтобы ни одна из тенденций не превалировала, – предложила она. – Сама по себе идея агломерации замечательная, и я надеюсь, что права структурных единиц ущемлены не будут». Директор Центра технологизации региональной и муниципальной деятельности Высшей школы бизнеса Южного федерального университета Григорий Дончевский как автор проекта челябинской агломерации обратил внимание на то, что Минрегион утвердил нашу заявку с первой попытки. Кроме того, еще одной особенностью проекта стал тот факт, что в основу агломерации легло так называемое «челябинское ноу-хау»: «Челябинская агломерация была представлена не как объект территориального планирования или социально-экономического пространства, а как собственно экономический объект, – объяснил эксперт. – Это означает, что бизнес будет предлагать высокотехнологические решения: качественные дороги, а не обычные дороги, высокотехнологическое жилье, а не просто квадратные метры, сданные в эксплуатацию. Мы попали в список Минрегиона в числе первых, теперь наша задача оказаться на финише также первыми». Организаторы форума рассчитывают, что это мероприятие станет постоянным и приобретет популярность, тем более что работа над созданием агломераций вступила в самую активную фазу. Участникам пилотного проекта Минрегиона, общественным объединениям и специалистам по городскому планированию предстоит разработать и утвердить законодательную базу, которая сделает процесс взаимодействия муниципалитетов в рамках агломераций еще проще и удобнее. По материалам Chelyabinsk.ru http://chelyabinsk.ru/text/politic/840712.html