Общественная палата

Челябинской области

Общественная палата Челябинской области

8(351) 264-74-71

454089; г. Челябинск; ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

«Час с региональным министром». Сергей Кремлев: «В 2017 году в регионе начнет работать новая программа поддержки медиков «Земский фельдшер»

15.12.2016

Сегодня Общественная палата Челябинской области провела первую онлайн-встречу в рамках нового проекта «Час с региональным министром». Гостем стал министр здравоохранения региона Сергей Кремлев. Именно в его адрес в Общественную палату Челябинской области пришло наибольшее количество вопросов.

И это не случайно. Ведь здравоохранение - это понятие, с которым сталкивается каждый человек в своей жизни, независимо от возраста или социального статуса. Все мы пользуемся медицинской помощью и зачастую нуждаемся в ответе на некоторые вопросы. Задать их была возможность у каждого жителя Южного Урала. Для этого нужен был только компьютер с выходом в интернет.

Открыл встречу председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин. Он поблагодарил министра за участие и внимание к актуальным проблемам южноуральцев. А также отметил: «Здравоохранение – очень сложная сфера с присущим ей многообразием специфичных отношений. За последние годы уровень медицины в регионе значительно вырос. Однако проблемы тоже имеют место быть. Высокие цены на лекарства, нехватка врачей, платная медицина. Все это требует анализа и правильных решений. Буквально вчера об этом же в который раз говорил Президент Владимир Путин. Он провёл рабочую встречу с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой. Говорили о планах по развитию системы оказания медицинской помощи, о повышении качества подготовки и квалификации кадров, об улучшение условий труда, о внедрение новых цифровых технологий».

Всего в адрес министра здравоохранения Челябинской области Сергея Кремлева поступило около 80 вопросов. С ответами на некоторые из них можно познакомиться ниже.

Вопрос: Ветеранов (пенсионеров) беспокоит прерванное фактически с 2012 года бесплатное зубопротезирование для пенсионеров. Почему в Свердловской и Омской областях эта проблема решена, а у нас нет?
Сергей Кремлев: За 10 месяцев 2016 года проведено зубопротезирование 114 ветеранам ВОВ, слухопротезирование - 24 ветеранам ВОВ, прошли санаторно-курортное лечение 261 ветеран ВОВ.
В соответствии с Законом Челябинской области от 28.06.2012 г. № 354-ЗО «О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан», мера социальной поддержки в виде зубопротезирования заменена ежемесячными денежными выплатами (монетизацией).
В настоящее время услуги по зубопротезированию всех категорий граждан осуществляется только за счет личных средств. Для решения вопроса об оказании материальной помощи, по постановлению Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 г. № 276 
«Об утверждении порядка выплаты единовременного социального пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета» Ветераны (пенсионеры) могут обратиться в Министерство социальных отношений Челябинской области (г. Челябинск, ул. Воровского, 30).

Вопрос: Как предполагается улучшить и развивать скорую медицинскую помощь в сельской местности? Ведь эту помощь фактически зачастую единственно только её можно получить, так как медиков больше нет. Да и жалоб на её работу достаточно.
Сергей Кремлев: Организация оказания СМП в сельской и труднодоступной местности Челябинской области построена по территориальному признаку, т.е. станции (подстанции, отделения) оказывают СМП преимущество на своей территории обслуживания. Территорией обслуживания станции (подстанции, отделения) СМП является муниципальное образование Челябинской области, в котором она располагается.
В случае необходимости для СМП привлекаются выездные бригады СМП соседних муниципальных образований Челябинской области.
Доля доезда бригад СМП со временем доезда до места вызова до 20 мин. от общего числа выездов в 2015 г. составила 86,8%.
В 16 из 27 муниципальных районах Челябинской области открыты посты (филиалы) СМП с целью приближения скорой медицинской помощи к обслуживаемому населению и являющиеся структурными подразделениями медицинской организации. 
В остальных муниципальных образованиях Челябинской области для оказания скорой медицинской помощи организованы отделения при центральных больницах, дополнительные посты (филиалы) не организованы.
Планируется открытие 8 дополнительных постов (филиалов) СМП в следующих муниципальных образованиях Челябинской области: Чебаркульский МР - 2, Октябрьский МР - 2, Уйский МР -1, Брединский МР - 1, Карталинский МР -1 , Кизильский МР - 1.

Вопрос: В области начала создаваться гериатрическая помощь. Какие планы имеются у Минздрава Челябинской области по её дальнейшему развитию?
Сергей Кремлев: Запланирована организация гериатрического центра на базе ГБУЗ «Челябинский областной клинический терапевтический госпиталь для ветеранов войн», создание гериатрических кабинетов в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь с прикрепленным населением более 20 тыс. чел; В настоящее время медицинская служба включает в себя гериатрические отделения в многопрофильных медицинских организациях и в поликлиниках для взрослых. В Челябинской области функционирует 6 гериатрических отделений: 1 в Челябинске, 1 в Миассе, 4 в Магнитогорске.

Вопрос: Каковы перспективы по повышению должностных окладов медицинских работников?
Сергей Кремлев: Размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников областных государственных учреждений устанавливаются работодателем на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам должностей работников, утвержденными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в соответствии с Положением об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 г. № 280-п (далее –Положение).
Кроме того, работникам областных государственных учреждений Положением предусмотрено установление персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) в пределах до 1,5, основанное на соблюдении требований дифференциации оплаты труда с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, а также сложности и объема выполняемых работ, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) принимается руководителем областных государственных учреждений персонально в отношении конкретного работника по показателям, установленным в учреждении, с учетом мнения представительного органа работников.

Вопрос: Считаю, что должна быть изменена методология Росстата по расчёту среднемесячной заработной платы исходя из определения её величины на штатную должность, а не на физическое лицо.
Сергей Кремлев: Согласно методике, используемой при формировании статистической информации, среднемесячная заработная плата рассчитывается на одного работающего человека, а не на штатную должность (ставку) с целью недопущения двойного учета занятого населения.
Сотрудник может занимать не одну штатную должность (ставку), но как работник учреждения, он представляет одно физическое лицо, работающее в конкретном учреждении, заработную плату он получает соответственно, как одно физическое лицо дважды в месяц – аванс и расчет. В случае расчета среднемесячной заработной платы, исходя из ее величины на штатную должность (ставку), численность занятого населения будет искусственно завышена, что приведет к недопустимому искажению информации.

Вопрос: За последние годы медицинским работникам были снижены льготы по компенсации ЖКХ, что не способствует закреплению работников в медицинских учреждениях области (согласно официальным данным количество вакансий врачей составляет 1113, а медицинских сестер 726, фельдшеров 298). Нет ли возможности устанавливать компенсационные выплаты услуг ЖКХ в таком же размере, как и педагогическим работникам?
Сергей Кремлев: Осуществление выплат по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области регламентируется Законом Челябинской области от 18.12.2014 г. № 88-ЗО (ред. от 29.10.2015) «О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области», который определяет порядок и размер указанных выплат.
Согласно статьи 3 вышеуказанного Закона (№ 88-ЗО от 18.12.2014) размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и составил в 2015 г. – 1 100 рублей, в 2016 г. – 1 177 рублей.
В целях привлечения специалистов в медицинские учреждения сельских населенных пунктов и рабочих поселков (поселков городского типа) Челябинской области Министерством здравоохранения с 2012 года реализуется программа «Земский доктор», в рамках которой специалистам, отвечающим необходимым условиям, предоставляется единовременная компенсационная выплата за счет средств обязательного медицинского страхования и средств областного бюджета 1 млн. рублей.
С 2017 года планируется приступить к реализации новой программы «Земский фельдшер», в рамках которой при соблюдении ряда условий специалисты, привлеченные к работе в сельской местности, получат единовременную компенсационную выплату в размере 500 тыс. рублей.
Предоставлять льготы, оказывать материальную помощь сотрудникам учреждения, устанавливать различные надбавки – все это право руководителя учреждения, которое можно закрепить в коллективном договоре и реализовать в пределах выделенного финансирования.

Вопрос: Льготная категория граждан (люди пострадавшие от радиации в следствии аварии в 1957 г. на ПО «Маяк», чернобыльцы, инвалиды и другие льготники) не обеспечиваются в полной мере лекарственными препаратами. Врачи отказывают в выписке льготных лекарств из-за отсутствия их в наличии списков льготных лекарств. Тем самым нарушается Федеральное законодательство об охране здоровья граждан. Больные вынуждены приобретать лекарственные препараты. Из-за дороговизны положенных им лекарств не каждый в состоянии их приобрести на свою небольшую пенсию. Почему нет лекарств для льготной категории населения?
Сергей Кремлев: В Челябинской области около 259370 человек имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях за счет средств областного и федерального бюджетов. 
За счет средств федерального бюджета в рамках льготных перечней, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от РФ от 26.12.2015 г. № 2724-р обеспечиваются лекарственными препаратами: 
• федеральные льготники (75 223 чел.) (10 категорий граждан: инвалиды, участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий и др.) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
• больные гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (3 002 чел).
За счет средств бюджета Челябинской области осуществляется лекарственное обеспечение:
• граждан, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении - 184 147 льготополучателей - больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, онкологическими заболеваниями, дети до 3-х лет и др.) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, Правительства Челябинской области от 26.12.2007 г. № 272-П «О порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета». Региональные льготники обеспечиваются в рамках перечня препаратов, утвержденного Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области. 
• пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями (329 чел.).
Выделенные в начале 2016 года финансовые средства на реализацию льготных программ только на 56,7% «покрывали» потребность льготных категорий граждан. Учитывая социальную значимость данного вопроса, Правительством Челябинской области выделено дополнительно 899 млн. рублей лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, в том числе федеральных льготников (370,0 млн. руб.). Это позволило повысить обеспеченность льготников до 78,1%.
За 11 месяцев 2016 г. по льготным программам отпущено лекарств по 1 085 188 рецепту на сумму 2 304,7 млн. рублей.
Следует отметить, что за счет областного бюджета обеспечиваются по жизненным показаниям федеральные льготники лекарствами вне федеральных льготных перечней (267,7 млн. рублей).
Но не только финансовая составляющая влияет на обеспечение льготников, в отдельных случаях производители прекращают производство препаратов или не завозят их на территорию Российской Федерации и тогда отсутствует возможность закупить такие препараты. Например, липоевая кислота производства «Фармстандарт», «Уралбиофарм Россия» (атеросклероз, заболевания печени и др.), мерказолил производства «Акрихин» (гипрефункция щитовидной железы), аминазин в драже (шизофрения, страхи и др.) глазные капли квинакс (МНН Азапентацен) (применяемый при кататракте), купренил (противовоспалительное средство (системная склеродермия, ревматоидный артрит, болезнь Вильсона-Коновалова), сульфасалазин (противовоспалительное и противомикробное средство, болезнь Крона, язвенный колит, ревматоидный артрит) и др.
В этом случае врачи подбирают аналоговую замену данным препаратам. Информация об отсутствующих лекарствах направляется в Территориальный орган управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области.
В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Правительством Российской Федерации (на 2016 г. распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 г. № 2724-р). На 2016 год в минимальный ассортимент для аптек вошло 50 международных непатентованных наименований, для аптечных пунктов, аптечных киосков, индивидуальных предпринимателей – 20 МНН. Аптеки обязаны обеспечить наличие этих препаратов в рамках МНН не зависимо от производителя (отечественный или импортный) и ценовой категории.
Остальной ассортимент лекарств аптеки формируют самостоятельно, исходя из спроса населения, финансовых возможностей и наличия препаратов на рынке. 
В среднем доля ЛП российского производства от общего ассортимента составляет 28% в стоимостном выражении и 57% в натуральном. В ассортименте аптек преобладают препараты в ценовой категории от 150- 500 руб. (49,1%), затем следуют - от 50 руб. до 150 руб. (16,4%), меньше 50 руб. (5,7%).
Фармацевтические работники аптечных организаций обязаны предоставлять населению полную информацию о наличии лекарственных препаратов с одинаковым международным непатентованным наименованием, имеющих более низкую цену (Федеральный закон № 323-ФЗ).
Что касается цен на лекарства, то за 10 месяцев текущего года цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, которые регулируются государством, увеличились на 0,6%. Инфляция цен на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, составила 7,2% с начала 2016 года.

Вопрос: В ряде населенных пунктов Челябинской области (в основном малонаселенных) отсутствуют фельдшерско-акушерские и аптечные пункты, в связи с чем жителям не доступна скорая медицинская помощь, бригады скорой помощи в такие населенные пункты могут добираться от часа и более. Как ведется работа по открытию в селениях Челябинской области фельдшерско-акушерских и аптечных пунктов, в том числе выездных.
Сергей Кремлев: В соответствии с приказом МЗ РФ № 132-н от 27.02.2016 года Минздравом области проведен анализ сети медицинских организаций Челябинской области, выделено 49 населенных пунктов, расположенных на расстоянии более 6 километров от ближайшей медицинской организации или ее подразделения:
- 13 населенных пунктов – без населения;
- 30 населенных пунктов с числом жителей до 100 человек;
- 5 населенных пунктов с числом жителей от 101 до 300 человек;
- 1 населенный пункт с числом жителей более 300 человек.
Во всех указанных населенных пунктах организуется выездная работа специалистов медицинских организаций, домовые хозяйства, в поселке Витаминном Сосновского муниципального района в перспективе планируется построить отсутствующий там фельдшерско-акушерский пункт. 16 районов, в которых расположены населенные пункты, находящиеся вне зоны шаговой доступности от подразделений медицинских, планируется обеспечить мобильными ФАПами.
В соответствии с Государственной программой Челябинской области «Капитальное строительство в Челябинской области на 2014-2017 годы» в 2017 году планируется строительство 5 фельдшерско-акушерских пунктов, стоимость строительства 20 500,0 тыс. рублей.
В 208 населенных пунктах не обеспечивается 20-минутный доезд скорой медицинской помощи (не охвачено примерно 75 тысяч населения). В 2016 году приобретено 33 автомобиля скорой медицинской помощи (31 автомобиль счет средств федерального бюджета и 2 за счёт средств областного бюджета). В перспективе планируется заменить 60 единиц автомобилей скорой медицинской помощи на новые.
С целью обеспечения доступности скорой медицинской помощи (соблюдение норматива - 20 минутного доезда до пациента) существует потребность в организации дополнительных постов (пунктов) скорой медицинской помощи в Чебаркульском (2 поста), Октябрьском (2 поста), Уйском (1 пост), Брединском (1 пост), Карталинском (1 пост), Кизильском (1 пост) муниципальных районах.
С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи в 2015 году приобретены 5 мобильных ФАПов, 4 передвижных диагностических комплекса. Передвижными ФАПами обслуживается более 4600 человек в 27 населенных пунктах Челябинской области.
Всего в области работает 20 передвижных медицинских комплексов, 5 мобильных фельдшерско-акушерских пунктов, 20 выездных бригад (выездные поликлиники, выездные паллиативные бригады, выездные специализированные бригады). Количество осмотренных выездными бригадами выросло в 2016 году (9 мес.) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 11% и составило 38 954 посещения.
В 2017 году планируется приобретение 5 мобильных ФАП.

Вопрос: Просим решить вопрос об открытии скорой медицинской помощи в п. Каменский, так как в настоящее время невозможно обеспечить норматив оказания скорой медицинской помощи по времени доезда 20 минут с момента поступления вызова.
Сергей Кремлев: Это вопрос решается. Он уже находится на рассмотрении в Министерстве здравоохранения области.

Справочно:
"Час с министром" - проект Общественной палаты России. Поддержать его решили и на Южном Урале. Цель проекта "Час с министром" - наладить общение граждан с чиновниками по социально важным вопросам. На каждой онлайн-конференции будут озвучиваться обращения людей, поступившие в Общественную палату региона по профилю министерства. Таким образом, теперь у каждого есть возможность подключиться к дискуссии на важные темы. Это, считает председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин, снимет напряженность в обществе по многим вопросам.

График участия глав ведомств в проекте будет формироваться, исходя из актуальных проблем, социально-значимых вопросов и поступивших пожеланий. 
Свои вопросы для обсуждения в проекте "Час с министром" можно направлять на e-mail: 7371657_op@mail.ru

Файлы:

Последние новости из рубрики