18.03.2016
В Челябинске 16 марта состоялось заседание Общественного экспертного совета, действующего при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области.
В мероприятии, проходившем под председательством Уполномоченного Александра Гончарова, приняли участие: председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Сергей Комяков, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Семен Мительман, начальник Главного контрольного управления Челябинской области Дмитрий Агеев, руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова, заместитель главы города Челябинска по экономике Елена Мурзина, председатель челябинского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Артем Артемьев, а также представители «Деловой России», Южно-Уральской ТПП, Союза промышленников и предпринимателей, члены Общественной палаты Челябинской области, общественные представители Уполномоченного, юридического сообщества.
Основным вопросом повестки заседания стало обсуждение проекта Ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области по итогам 2015 года. Кратко знакомя членов Совета с содержанием документа, насчитывающего 106 страниц, бизнес-омбудсмен Александр Гончаров особо отметил, что доклад стал итогом совместной работы аппарата Уполномоченного, общественного экспертного совета, региональных предпринимательских объединений и общественных представителей Уполномоченного.
«Анализируя количественные и качественные показатели работы с обращениями в 2015 году, а также истории успеха необходимо отметить, что за весь период работы в адрес Уполномоченного поступило уже более 500 обращений от предпринимателей, включая и коллективные жалобы – сообщил бизнес-омбудсмен. - В 2015 году показатель успешности нашей работы составил 61,2 % от обращений, нарушения по которым подтвердились. Я уверен, что это хороший показатель, который достигнут при поддержке экспертов pro bono».
Что касается системных проблем регионального бизнеса, то по итогам прошлого года в список были включены: повышение налоговой нагрузки, увеличение кадастровой стоимости земельных участков, низкая доступность кредитных ресурсов, отсутствие законодательного регулирования размещения нестационарных торговых объектов, неисполнение обязательств заказчиками по государственным и муниципальным контрактам, несоблюдение сроков оказания государственных и муниципальных услуг.
Также, по словам Александра Гончарова, массовый характер приняли нарушения со стороны органов власти разного уровня, в том числе и муниципальных, связанные с неисполнением или затягиванием сроков исполнения предписаний УФАС и других контрольно-надзорных органов, решений судов, рекомендаций Уполномоченного. «Иногда кажется, что чиновники нацелены не на то, чтобы решить проблему, а наоборот – создать препятствия. В основном так поступают должностные лица среднего и младшего звена, от которых чувствуется прохладное отношение к бизнесу, в то время как главы муниципалитетов открыты к диалогу и настроены на сотрудничество. Видимо, пришло время для того, чтобы в муниципалитетах внедрялись технологии внутреннего контроля, когда глава администрации должен знать, конкретно какой служащий тормозит процесс работы с предпринимателем», - сказал бизнес-омбудсмен.
В ходе обсуждения заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Семен Мительман отметил, что институт Уполномоченного стал достаточно эффективным механизмом борьбы с административными препонами. «Очень важен тот факт, что бизнес-омбудсмен выявляет именно системные проблемы бизнеса, а главное, ищет и предлагает пути их решения», - заметил вице-спикер областного парламента. Также, по его словам, необходимо обратить внимание на повышение неналоговой нагрузки на предпринимателей, на изменение в КОаП, которые в будущем существенно осложнят бизнес-деятельность, а также на несообразности, отмеченные в законе «О рекламе». «Сейчас, чтобы сменить или повесить вывеску, предприниматель обращается в муниципалитет и уплачивает госпошлину в 6 тысяч рублей (еще недавно она была 3 тыс.). При этом в 80 процентов случаев приходит отказ, а пошлина не возвращается», - говорит Семен Мительман.
Председатель областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Артем Артемьев акцентировал внимание присутствующих на необходимость выполнения посылов Госсовета, касающихся малого бизнеса. «Надо попытаться добиться того, чтобы сборы по упрощенной системе налогообложения оставались в муниципалитетах, как базовый стимул для глав администраций развивать малый бизнес. Помимо этого надо снизить ставку налога по системе «доходы минус расходы» до 5% для всех предпринимателей. Сейчас снижение произошло лишь для некоторых видов деятельности. Это половинчатый шаг, но, если под сниженную ставку попадут все, кто пользуется данной системой налогообложения, предприниматели высвободившиеся средства будут реинвестировать в свой бизнес, что сейчас актуально при недоступности кредитных ресурсов», - высказал свое видение ситуации Артем Артемьев.
Со своей стороны руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова, обратила внимание Совета на тот факт, что институт Уполномоченного активно включился в разработку «дорожной карты» по развитию конкуренции в Челябинской области. Теперь, в течение 2016 года данная карта будет внедряться на уровне муниципальных образований.
Председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Сергей Комяков остановился на некоторых проблемах в сфере малого и среднего бизнеса. «В рамках деятельности нашего госоргана мы наблюдаем такие явления, как укрупнение размеров государственных контрактов, что делает невозможным для небольшого бизнеса участие в конкурсах на госзаказ. Особенно часто это встречается в дорожной отрасли», - высказался Сергей Комяков.
Отметим, что члены экспертного Совета проект ежегодного доклада единогласно одобрили. Планируется, что бизнес-омбудсмен Александр Гончаров представит его депутатам Законодательного Собрания Челябинской области в конце марта.
По материалам пресс-службы
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области