Алексей Ларин о поддержке бизнеса: В пределах возможного область делает максимум
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Алексей Ларин о поддержке бизнеса: В пределах возможного область делает максимум

07.04.2020

В понедельник, 6 апреля, Общественная палата Челябинской области совместно с региональным отделением «Опоры России» организовала первую из серии видеоконференций на тему «Антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии». В первом таком виртуальном круглом столе приняли участие 60 человек – предпринимателей, чиновников, общественников. Все они говорили о предпринимаемых мерах поддержки – федеральных и региональных. Вел вебинар председатель комиссии ОП по развитию экономики и правовым инициативам, вице-председатель ЧОО «Опора России» Алексей Ларин. О достигнутых договоренностях и дальнейшей работе по поддержке бизнеса в условиях пандемии он рассказал Агентству новостей «Доступ».

- Алексей Борисович, почему был выбран подобный формат, понятно, все на самоизоляции. Спрошу, о чем именно говорили? О том, как все плохо?

- Нет, как раз об этом речи не шло. В начале мероприятия мы сразу договорились с коллегами, что все эмоции оставляем в стороне, а говорим исключительно о том, как исправить ситуацию, что предпринять. Все идею поддержали, поэтому прямой диалог между предпринимательским сообществом, общественниками и органами власти, которого всем так не хватало, прошел максимально конструктивно. В числе спикеров были руководитель Фонда поддержки предпринимательства «Территория Бизнеса» Артур Марсельевич Юсупов, заместитель главы Челябинска по экономике и инвестициям Олег Борисович Извеков. Повестка была сформулирована по всем антикризисным мероприятиям.

- Вы сказали «по всем антикризисным мероприятиям», но ведь их достаточно много. Где-то предприниматели могут найти полный список?

- На антикризисном варианте сайта Фонда «Территория Бизнеса», например. Он заработал с первых дней перехода на режим самоизоляции. Здесь аккумулированы все региональные меры поддержки, представлен блок федеральных мер поддержки, есть ответы на часто задаваемые вопросы. Кстати, в рамках нашего круглого стола коллеги высказали и ряд предложений по мерам поддержки, которые пока не предусмотрены ни на федеральном, ни на региональном уровне. В частности, у нас определено девять наиболее пострадавших отраслей, но многие коллеги говорят, что и они пострадали тоже, хотя в перечень их не включили. Это торговля непродовольственными товарами, например, частная медицина и так далее. Соответственно, надо предусматривать и для них определенные меры поддержки.

- Но ведь и имеющиеся меры довольно многообразны…

- Безусловно. Если идти по блокам, мы можем говорить первоначально про финансовые меры поддержки. Это выделение через фонд «Территория Бизнеса» беспроцентных кредитов – на финансирование заработной платы сотрудникам, и для этого проводится докапитализация фонда.

- А есть ряд предприятий, которые зарегистрированы в других регионах, а здесь имеют обособленные подразделения, – они тоже могут претендовать?

- Нет, юридические лица, которые не зарегистрированы в Челябинской области, не смогут получить такую поддержку.

- Это денежная поддержка прямая. А есть еще какие-то способы поддержать предпринимателей?

- Если говорить про то, что относится к уровню муниципалитетов и региона, это арендные каникулы на оплату арендуемого муниципального и государственного имущества. То есть чтобы, например, за 2020 год аренда не оплачивалась, а переносилась равными частями на 2021 и последующие годы. Это отсрочка по уплате целого ряда налогов, это снижение налоговых ставок – вот буквально одновременно с нашей конференцией проходило заседание Законодательного Собрания, которое приняло пакет антикризисных мер, предложенный губернатором. В частности, речь идет об уменьшении налога по – хочу это подчеркнуть – наиболее пострадавшим отраслям на доходы по упрощенной системе налогообложения – до одного процента; по «доходам минус расходы» – налог у нас уменьшается до пяти процентов, опять же, по наиболее пострадавшим отраслям. Тут же мы говорим о снижении доходов для применения патентной системы для индивидуальных предпринимателей – до одного рубля… Это все весьма серьезные моменты.

- Но насколько достаточен, по-вашему, этот антикризисный пакет?

- Я так скажу. Некоторое время назад губернатор Алексей Леонидович Текслер заметил: «Мы выжимаем из себя то, что возможно». Я бы охарактеризовал это ограниченными возможностями бюджета области, в целом, бюджетов регионов.

Конечно, мы видим в чатах предпринимателей – мы же все сейчас удаленно общаемся – общая эмоция такая: что надо, например, не давать отсрочку на аренду, а обнулять ее в принципе, чтобы какое-то количество времени предприниматели могли пользоваться безвозмездно этим имуществом. Но опять же, мы понимаем, что это должно быть исключительно решение федеральных властей и, возможно, даже федерального законодателя. Потому что если это федеральное госимущество, то не может быть его использования в коммерческих целях безвозмездно, если это не утверждено каким-то образом. А это совершенно разные договоры: аренда и безвозмездное пользование.

Еще о том, что регион просто не может решить в силу отсутствия полномочий: это когда коллеги нам говорят, что не могут выплачивать заработную плату – или вообще, или в прежнем объеме… Ну, не может регион здесь полностью решить эти проблемы. Частично – да, то же беспроцентное кредитование… Дальше нужны федеральные решения.

- А как же международный опыт? Например, есть информация, что в Германии малым предпринимателям дали безвозмездно, то есть даром, по 5-10 тыс. евро.

- Да, идут ссылки на опыт зарубежных стран. Но в ходе видеоконференции коллеги из администрации города, на мой взгляд, вполне справедливо говорили, что вряд ли сегодня продуктивно уходить в некий популистский фон – надо пытаться оперировать в пределах возможного. И конечно, область – в этих пределах – делает очень много.

Просто отмечу, ни у кого из нас сейчас нет выходных. Так, мы готовили мероприятие на понедельник, начиная с четверга и до вечера воскресенья, были на связи со всеми руководителями: это и Минэк, и администрация города, согласовывали различные вопросы, в четверг-пятницу проходили видеоселекторы с администрацией города, совещания, где вырабатывали, в том числе, я это тоже хочу особо отметить, предложения для правительства области об исключении ограничений на определенные отрасли (6 апреля вышло распоряжение губернатора, где сняты ограничения на работы  во время периода самоизоляции  для ряда отраслей.  – Прим. АН «Доступ»). Это сделано в пределах тех полномочий, которые губернаторам предоставил президент. Главное условие при этом – соблюдение определенных санитарных норм.

Мы тоже ратуем за такой дифференцированный подход: если предприниматель может обеспечить выполнение этих норм и принимает на себя ответственность – пусть он работает. У нас такой регион, где очень большое количество логистических цепочек, завязанных на промышленные производства, например, производство кабельной продукции, других непродовольственных товаров. Мы не можем одних оставить – других обрубить, потому что как итог мы получаем, что стоят все.

Те же шиномонтажные мастерские: мы сейчас переходим в тот период, когда повсеместно мы должны поменять зимнюю резину на летнюю. Вроде бы такой совершенно бытовой вопрос, но если шиномонтажные мастерские не работали бы и дальше – это означало бы, по сути, повсеместное повальное тотальное нарушение ПДД. Мы с вами тоже это понимаем.

- Еще ТО пройти, чтобы ОСАГО оформить – полис как раз в эти дни истекает…

- Вот это примерно то же самое. То есть запрещая работу этих организаций, мы перевели бы этот рынок в разряд нелегальных, которые выдают диагностические карты сами знаете как…

Также на видеоконференции был представлен очень широко блок вопросов по детализации того, как должны поступать работодатели в условиях введенных ограничительных мер, например, с теми же разрешительными документами, которые нужно предъявить сотрудникам ГИБДД либо патрулям органов внутренних дел, что работник следует с работы/ на работу… Люди этого не понимают. Но как было правильно заявлено, форма справки никоим образом не утверждена в нашем регионе, и поэтому работодатель может в свободной форме со ссылкой либо даже без ссылки на соответствующий указ президента, распоряжение губернатора Челябинской области просто написать, но в тех формулировках, какие предлагает данный декларативный документ: например, что предприятие работает с круглосуточным (непрерывным) производственным циклом, что работник вынужден определенное время находиться на рабочем месте. И это будет уже достаточным основанием, чтобы работники могли беспрепятственно передвигаться по своим служебным надобностям. Это только один из вопросов.

Задавались вопросы, касающиеся нюансов финансовой поддержки и тому, как за ней обращаться. На этом не буду останавливаться – это все очень подробно изложено на сайте «Территории Бизнеса»…

Серьезный блок вопросов касался возможности снижения ставок арендной платы пользователями коммерческого имущества, ведь мы сказали про государственное и муниципальное, но мы не можем регулировать и обязывать коммерческих арендодателей снижать свои ставки.

- Или обнулять, тем паче?..

- Да. В то же время, такой арендодатель вправе обратиться за снижением налоговой ставки, такие меры мы предлагаем, и единственный вопрос, если эти меры будут внедрены – как в дальнейшем поступит этот арендодатель, снизит ли он, в свою очередь, плату для тех, кто у него размещается, введет ли так называемые арендные каникулы.

- Вопрос стоит – как проверить?

- Даже не столько проверить – как его обязать это сделать. Мы не имеем правовых механизмов. Коллеги – как из администрации, так и из предпринимательского сообщества – высказывают справедливые опасения, что если будут какие-то льготы по земельному налогу, по налогу на имущество таким вот крупным арендодателям предоставлены, они, по существу, могут ими воспользоваться, но не выполнить свои моральные, скажем так, обязательства.

- Но есть ли тут какое-то решение?

- Я лично предложил увидеть это в формате, наверное, возможных на федеральном уровне изменений, чтобы крупные арендодатели готовили определенный пакет документов по числу и неким критериям по своим арендаторам и его представляли, чтобы уполномоченный государственный орган мог бы проследить некоторую цепочку – не были ли эти преференции просто способом заработать.

Вопрос насущный – ситуация на рынке аренды действительно очень серьезная. Мы по линии «Опоры России» получили в конце прошлой недели целый ряд обращений, не буду называть предприятия, но в их числе был один из крупнейших торгово-развлекательных комплексов, где было буквально написано: «Мы вынуждены признать, что мы не сможем, скорее всего, выполнять обязанности налогоплательщика, работодателя, потому что в силу установленных ограничений в нашем ТРК работает один продуктовый магазин и одна аптека». И это на 4 этажа и десятки тысяч метров площадей… То есть закрыты кинотеатры, прочие развлекательные площадки – вот как таким быть предприятиям?

- То есть нужны, по-вашему, федерального уровня решения?

- Вероятно, да. У нас прозвучали предложения, например, о начислении налога по аренде, исходя не из кадастровой, а из балансовой стоимости объекта недвижимости – это совершенно разные вещи, но надо смотреть.

- Алексей Борисович, какого-то результата ожидаете от подобного мероприятия?

- Мы по итогам и конференции, и предыдущей работы составили свод предложений и направили их на уровень региона.

Что касается видеоконференции в понедельник, это был своего рода пробный шар, и по итогам мероприятия мы с коллегами договорились сделать его еженедельным

Добавлю только, что наш безусловный приоритет в том, что все предлагаемые меры должны коррелироваться с распоряжениями губернатора, с решениями Законодательного Собрания и, конечно – даже в первую очередь, – с уровнем эпидемиологической нагрузки. Мы не можем это исключить, потому что как справедливо заметил президент, во главу угла каждого нашего решения ставятся здоровье и жизни наших граждан. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов, я повторюсь, и опыт других регионов, где, в том числе, и уровень заболеваемости, возможно, несколько выше, и плотность населения выше (это я про Москву сейчас), при этом некоторые отрасли, в отличие от нашей области, тем не менее, работают.