Управление общественных связей правительства Челябинской области совместно с движением «За возрождение Урала» и Общественной палатой Челябинской области продолжают новый долгосрочный проект «Знакомьтесь: гражданское общество». Его цель - рассказать о представителях наиболее значимых и интересных общественных объединений региона: их стремлениях, надеждах, делах, об их вкладе в развитие и укрепление гражданского общества в Челябинской области.
Александр Нахтигаль – основатель и руководитель Челябинской областной общественной организации «Немецкий культурный центр»
Александр Нахтигаль – инициатор создания и руководитель Челябинской областной общественной организации «Немецкий культурный центр», один из первых руководителей Ассамблеи народов Челябинской области. А еще – автор 19 книг, в которых не только рассказывается история советских, а теперь российских немцев, но дается глубокий анализ развития гражданского общества в регионе и в России (в целом), а также пытается раскрыть суть таких понятий, как национальная политика и государственные интересы страны.
Все шло из семьи
– Александр Яковлевич, как начиналась ваша общественная деятельность?
– Все шло из семьи. Я себя всегда ощущал немцем. Родители дома говорили по-немецки. Интересовался историей семьи. О многих страницах истории страны, о которых нигде невозможно было прочесть, я узнал из рассказов родителей. Потом, став журналистом, стал глубже интересоваться историей советских немцев. Естественно, это касалось и того, что происходило у нас, на Урале, в Челябинске: трудармия, строительство ЧМЗ и т. д. Потом началась перестройка. Появился закон об общественных объединениях. В марте 1989 года был зарегистрирован Немецкий культурный центр. Это не была закрытая клубная национальная организация. Мы активно работали с родственными организациями и органами власти. Помню, и руководители Металлургического райкома КПСС участвовали в наших мероприятиях.
– Проблематика, которой занимался тогда Немецкий культурный центр в Челябинске сильно изменилась со временем?
– Нет. Тогда мы говорили о необходимости преподавания на немецком языке. Между прочим, во времена Советского Союза немцы входили в десятку народов по численности, их было больше, чем эстонцев – два с половиной миллиона человек. Но национальных школ не было. Немецкий язык преподавался как иностранный.
А главным остался вопрос о восстановлении Республики немцев Поволжья как центра по сохранению российских немцев. Что интересно, юридически ведь республика не была ликвидирована. Широкая российская общественность не знакома с историей вопроса. Трагизм в том, что с окончанием войны репрессии против советских немцев продолжались. И только в 1964 году появился указ Верховного Совета СССР о признании незаконным указ от 28 августа 1941 года.
А российские немцы жили не только в Поволжье, но в Москве, Ленинграде, на Кавказе, в Крыму и других городах. Полмиллиона немцев жило на Украине.
С интересами народа руководство страны не хотело считаться. Анастас Микоян на встрече с делегацией советских немцев говорил: «Мы не можем допустить, чтобы миллион немцев уехало из Казахстана, это нанесет урон экономике республики». Тогда почти два миллиона немцев уехало в Германию. Таков был «государственный» подход.
Лишь в 1972 году было принято постановление, которое разрешало немцам вернуться в места, откуда они были выселены. Политика властей была двоякая. Не реабилитировав народ, реабилитировали немцев, так сказать, в индивидуальном порядке. Сам народ же остался репрессированным де юре. Это положение, можно сказать, сохранилось до сегодняшнего дня.
Фундамент – национальный, стены – общие
– За эти годы цели вашей организации претерпели какую-то эволюцию?
– Принципиально не изменились. Есть цели, которые можно достичь быстро, а есть такие, которые требуют длительного процесса. Этот путь должен пройти не только народ, но и общество, и власть. А это непросто. Для того чтобы народ сохранил своею национальную идентичность, требуется организация школьного национального образования. А это язык, традиции, культура. В этом должно участвовать государство, поскольку совершенствование образования и развитие культуры невозможно без поддержки государства.
У власти в многонациональной стране всегда есть соблазн изъять национальный аспект из общественной жизни, по принципу: не буди лихо, пока оно тихо. Этот страх иррациональный. Я уверен, что характер у каждого человека всегда имеет национальную основу, даже если этого он не признает. Национальный фактор – самый близкий к человеку, самый родной. Неловко коснешься его и можно оскорбить до глубины души, а скажешь доброе слово в отношении его народа, и у человека крылья вырастают за спиной. Если национальное в нем нивелируется, то при этом, по-моему, он лишается своего лица.
Мы говорим о формировании в человеке ценностных качеств на основе лучших национальных традиций своего народа. Национально ориентированная личность – это человек, который уважает себя, как представителя конкретного народа, и других людей, потому что они имеют те же ценностные качества. Ведь благородство, честность, уважение ценится всеми народами, но формируются на разных жизненных примерах.
Чтобы построить в России развитое общество, сильную политическую нацию, их национальные составляющие компоненты должны постоянно укрепляться. Из слабых звеньев крепкая цепь не получится. Образно говоря, фундамент – всегда национальный, стены – общие. Человек–гражданин должен осознавать, что является продолжением чего-то общего и ценного. Рядом человек другой национальности, и он тоже является носителем чего-то ценного и это в себе сохраняет. И так далее. Если эти ценности скрепить на основе взаимного уважения и понимания, то такая система будет очень прочной.
«Плодородный слой» страны
– Каково, на ваш взгляд, место гражданского общества сегодня в России, в чем его роль и что могло бы помочь реализовать его потенциал?
– Общество – это своеобразная пирамида. В основе – народ. Есть люди активные, которые хотят что-то изменить к лучшему у себя в стране и регионе. Это следующая ступень. Они реализуют себя через организации. Их сотни – от клубов рыболовов и охотников до профсоюзов, а партии – вершина пирамиды. Ведь партии формируют в государстве власть, которая ведет государство вперед. Гражданское общество как раз «плодородный слой», из которого вырастают самые активные граждане, которые стремятся принести пользу государству. А значит, и обществу. Поэтому в интересах власти, чтобы гражданское общество развивалось, чтобы был диалог в обществе, соответственно нужны площадки для такого диалога. Диалог в конечном итоге нужен для поисков магистральных путей развития страны. А для этого необходимо открытое обсуждение альтернатив. У нас есть опыт Советского Союза, когда жесткое административное давление мешало развитию страны. Вспомним хотя бы то, как мы «профукали» научно-техническую революцию. Хотя задатки, потенциал у общества были.
Сегодня, как мне кажется, органы власти стремятся избыточно контролировать общественные организации. Я думаю, что гораздо эффективнее и, главное, полезнее для страны, если гражданское общество будет существовать как саморегулирующая система. И такую систему должно поддерживать государство в лице органов власти разного уровня, в том числе финансово. При этом очевидно, что нельзя начинать новую жизнь с понедельника, это процесс. Начать нужно с раскрепощения людей. Это главное. Чтобы человек не думал, что ему что-то будет за то, что он хочет взять на себя инициативу и дополнительную ответственность.
В поисках душевного успокоения
– Каким вы хотели бы видеть наш регион в обозримом будущем?
– Мне кажется, надо стремиться к тому, чтобы больше гуманизировать наше общество и это должно быть предметом нашего внимания. Ежегодное послание губернатора Законодательному собранию называется «О социально-экономическом развитии Челябинской области». В нем много говорится о человеке, раскрытии его потенциала. Критерий развития региона остается экономический. В этом есть рациональный смысл. Но давайте вдумаемся. Мы хотим создать общество счастливых людей. А счастье – это не только уровень средней зарплаты, скорее, моральное самочувствие людей. В том числе, возможность человека реализовать свои жизненные интересы, амбиции. Думаю, если в докладе анализировалось и морально-нравственное состояние общества, то это способствовало принятию более выверенных государственных решений.
В жизни всякое бывает. Может быть, человек на работе не смог себя реализовать, хотя получает неплохо. Зато он мог бы это сделать в общественной деятельности. По своему опыту скажу, что интерес к истории и культуре своего народа может дать колоссальное душевное успокоение и придать человеку силу.
Думаю, что Южный Урал может развиваться энергичнее, если его жители получат больше возможностей для реализации инициативы и поиску себя. Ведь так или иначе это будет способствовать процветанию региона.
– А чем бы мы могли гордиться, кроме мощной промышленности?
– История области, процесс ее формирования, создания той же промышленности – это уникальный опыт. История людей, которые все это сделали, необычайно увлекательна. Как и история населенных пунктов области. У нас, на Южном Урале особая человеческая атмосфера и даже, я бы сказал, модель общества, где всегда ценились личные качества человека. Этим дорожили. Это берегли. Если человек подлец – это быстро выявлялось. Если человек талантливый, порядочный, трудолюбивый – ценилось. Южный Урал – это край честных и справедливых людей. Все это нужно знать и помнить.
Наша справка
Нахтигаль Александр Яковлевич
Родился в 1957 году в Еманжелинске. По окончании факультета журналистики УрГУ (1981) работал корреспондентом в газете «Челябинский рабочий». С 1987 года – в Челябинской государственной телерадиокомпании редактором, руководителем дирекции программ и выпуска, ведущим телевизионных программ. Занимался подготовкой еженедельной программы «Россияне», в которой рассказывалось об истории, традициях народов, проживающих на территории Южного Урала. С 1994 года - редактор еженедельной газеты «Программа телевидения и радио». С 1995-го - председатель Немецкого культурного центра в Челябинске. Член совета немцев России. С 2000 года - председатель, с 2001-го — зампредседателя совета Ассамблеи народов Челябинской области.
Айвар Валеев, фото Дмитрия Курицына