25.04.2013
Члены Общественной палаты РФ на очередном пленарном заседании представили текущие результаты мониторинга реализации социально значимых президентских указов (№№ 596-606 от 7 мая 2012 г.), касающихся вопросов социальной защиты граждан, создания рынка доступного жилья, развития образования, поддержке семьи, материнства и детства, а также формирования здорового образа жизни.
Основной вывод: на выполнение задач, поставленных Президентом, в бюджете не хватает денег. «Общественная палата РФ еще в ходе принятия бюджета на 2013 г. обращала внимание на то, что заложенных средств не хватит на реализацию указов Президента. Данные общественного мониторинга это подтвердили», — заявил первый заместитель секретаря ОПРФ Михаил Островский.
«В настоящее время для выполнения указов бюджеты субъектов федерации перекраиваются таким образом, что не остается финансов для выполнения других задач. Существует явная угроза, что недостаток средств в региональных бюджетах приведет к нехватке денег на выплату заработной платы во втором полугодии и, как следствие, к вынужденным сокращениям в учреждениях бюджетной сферы», — подчеркнул он.
Кроме того, заместитель секретаря ОПРФ отметил, что при мониторинге в регионах Общественная палата РФ столкнулась с «дутыми цифрами», спущенными региональными властями. «Официальные данные пришлось перепроверять, потому что нередко выяснялось, что цифры дутые и не соответствуют реальному положению дел. Иногда данные оказывались искаженными еще и потому, что нет критериев оценки тех или иных проблем», — сказал Островский.
В свою очередь, член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева, курирующая мониторинг исполнения указов, посвященных доступному жилью и социальной поддержке многодетных семей, рассказала о проблемах при выделении земельных участков многодетным.
Так, например, отсутствует прозрачная процедура выделения земли, нет открытой информации о движении очереди и возможности выбора участков. Зачастую, семьям предлагаются участки в труднодоступных местах и без необходимой инфраструктуры. Существуют и проблемы бюрократического характера: гражданам приходится собирать множество документов. Но самое, пожалуй, нелепое в этой ситуации, что гражданам, получившим бесплатные участки, приходится платить налог в размере 13% от рыночной стоимости земли. Для большинства семей это неподъемные деньги.
Впрочем, ситуация с выделением земельных участков многодетным постепенно улучшается. Чего нельзя сказать о создании условий для развития рынка доступного и комфортного жилья. Речь идет как о повышении доступности ипотечных программ, так и о строительстве социального арендного жилья.
«Анализ ситуации в регионах показал, что ситуация с формированием рынка доступного и комфортного жилья практически не улучшается. Но регионы здесь мало что могут сделать — у них в бюджетах просто нет средств на это, большинство из них на грани банкротства, — заявила Светлана Разворотнева. — Сегодня ни Минфин, ни ВЭБ не инвестируют в строительство жилья и социальной инфраструктуры, хотя без помощи этих институтов решить поставленные в президентских указах задачи невозможно».
По словам члена ОПРФ, государственные кредитные институты практически не вкладываются в инфраструктурные проекты, хотя развитие инфраструктуры — это, в первую очередь, государственная «головная боль». В результате отсутствуют специальные кредитные инструменты для потенциальных строителей социального жилья.
«Если сегодня они получают кредит под 11%, то вряд ли можно вести речь о дешевой ипотеке для населения», — сделала вывод Разворотнева. И, тем не менее, по ее словам, во многих регионах реализуются жилищные программы.
«Правда, в них участвует только 26% граждан из числа тех, кто считает себя нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более половины опрошенных не знают о том, что такие программы, вообще, существуют. А часть граждан, которые слышали о них, не верят в перспективы получения жилья и, соответственно, не подают документы. Самое печальное, что 40% граждан и вовсе признались, что не имеют надежды когда-нибудь улучшить свои жилищные условия», — подвела итог эксперт.
Председатель Комиссии ОПРФ по соцполитике Елена Тополева ведет мониторинг создания рабочих мест для инвалидов, а также создания условий для женщин, совмещающих воспитание детей с трудовой деятельностью.
«Наш мониторинг показал, что работа по созданию рабочих мест для граждан с инвалидностью ведется во всех регионах, причем, на достаточно серьезном уровне, — отметила Тополева. — Однако, мы столкнулись с общими для всех субъектов проблемами. В частности, отсутствуют структуры, координирующие трудоустройство инвалидов. Особенно, это касается интеллектуальных профессий: ни инвалиды, ни работодатели сегодня не знают, как выйти друг на друга».
Елена Тополева убеждена, что к этой работе надо привлекать профильные НКО, действующие на местном и региональном уровнях. Сегодня они практически не задействованы в этой работе. Кроме того, по ее мнению, следует создавать подразделения по трудоустройству инвалидов при государственных центрах занятости населения.
«В России 1,75 млн. нетрудоустроенных инвалидов, имеющих возможность работать. 77% из них, согласно данным Минтруда, имеют такое желание. Более того, многие работодатели готовы их брать на работу. Единственное, о чем они просят — помочь им в подборе таких сотрудников и создании специальных условий на рабочих местах», — заявила Елена Тополева.
Эти и другие рекомендации члены ОПРФ уже направили в Министерство труда и соцзащиты. В ведомстве предложения общественников приняли на вооружение и, как заметила Тополева, уже разрабатывают соответствующие документы.
Еще одна тема президентских указов — формирование здорового образа жизни. О мониторинге реализации мер в этой сфере рассказал член ОПРФ Лео Бокерия. По его словам, исходя из первых результатов мониторинга, значительная часть населения — около 80% — заявляет, что в регионах страны недостаточно спортивных объектов и учреждений.
«Между тем, три четверти респондентов сообщили о том, что в их регионах реализуются проекты, направленные на охрану здоровья, защиту экологических интересов граждан, формирование здорового образа жизни, профилактику алкогольной, наркотической и табачной зависимости, — добавил Бокерия. — Вместе с тем, более половины опрошенных по вопросу экологической обстановки в регионах России охарактеризовали ее неудовлетворительно».
По его словам, сегодня национальная проблема — школьное питание. 64% процентов респондентов считают, что продукты, которые используют в школах, не соответствуют требованиям здорового образа жизни.
«Оценивая деятельность региональных медицинских учреждений по первичной профилактике заболеваний, практически половина опрошенных (48%) удовлетворительно оценила эту деятельность. Высоко оценили уровень деятельности лишь 9% респондентов. Доля неудовлетворенных по вопросу составила практически треть — 32%», — рассказал Лео Бокерия.
Мониторинг исполнения указа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» также выявил ряд проблем. «Существуют три основные задачи: во-первых, необходимо принять меры, направленные на ликвидацию очередей в детских садах, во-вторых, обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе, а в-третьих, обеспечить поддержку педагогам, работающим с детьми из социально неблагополучных семей», — заявила первый зампред Комиссии ОПРФ по развитию образования Любовь Духанина.
Вместе с тем, она отметила, что в целом прослеживаются позитивные тенденции. «Наш опрос подтвердил, что средняя зарплата педагога на территории РФ составляет сегодня 21 тысячу рублей. 38% респондентов связывают рост зарплаты с увеличением нагрузки. Большинство учителей (40%) в качестве основной причины указали изменение правил начисление зарплаты. 32% указали, что рост зарплаты произошел за счет изменений в финансировании школы», — заметила Духанина.
«Однако если же говорить о решении конкретных задач, то пока нельзя сказать, что они решены. В частности, сохраняются очереди в детские сады», — добавила Любовь Духанина.
В свою очередь, член ОПРФ Иосиф Дискин отметил, что общественный мониторинг социально-значимых Указов Президента — это первый шаг к формированию ответственного партнерства между гражданским обществом и властью.
По мнению Иосифа Дискина, Указы, являющиеся предметом мониторинга, нацелены на повышение благосостояния многих слоев населения, что должно привести к пополнению той прослойки общества, которую называют средним классом, и которая, безусловно, является важнейшей частью гражданского общества.
«Таким образом, содействуя исполнению Указов Президента, мы, тем самым, укрепляем фундамент гражданского общества», — уверен член ОПРФ. Иосиф Дискин пояснил, что, проводя мониторинг, ОПРФ не замещает собой надзорные государственные органы.
«Общественный мониторинг — это не статистика и не социологическое исследование. Наша задача рассмотреть работу по исполнению Указов Президента по существу — не в цифрах, а в реальных делах, анализируя сигналы, поступающие о людей, — подчеркнул Дискин, — и наши сигналы должны стать основой для совершенствования системы государственного управления», — заявил он.
Иосиф Дискин добавил, что на настоящем этапе мониторинг показал, что, хотя работа по исполнению Указов уже дала первые результаты, тем не менее, удовлетворенности этой работой в обществе нет. Иосиф Дискин считает, что это связано с недостаточной информированностью граждан.
«Необходима максимальная информационная поддержка тех реальных действий, тех шагов, которые предпринимает власть для улучшения качества жизни граждан в ходе исполнения этих указов», — уверен член ОПРФ.
В завершение пленарного заседания председатель Межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Александр Соколов проинформировал о текущей международной деятельности ОПРФ.
«В 2012 году мы поставили задачу консолидации вокруг Общественной палаты организаций, специализирующихся на общественной дипломатии и "мягкой силе"», — заявил Соколов.
По материалам пресс-службы ОПРФ