24 февраля комиссия Общественной палаты Челябинской области по экологии, охране окружающей среды и сельскому хозяйству организовала и провела круглый стол на тему: «Анализ обращений граждан и общественных организаций по вопросам экологии в органы власти». Участниками заседания стали представители органов власти, представители областной и муниципальных общественных палат.
В ходе доклада о деятельности «Центра Экологического Мониторинга Челябинской области» заместитель министра экологии Челябинской области Сергей Лавров отметил, что результаты инструментального контроля состояния окружающей среды в плановом порядке и по жалобам населения служат сигналом для проведения внеплановых мероприятий контрольно-надзорных органов.
«Министерство развивает направление инцидент-менеджмента на площадках социальных сетей для оперативного мониторинга и реагирования на комментарии и обращения жителей. За 2021 год было оставлено 3308 официальных обращений от граждан, в совокупности по всем площадкам предоставлено 3960 ответов», - сообщил замминистра.
Начальник отдела обеспечения экологической безопасности Управления экологии и природопользования Администрации г. Челябинска Дмитрий Никишин рассказал, что для обращений жители активно используют портал ГосУслуги.
«Упрощение процедуры направления обращений, с одной стороны, усилило активную позицию граждан, а с другой, привело к тому, что обращения и жалобы дублируются, чем усложняют работу госорганов и снижают результативность. Две трети обращений также являются неинформативными в связи с тем, что содержат неполную информацию о фиксируемой проблеме», - подчеркнул Дмитрий Никишин.
Представители муниципальных общественных палат пояснили, что в муниципалитетах тематика обращений по экологическим проблемам отличается. Если в крупных городах преобладают обращения, касающиеся качества атмосферного воздуха, то в регионах лидируют вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также экологические проблемы местного характера.
Эксперт комиссии региональной Общественной палаты по экологии, охране окружающей среды и сельскому хозяйству, исполнительный директор общественной экологической организации «АнтиСмог» Евгений Маленкин сообщил об итогах работы горячей линии 777-08-08 в 2021 году. Он представил количественный и качественный анализ обращений граждан, а также рассказал о способах реагирования на них.
«Экологический патруль организации регулярно осуществляет выезды для отработки жалоб и отбора проб воздуха на предмет превышения допустимой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе. При обнаружении превышений общественными инспекторами Росприроднадзора составляются акты о нарушении природоохранного законодательства, которые отправляются в надзорные органы. Тематика жалоб обращений касается, в основном, загрязнения атмосферного воздуха (236 жалоб), загрязнения воды (14 жалоб), проблем с обращением с ТКО (115 жалоб), на работу птицефабрик (21 жалоба). Стоит отметить, что наибольшее число обращений в организацию поступает через социальные сети, мессенджеры и телефон горячей линии, что позволяет в режиме онлайн уточнять все необходимые сведения и минимизировать количество неинформативных жалоб», - заключил Евгений Маленкин.
Подводя итоги круглого стола, председатель комиссии по экологии, охране окружающей среды и сельскому хозяйству Общественной палаты Челябинской области Петр Бирюков заявил о необходимости повышать уровень участия общественных палат региона в экологической повестке для дальнейшего усиления положительной динамики при работе с обращениями граждан.
Кроме того, по его словам, и в дальнейшем Общественная палата Челябинской области будет проводить мероприятия по конкретным экологическим проблемам муниципалитетов с участием региональных общественных палат.