4 октября в режиме видеоконференции на базе дискуссионной площадки комиссии Общественной палаты Челябинской области по патриотическому воспитанию, ветеранскому наставничеству и добровольчеству, в целях обеспечение реализации и защиты прав и свобод граждан, выполняющих на постоянной штатной основе трудовые обязанности в составе профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формированиях, не входящих в структуру МЧС, организована и проведена рабочая встреча.
Ходом мероприятия руководил член Общественной палаты Челябинской области и экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Савченко.
В работе видеоконференции приняли участие руководители профильных государственных и муниципальных органов власти, а также регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей».
В своих выступлениях спикеры обратили внимание на то, что аттестованные гражданские формирования спасателей выполняют работы по спасению жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации.
«Учитывая географические, климатические и техногенные особенности региона, гражданские спасатели Челябинской области аттестованы на проведение 24 видов аварийно-спасательных работ и готовы прийти на помощь в любых чрезвычайных ситуациях. Каждый спасатель владеет 5-7 профессиями, такими как альпинист, водолаз, парашютист, медик, газоспасатель, стропальщик, водитель. На вызовы, связанные с угрозой жизни человека, аварийно-спасательная группа выезжает в режиме трехминутной готовности», - отметил Евгений Савченко.
Начальник поисково-спасательной службы Челябинской области Игорь Шалковский рассказал, что за 2020 год отрядами гражданских спасателей Челябинской области проведена 1451 аварийно-спасательная работа, спасено 842 человека. Значительная доля выездов (46%) - это работа, требующая от спасателей высококвалифицированной подготовки и высокотехнологичного оборудования. А квалифицированная помощь профессионалов - спасателей требуется жителям крупных городов все чаще и чаще. Если 21 год назад спасатели Областной спасательной службы отрабатывали не более 2 выездов в неделю, сейчас количество выездов дежурных смен в восьми отрядах региональной поисково-спасательной службы области в среднем стало равно примерно 50 за такой же период. По сравнению с 2019 годом в 2020 году произошел значительный рост работ, проведённых спасателями на воде (+21%), в горно-таёжной местности (+19%) и при ДТП (на 8%).
Кроме того, на долю гражданских спасателей от общего количества проводимых спасательных работ в регионе приходится более половины горно-таежных спасательных операций, и спасательных работ при ДТП, а также половина от всех выполняемых в регионе водолазных работ, осуществляемых в ходе спасательных мероприятий.
«При столь высокой нагрузке, от которой зависят жизни и здоровье людей, комплексная безопасность региона, к сожалению, остаются острыми и требующими решения вопросы укрепления мер социальной защиты гражданских спасателей», - считает начальник поисково-спасательной службы Челябинской области.
Напомним, в 1999 году большая часть аттестованных гражданских подразделений спасателей, в целом по России, были выведены из подчинения МЧС и переданы в ведение региональных властей. При этом требования по квалификации и здоровью к аттестованным гражданским спасателям оказались абсолютно одинаковы с их коллегами из федеральной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в действующей редакции признает без исключения право всех спасателей на льготное пенсионное обеспечение, принятые в последующем федеральные правовые акты о трудовых и страховых пенсиях не предусматривают.
В результате у гражданских спасателей есть обоснованные опасения, что они не смогут доработать до страховой пенсии, т. е. до 65 лет, учитывая строгие требования соответствия специальности к физической подготовке. Да и средняя ежемесячная заработная плата гражданских спасателей в размере чуть больше 31 тысячи рублей, не является действенным стимулом. А надо учитывать, спасатели 2 и 1 класса владеют минимум 5-7 профессиями. Их обучают этому за счёт областного бюджета 4-7 лет. Потому наблюдается болезненный отток профессионалов из поисково-спасательной службы.
По словам Игоря Шалковского лишь с начала этого года из областной поисково-спасательной службы уволился 21 спасатель. Это более 10% их штатной численности. И значительная часть из них - это спасатели 2 и 1 класса: «Если не принять экстренных мер, может наступить момент, когда люди не получат востребованную помощь. К примеру, сегодня в области среди тех, на кого распространяется право льготной пенсии, нет лиц с допуском для проведения газоспасательных работ. Таковые есть лишь среди гражданских спасателей. Если они все уволятся, то учитывая наличие в области обширной разветвленной газораспределительной инфраструктуры, локализация любого нештатного инцидента вызовет серьезные трудности и может привести к печальным последствиям».
«Да, к сожалению, люди увольняются, нагрузка серьезная. Организованная Общественной палатой встреча весьма своевременна. Уверен, что по итогам мероприятия будут приняты рекомендации, которые поспособствуют разрешению сложившейся ситуации», - сказал заместитель Министра общественной безопасности Челябинской области Валерий Устинов.
Тем не менее определенные шаги власти Челябинской области предприняли. Сегодня региональное законодательство предусматривает ежемесячную социальную выплату областным спасателям, которые достигнув 40 лет и проработав в должности не менее 15 лет, признаны непригодными для дальнейшей работы по состоянию здоровья. Но таковых выплат пока не предусмотрено для муниципальных спасателей. При этом федеральное законодательство обязывает муниципальные городские округа создавать собственные аварийно-спасательные службы. Пока в Челябинской области таковые есть лишь в Челябинске, Снежинске и Озерске.
Муниципалитеты имеют полномочия устанавливать за счет собственных средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи спасателям. Надо помнить, осуществлять социальные выплаты они могут при наличии возможности. И установление таковых не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Т.е. учитывая, что муниципалитеты региона, в основном, дотационные — это касается и Челябинска, а областной бюджет не вправе выделять им средства, то властям органов местного самоуправления тяжело решиться на такой ответственный шаг.
«Мне очевидно, что существует социальная несправедливость, а именно градация: федеральные, региональные и муниципальные спасатели. Эта ситуация не оставляет равнодушным, необходимо сделать так, чтобы люди не были ущемлены в своих правах, в том числе и денежном довольствии. Отмечу, что работа в этом направлении уже ведется», - пояснил председатель комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Челябинской области Михаил Махов.
На рабочем совещании также прозвучало, что выходом из этой ситуации является внесение поправок в областной закон об аварийно-спасательных службах, позволяющих областному бюджету выделять муниципалитетам средства. Потому для повышения уровня социальной защищенности в регионе аттестованных гражданских спасателей необходимо создание под эгидой региональных властей межведомственной рабочей группы для выработки выверенной и обоснованной законодательной инициативы и последующей ее реализацией.
Завершая мероприятие, Евгений Савченко напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ № 400 от 2 июля 2021 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», первым в перечне стратегических национальных приоритетов указано «сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан». В этой связи тревожные показатели увольнений высококвалифицированных кадров из гражданских подразделений областных и муниципальных спасателей, на фоне неоправданно низкого уровня их социальной защищенности, не способствуют эффективному исполнению Стратегии национальной безопасности России и во всех смыслах дорого обходятся региону для обеспечения комплексной безопасности людей.
Отметим, по итогам мероприятия Общественная палата Челябинской области подготовит рекомендации полномочным органам с учетом экспертного мнения квалифицированных специалистов и направит их в компетентные органы для принятия действенных мер реагирования.