Хочу напомнить нашим читателям. По инициативе президента Российской Федерации В. В. Путина в 2001 году состоялся первый Гражданский форум России. За столом переговоров собрались представители государственной власти и многочисленных общественных организаций России. Именно тогда был определён вектор социального партнёрства власти и общества.
Аналогично, в 2001 году прошел первый Гражданский форум Челябинской области, где меня избрали председателем исполкома Гражданского форума области. За годы работы Гражданский форум Челябинской области накопил весомый капитал по развитию демократических институтов гражданского общества.
Губернатор области П. И. Сумин в начале 2005 года пригласил меня и предложил мне, как председателю исполкома Гражданского форума Челябинской области создать Общественную палату Челябинской области. При этом, Петр Иванович подчеркнул, что надо использовать мой опыт создания с нуля Первого Законодательного органа Челябинской области – Челябинской областной Думы, Создания Союза промышленников и предпринимателей области, Челябинского областного отделения Российского детского фонда и других новых направлений.
Имея опыт законотворческой деятельности, я быстро подготовил законопроект Об Общественной палате области. Проект закона прошел последовательное обсуждение на многих дискуссионных площадках. Особая роль была отведена обсуждению проекта закона в молодежных общественных организациях. Представители Гражданского форума обсудили проект закона также на различных уровнях Правительства Челябинской области, в комитетах Законодательного Собрания области. Такое последовательное обсуждение проекта Закона заложило основы механизма взаимодействия органов власти с будущей Общественной палатой.
Закон "Об Общественной палате Челябинской области" принят в октябре 2005 года. Полгода шло формирование новой общественной структуры. Первое заседание палаты состоялось 11 апреля 2006 года.
Важным условием создания Общественной палаты было предоставление представителям Гражданского форума самим сформировать, согласно Закону, первый список из 19 кандидатов в состав Общественной палаты. В дальнейшем, он был утвержден Губернатором области. Отбор кандидатов в члены Палаты проводился путем рейтингового голосования, в котором принимали участие представители различных общественных организаций. И главным критерием отбора кандидатов были требования: высокий профессионализм, авторитет, безупречная биография, активная жизненная позиция.
Такая процедура формирования Палаты отвечала, прежде всего, созданию качественного состава Общественной палаты, его авторитету в дальнейшей деятельности.
Общественной палатой Челябинской области был принят регламент работы. В дальнейшем, мудрость и опыт членов Общественной палаты способствовали конструктивной и эффективной деятельности нового гражданского института.
Областная Общественная палата является экспертным органом и организационной формой взаимодействия власти и общества, в рамках которой осуществляются консультации, обсуждение и согласование позиций по важнейшим вопросам политической и социально-экономической жизни области.
Действительно, авторитет Общественной палаты начал складываться ещё задолго до начала её работы - из авторитета членов Палаты. Мы начали получать адресные письма с конкретными предложениями. Могу назвать точную цифру - 238 писем поступило в Общественную палату, с февраля по апрель 2006 года. Более половины из них содержат перспективные, социально значимые инициативы.
Большую поддержку начинаний Общественной палаты оказывал и оказывает Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области (Виктор Рашников), торгово-промышленная палата, члены Общественной палаты Федор Дегтярев, Сергей Ермаков и другие.
Первыми членами Общественной палаты были избраны опытные известные общественные деятели. Например, Ирина Гехт всегда была генератором идей Гражданского общества, отличалась смелостью и решительностью. Поэтому не случайно после второго созыва она была назначена Министром социальных отношений Челябинской области, затем заместителем председателя Правительства Челябинской области, ныне первый заместитель Губернатора области.
Член Палаты Павел Рыжий – в то время исполнительный директор Союза промышленников, в дальнейшем стал заместителем Губернатора области, затем Министром промышленности области. Член Палаты Дмитрий Семенов стал руководителем Управления общественных связей Правительства области. Многие члены Палаты, например, Андрей Важенин, Марина Шеметова - стали депутатами Законодательного Собрания области. Член Палаты Александр Калинин - стал председателем Всероссийской организации «ОПОРА РОССИИ».
Все созывы Общественной палаты представляли известные общественные деятели, как Анатолий Сурков – почётный гражданин Челябинской области, председатель Совета ветеранов Челябинской области, Валентин Владимирцев – директор одного из лучших фондов России – Магнитогорский фонд «Металлург», Кирилл Шишов – почётный гражданин Челябинска, председатель фонда культуры области.
В Палате первого созыва было 19 докторов и кандидатов наук, 5 ректоров вузов. Например, член Палаты - ректор ЮрГУ, председатель Совета ректоров Челябинской области Герман Вяткин сделал ВУЗы области площадками гражданского общества, молодёжных общественных организаций.
Самое главное, – Палата стала востребована, признана, не политизирована. И, в дальнейшем, при формировании Палаты учитывали активность, профессионализм ее членов, умение системно работать.
Члены Палаты рука об руку работают с учёными, хозяйственниками, руководителями, общественными структурами - всеми, кому небезразлична жизнь людей на Урале со всеми её проблемами и сложностями. Поэтому неслучайно, с Палатой сотрудничают самые известные успешные промышленники и предприниматели.
Например, компания "Интерсвязь" , председатель совета директоров Леонид Вахрамеев совместно с Общественной палатой разработали и реализовали самый масштабный социальный проект, посвященный юбилею Победы в Великой Отечественной войне - «Помни меня» - «Стена Памяти», в котором приняли участие сотни тысяч граждан разного возраста.
Совместно с Василием Курбацких, – издательство «Аркаим», Палата реализует масштабный социальный проект «Читающий Челябинск», в котором приняли участие десятки тысяч детей и молодёжи.
С Общественной палатой активно взаимодействуют депутаты и представители Законодательного Собрания и Правительства области.
Члены Палаты преодолели барьеры, существующие между общественными организациями, рекомендовали воспользоваться разработанными Палатой методами организации деятельности. Для этого создали ресурсные центры, которые занимаются общественным образованием. Созданы условия, при которых общественные организации плодотворно работают сообща.
Отмечу, что впервые в декабре 2006 года 23 южноуральские общественные организации получили гранты президента страны. Общая сумма грантов составила девять миллионов рублей. Это реальная поддержка развитию институтов гражданского общества. С целью эффективного использования средств создали ресурсный информационный центр. Каждая общественная организация может включиться в автоматическую рассылку информации по электронной почте, в том числе информации от Общественной палаты. Мы получаем обратную информацию – мнение актива области – и ориентируемся на поступившие предложения. Не заорганизованность, отсутствие формализма делает работу Палаты более открытой.
Общественная палата – это коллегиальный общественный орган, состоит из 57 членов, которые без оплаты, без затрат областного бюджета, помогают совершенствовать гражданское общество и отношения к людям.
Первый созыв 2006-2008 года Палата не имела помещения, Аппарат Палаты был в единственном составе – руководитель Аппарата Денис Кузьмин. Ему я благодарен за мудрость, взвешенность, порядочность, безупречное исполнение своих обязанностей. Он сумел сформировать хороший коллектив Аппарата Палаты.
Первый год, в 2006 году Палата добивается качественного предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Очереди за их получением практически доведены до стандарта обслуживания (не более 15 минут). Таких услуг насчитывается более 2-х тысяч (регистрация недвижимости и сделок с ней, услуги БТИ, услуги ГИБДД, получение разных справок и т.д.).
Палата вместе с общественными организациями добилась недопущения вырубки лесов в местах массового отдыха граждан (в Озерске, Златоусте, Санарском, Айлинском и других заказниках, Таганайском и Зюраткульском заповедниках. Большая работа была проведена по сохранности питьевых источников водоснабжения, чистоты берегов рек и озер.
Для защиты прав граждан и предпринимателей Палата проявила инициативу по созданию института Уполномоченных по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей.
За время своей деятельности с 2006 года Палата дала сотни заключений, которые были приняты к сведению и легли затем в основу решений органов государственной власти и местного самоуправления Челябинской области. Заключения Палаты выдавались по вопросам совершенствования социального обслуживания населения, образования, культуры, спорта безопасности детского досуга, дорожного движения, недопущения уплотнительной застройки, ликвидирующей площадки для отдыха взрослых и детей и многим другим вопросам.
На основании требований общественности области, добивается чистоты правоохранительных, надзорных и судебных органов, чтобы правосудие было справедливым и беспристрастным.
С активным участием Челябинской областной Палаты подготовлен и принят Закон РФ «Об основах общественного контроля в РФ».
Палата проявила инициативу в вопросах борьбы с коррупцией, добивается, через Президента РФ, чтобы все органы государственной власти приняли меры по созданию эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества.
Палата дает оценку эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти. Общественная палата на основании мнения граждан позитивно оценивала деятельность таких руководителей федеральных государственных органов по Челябинской области, как Управления Министерства юстиции (Литвинов М.Н.), антимонопольной службы (Козлова А), регистрационной службы (Цыганаш И.Н.), областного руководства: Комяков С.Л., Мякуш В.В., Фёклин И.Е., Пшеницын А.В., Мурзина Е.В., глав муниципальных образований г. Пласта (Неклюдов А.В.), Уйского района (Литовченко А.Г.).
К сожалению, в Общественную палату постоянно, с нарастанием, поступает негативная информация о деятельности отдельных представителей государственных и муниципальных органов власти.
Уральцы всегда откликались на высокие цели, имеющие моральные ценности. Деятельность отдельных чиновников не способствует формированию позитивного ментального поля, общих интересов, целей у жителей области, разрушает у южноуральцев систему коммуникативных отношений, обеспечивающих продвижение общественных интересов, пробуждение у граждан чувства личного достоинства и гражданской ответственности.
Поэтому не случайно, всякое проявление несправедливости порождает волну разрушительной информации, дестабилизирующей настроение людей, подрывающей авторитет власти.
В своих обращениях к органам власти Общественная палата выполняет гражданскую обязанность, обращает внимание власти на поступившую негативную информацию, снижающую общее ментальное настроение в области. Есть нередкие случаи, когда, вместо того, чтобы изменить стиль отношений с людьми, отдельные чиновники занимают позицию подавления честного мнения.
Палата выступила с резкой критикой, существующей бесконтрольной судебной системы на Южном Урале, потребовала глубокого анализа происходящих в судах отдельных негативных процессов, создания механизмов общественного контроля за деятельностью судебных органов, гарантий, что за справедливую критику отдельных судей и их решений не будет фальсификации уголовных дел по клевете.
Представителей гражданского общества приводят в шоковое состояние провокационная, убивающая человеческое достоинство, клевета в СМИ и Интернете. Есть сайты, которые зарабатывает на заказной клевете. Бескорыстная общественная деятельность членов Палаты требует воли, мужества, смелости, большого профессионализма, мудрости, дипломатии по разным направлениям деятельности.
Не смотря ни на что, Палата будет развивать свойственные ей функции - это:
- своеобразный «усилитель» общественного мнения, имеющий законодательную возможность «донести» мнение населения до руководителей региона, а при необходимости вышестоящим органам власти;
- методический центр и школа общественных объединений;
- специализированный орган общественного контроля;
- диалоговая площадка власти и гражданского общества;
- гражданский парламент для каждого жителя региона;
- школа развития гражданственности населения на основе реальных дел;
- барометр межнациональных отношений в регионе, кадровой политики, многих других направлений.
Поэтому члены Палаты должны обсуждать не то, что им нравится, а то, что всех беспокоит.
Члены Палаты не нуждались в хвалебных отзывах своей работы, старались получать достоверную информацию. События на Украине показали: когда ты перестаёшь слышать, ты получаешь то, что получаешь.
В Челябинской области всегда ответственно подходили к формированию Общественной палаты выбирали самых достойных. Рабочая группа из представителей Палаты и ведущих общественных организаций инициативно давала предложения по кандидатурам в Общественную палату.
Надо отдать должное средствам массовой информации за участие в формировании устойчивого, уважительного отношения к истории «малой» Родины, к родной стране.
Члены Палаты были инициаторами различных областных конкурсов среди молодежи и школьников. С помощью общественности меняются и уроки граждановедения в школе – они становятся родниками морали, философии, психологии, логики, на которых прививается уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, великой и героической истории страны, гражданское самосознание, развивается кругозор и словарный запас учащихся.
В дни празднования годовщины образования Челябинской области в память о наших земляках - Героях Отечества в театральном корпусе Челябинского государственного университета состоялись торжественные награждения участников и победителей областного конкурса «Герои Отечества - наши земляки» среди учащихся муниципальных образовательных учреждений Челябинской области.
Организатором конкурса являлся Челябинский государственный университет (ректор Шатин А. Ю., председатель комиссии Общественной палаты по делам молодежи) совместно с Челябинской региональной общественной организацией участников боевых действий «Родина» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Основными целями и задачами конкурса являются развитие интереса учащихся к истории Отечества, малой Родины; воспитание у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению, ветеранам войны и боевых действий; увековечение памяти наших земляков, павших за свободу и независимость нашей страны.
Зародившись как внутришкольное мероприятие в университетских классах ЧелГУ, конкурс динамично развивался. В 2011 году конкурс стал областным. В нем приняло участие 304 образовательных учреждения Челябинской области, представлена 661 работа. В связи с проводимыми мероприятиями, посвященными Челябинской области, Общественная палата Челябинской области обратилась к участникам конкурса и жителям области с просьбой поддерживать инициативы, направленные на формирование нового имиджа Челябинской области.
Члены Общественной палаты с удовольствием знакомились с конкурсными работами учащихся муниципальных образовательных учреждений области, где показано, что в Челябинской области очень много благородных, умных, милосердных людей, уважающих историю Отечества, малой Родины, проявляющих уважение к старшему поколению, ветеранам войны и боевых действий, увековечиванию памяти о наших земляках, павших за нашу свободу и независимость.
Прекрасно, что учащаяся молодежь видит, как нужно людям использовать исторический шанс стать свободным обществом, обрести демократическое государственное устройство. Проявлено очень важное чувство, которое присуще многим гражданам нашей многонациональной страны, - «это твой родной Урал, ты за него отвечаешь, ты его должен сделать лучше».
Участники конкурса в один голос выражают: «отвращение к насилию над личностью, над свободным духом человека и обращаются с большой просьбой к действующей власти развивать демократию, быть заинтересованной в ее укоренении. В России имеют место процессы бюрократизации, коррупции и в искоренении этих зол должен принять участие каждый воспитанный гражданин».
Каждый участник Конкурса из 304 образовательных учреждений Челябинской области создал для себя возможность узнать значительно больше из истории Отечества, малой Родины, развить в себе лучшие качества патриотических чувств, уважения к людям и, особенно к старшему поколению, помнить тех, кто защитил для нас мир.
«Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение…
Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы… И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции… Возрастает и роль Общественной палаты. Она должна стать площадкой для выражения интересов различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов».
В.Путин 12.12.2013г.
Общественная палата Челябинской области прорабатывает каждое Послание Президента РФ, организует работу по их исполнению, особенно по вопросам совершенствования деятельности институтов гражданского общества, организации общественного контроля, взаимодействия органов власти, бизнеса и общественных организаций.
20 февраля 2014 года Общественная палата приняла специальное обращение к представителям органов власти региона о создании Общественных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В результате в области создаются площадки для диалога власти и общества в каждом государственном и муниципальном органе – так называемые советы гражданского содействия органам власти: общественные советы, экспертные советы.
В 2013 году в Челябинской области общественные советы действовали лишь при некоторых органах власти.
На апрель 2014 года дополнительно созданы и начали действовать Общественные советы в 44 органах власти. Во всех них есть представители региональной Общественной палаты. Практически во всех органах власти идет процесс совершенствования взаимодействия с гражданским обществом, принимаются Положения об Общественных советах, пересматриваются их составы. Общественная палата Челябинской области активно оказывает консультативную помощь представителям органов власти в формировании Общественных советов.
Созданная законодательная база взаимодействия бизнеса и общественных организаций способствует государственной поддержке социальных инициатив. Общественной палатой создана методологическая база в помощь общественным организациям области. Изданы и распространены инструктивные методические сборники. Вырабатывается порядок проведения общественных слушаний, алгоритм разработки предложений, многие из которых учитываются при принятии соответствующих законов или решений.
Организации гражданского общества динамично развивают и расширяют межсекторное взаимодействие: проводят совместные встречи, обмениваются документами, вступают в ассоциации для освоения лучших практик, объединяют усилия для достижения реальных результатов.
Ежегодно члены и эксперты Общественной палаты принимают участие от 800 до 900 совместных общественно значимых мероприятиях.
В Челябинской области зарегистрировано около 4-х тысяч общественных организаций, но реально функционирует гораздо меньше. Ежегодно Палата создаёт учебные пособия с методическим материалом для улучшения эффективности деятельности НКО. Ежегодно предоставляет полпредству, в Общественную палату России, руководителям органов государственной власти, местного самоуправления Челябинской области доклад о состоянии гражданского общества в области.
Полпредство Уральского Федерального округа не только запрашивает с Общественных палат информацию о развитии гражданского общества, но и, начиная с 2013 года, проверяет достоверность проведенной работы.
Внутренняя проверка, проведенная экспертами Палаты, показала, что отдельные муниципальные образования предъявляют устаревшую информацию, выдавая ее за современные достижения.
Общественная палата Челябинской области убедительно попросила органы государственной и муниципальной власти, общественные организации разработать первоочередные мероприятия по реализации Послания Президента от 27.12.2013 г.
Направления этой деятельности имеют различные варианты и механизмы: это общественные советы при государственных и муниципальных органах власти, экспертные общественные советы, территориальные общественные палаты, грантовые конкурсы, как наиболее востребованный инструмент стимулирования деятельности НКО и другие.
Исходя из этих задач, Общественная палата предоставила:
- Типовое положение по созданию Общественных палат в муниципальных образованиях;
- Пример создания Совета гражданского содействия деятельности органам власти.
В январе 2015 года сформированы во всех структурах власти, органах местного самоуправления общественные советы гражданского содействия.
С участием Общественной палаты в области разработаны и приняты более 20 нормативно-правовых актов по вопросам государственной поддержки институтов гражданского общества, принята Государственная программа «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Челябинской области» на 2014-2016 годы.
Наиболее эффективно реализуется Закон «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области».
По подтвержденным источникам, общественные организации совместно с бизнесом ежегодно реализуют социально значимые проекты на сумму более 3,5 млрд. рублей.
В критические моменты гражданское общество в Челябинской области продемонстрировало самоорганизацию и солидарность действий во время падения метеорита, затопления в 2013 году значительной территории районов Челябинской области.
В обществе имеется запрос на усиление влияния организаций гражданского общества на жизнь страны, региона, на политические решения государственных и местных органов власти. Федеральные органы власти по Челябинской области: прокуратура, Управление Министерства юстиции, УВД, ГУФСИН, УМНС, Управление по контролю за незаконным оборотом наркотиков, Росприроднадзор; органы власти Челябинской области: Законодательное Собрание, Министерства: финансов, экономического развития, социальных отношений, культуры, образования и науки - готовят коллегии, координационные мероприятия, публичные слушания с участием представителей Общественной палаты, институтов гражданского общества и совместно реализуют их решения.
К сожалению, наибольшая активность организаций гражданского общества сосредоточена, в основном, в пределах социальной сферы при относительном равнодушии к политике.
Многие организации пассивны в процессе принятия решений органами власти по общественно-значимым проблемам, не являются аккумулятором положительных установок. Гражданское общество, в отличие от бизнеса, слабо интегрировано в отношения с государством, поэтому принимаемые политические решения чаще учитывают мнение активного бизнеса.
Встречи Губернатора области с гражданским активом области определяют актуальные темы в повестке дня гражданского регионального сообщества и говорят о необходимости более интенсивного взаимодействии власти и представителей гражданского общества.
Общественная палата Челябинской области совместно с органами власти:
- проводит ежегодный системный анализ деятельности институтов гражданского общества с подведением итогов и распространением лучшего опыта;
- с учетом накопленного НКО опыта использовать новые формы и механизмы системы гражданского контроля за деятельностью органов власти и местного самоуправления;
- использует современные способы информирования населения о деятельности Общественной палаты в целях расширения круга сторонников и партнеров, привлекая в союзники СМИ и людей творческих профессий, способствует развитию социальной рекламы;
- формирует долгосрочные договорные стратегии сотрудничества с представителями социально ориентированного бизнеса;
- участвует в проведении грантовых конкурсов при выделении средств на поддержку социально значимых проектов, как наиболее востребованного инструмента ресурсного обеспечения НКО;
- реализует созданный в Челябинской области инструментарий государственной поддержки благотворительной деятельности;
- проводит анализ эффективности законодательных решений, направленных на укрепление территориального общественного самоуправления;
- вовлекает общественные институты в процессы модернизации управления, борьбы с коррупцией, реформирования правоохранительных органов и судебно-правовой системы, образования, экологии и здравоохранения, формирования современной региональной и национальной политики;
- освещает социальные проблемы, формирует мотивацию гражданского участия в решении социальных и политических проблем;
- формирует в обществе понимание значимости НКО, волонтеров, активных граждан в решении разнообразных проблем;
- распространяет лучший опыт НКО в оказании социальных услуг населению, технологий межсекторного взаимодействия, в решении вопросов местного значения;
- наряду с поддержкой третьего сектора наращивает процесс совместной с НКО-сообществом разработки долгосрочных целевых программ по всем направлениям деятельности некоммерческих организаций, включая защиту прав и свобод граждан.
На мой взгляд сегодняшний председатель Общественной палаты Николай Дейнеко много сил тратит для организации деятельности Палаты. Его общественная активность заслуживает признательности. Не сомневаюсь, у Палаты есть большое будущее по защите интересов гражданского общества.
Каждый гражданин может принимать участие в работе Общественной палаты независимо от того является он членом Палаты или нет.
Искренне всех жителей Южного Урала поздравляю с 15-летним юбилеем Общественной палаты Челябинской области.
Вячеслав Скворцов, Первый Председатель Общественной палаты Челябинской области, Почетный гражданин Челябинско области