Яркость, понятность, повторяемость – базовые характеристики фейка. Плюс они, как правило, обращены к таким базовым человеческим мотиваторам: страх и интерес. Южноуральским общественникам, членам общественного штаба по наблюдению за общероссийским голосованием в Челябинской области рассказали, как распознать фейк-ньюс и как противостоять им. Детали – в материале Агентства новостей «Доступ».
Презентацию доклада «Картина фейком. Информационные манипуляции в период подготовки к общероссийскому голосованию по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации» провели сегодня Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» и Общественная палата Челябинской области. Мероприятие состоялось в формате вебинара на платформе ZOOM. Участие в нем приняли более 50 человек: члены и эксперты региональной ОП, их коллеги из муниципалитетов, члены общественного штаба по наблюдению за общероссийским голосованием в Челябинской области, представители НКО и СМИ, блогеры.
Открыл встречу руководитель Общественной палаты Челябинской области Николая Дейнеко, который отметил, что по этой теме – вбросы ложной информации и что с ними делать – поступает очень много вопросов.
«Чем ближе голосование, тем больше информации в пабликах, в том числе такой, которая не соответствует действительности, и тем больше вопросов возникает у наших общественных наблюдателей по поводу того, как они должны реагировать реакции на недостоверную информацию. Напомню, мы работали и на выборах губернатора, и на выборах президента. И в нашей практике были случаи, когда в Общественную палату сообщали о нарушении, просили разобраться. Мы оперативно выезжали на место и оказывалось, что это ничто иное как заведомо ложная информация. Причины запуска подобных фейков всем известны. Кто-то делает это в своих политических целях, кто-то – для дестабилизации общества или чтобы нарастить рейтинг своего блога или издания. Очень много намеренных фейков и вбросов появляется в соцсетях. И люди, наши граждане, зачастую слабо различают, где правда, а где ложь», – отметил руководитель Палаты.
Он добавил, что видит одной из задач ОП – особенно в свете подготовки общественных наблюдателей за ходом голосования по внесению поправок в Конституцию – выработку механизма борьбы с «грязными» технологиями, применяемыми для манипуляции мнением людей. «Что касается общероссийского голосования, мы прекрасно знаем, как происходят эти вбросы – мы должны быть подготовлены. Чтобы научиться противостоять фейкам, мы пригласили сегодня экспертов. Учитывая их рекомендации, мы, общественные наблюдатели, будем проверять все информационные потоки, работать с журналистами и блогерами», – отметил он.
По словам декана факультета экономики и права РАНХиГС Алексея Ильиных, базовые характеристики фейка – яркость, понятность, повторяемость – позволяет им быстро внедряться в сознание людей, быстро распространяться. «Плюс они, как правило, обращены к таким базовым человеческим мотиваторам, которые в каждом из нас есть: это страх и интерес. То есть фейковая информация либо рисует страшную перспективу, либо транслируются некие позиции, которые вызывают общественный интерес в данный момент. Вот на таких простых вещах это все строится», – напоминает он.
«Фейк» (англ. fake) – «подделка», «обман», «фальшивка», «имитация». Это слово постоянно употребляется как синоним непроверенной и лживой информации. Fake-news – фальшивые новости.
В рамках вебинара федеральные и региональные эксперты разоблачили наиболее резонансные примеры фейковых новостей о конституционной реформе и общероссийском голосовании. Так, федеральный координатор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алексей Песков провел презентацию уже упомянутого доклада «Картина фейком», в котором раскрывается механика обмана.
«Мы видим, как начала расти активность фейковых вбросов, особенно в условиях распространения коронавируса, и преломляя этот процесс на социально-политическую плоскость, мы видим, как так называемые правозащитники, “борцы за правду” на деле осуществляют преднамеренную и целенаправленную деятельность по дестабилизации общественных отношений, которые не ограничиваются своими эмоциональными высказываниями, неаргументированной критикой, но идут дальше, распространяя в информационном поле недостоверную информацию в целях манипулирования общественным мнением. Это большая проблема на текущий момент, и мы как институт гражданского общества, его активные представители, должны, уверен, в природе этих фейковых новостей как социально-культурном феномене, политическом феномене, разбираться. И наш доклад этому посвящен», – отметил Алексей Песков.
Доклад носит не только информационный, но и методический характер, он позволяет выработать определенные принципы по формированию информационной безопасности и будет полезен не только для «узких» специалистов, но и для всех граждан, уверен он.
В числе наиболее частых манипулятивных средств и приемов в докладе отмечены:
- Распространение заведомо ложной информации о якобы вводимых ограничениях, препятствующих открытости и прозрачности голосования. «Примером такой фейковой новости стало распространение информации о запрете журналистам присутствовать при подсчете голосов. В данном случае техническая правка одной из статей, устраняющая ненужные «дубли» закрепленных в п. 3.3 и 3.4 Порядка общероссийского голосования норм о праве представителей СМИ беспрепятственно наблюдать за действиями членов комиссии, как и за всем, что происходит на участке, была подана как отмена этого права. Это пример того, как к маленькому кусочку правды привязывают тонну лжи. Можно было бы списать случившееся на юридическую безграмотность. Но есть все основания полагать, что безграмотность допущена сознательно, чтобы ввести в заблуждение людей, исказить содержание принятых решений», – отметил Песков.
- Преднамеренная подмена одного события другим, в результате чего в информационном пространстве формируется искаженная картина происходящего. «Так, рассмотрение в Венецианской комиссии одной из поправок к Конституции, связанной с приоритетом Конституции России над решением международных организаций и судов, были поданы как рассмотрение организованной коллективной петиции группы лиц в Совет Европы и ПАСЕ с просьбой о проведении экспертизы поправок в Конституцию России. Между тем, Совет Европы рассматривает только запросы правительств стран-членов (например, России) или своих структур (комитетов, органов, депутатов ПАСЕ), а не жалобы общественных организаций или группы лиц», – комментирует эксперт.
- Искажение смыслов конституционных поправок, формирующее негативное отношение к ним. Типичный пример: поправки к Конституции предполагают не централизацию и усиление президентской власти (о чем пишут авторы ряда комментариев и заявлений, в т.ч. составители обращений в ПАСЕ), а напротив – часть полномочий президента, ранее осуществляемых им единолично, либо переходит к ведению палат Федерального Собрания, либо встраивается в механизм разделения властей через процедуры согласований и утверждений. Понятно, что фейковое по смыслу, недостоверное утверждение об усилении президентской власти необходимо для обоснования исходного тезиса о нелегитимности самих поправок к Основному закону», – отмечает Алексей Песков.
- Намеренная подтасовка фактов и позиций, содержащихся в решениях государственных органов и международных инстанций, выборочное некорректное цитирование одних фрагментов, выхватываемых из контекста, и замалчивание других. В ряде публикаций и докладов содержится утверждение, что, поскольку процедура изменения Конституции не предусматривает голосования избирателей, то она неконституционна. Между тем, соответствие процедуры принятия поправок Конституции, в том числе по возможности проведения общенародного голосования, четко установил Конституционный Суд в своем заключении от 16 марта 2020 года, подтвердив право законодателя установить процедуру конституционной легитимации своего решения: «Недобросовестная тактика, когда в результате жонглирования цитатами смысл позиций меняют на противоположный».
- Использование тактики двойных стандартов и вменения преступных мотивов, когда электоральным процедурам, широко применяемым в зарубежной практике демократических государств, при их введении в российскую практику в целях рассредоточения избирателей и минимизации рисков заражения коронавирусом, изначально приписывают функцию обслуживания административных злоупотреблений и фальсификаций. Причем применение этих процедур на точке выхода из пандемии в Южной Корее, Польше, Сербии, Хорватии, Франции у экспертов вопросов не вызывает. Как не вызывает вопросов возможность досрочного голосования в законодательстве Дании, Германии, Исландии, Швеции, Финляндии и США. Налицо двойные стандарты и манипулирование фактами под видом правовой экспертизы.
- Апелляции к нарушениям правил и ограничений, которые не установлены. «Так активно обыгрывается тема незаконной агитации, при том что ни закон по поправкам, ни сам порядок ЦИК, конкретизирующий всю процедуру, агитацию не предусматривает совершенно, здесь речь идет об информировании, И каждый гражданин волен в пользу или против поправок информировать и свою позицию выражать, то есть поле для дискуссии, оно здесь совершенно свободно. А значит, нельзя нарушить то, чего нет», – поясняет Песков.
- Тиражирование ложных оценок и негативных ожиданий. К их числу относятся появившиеся утверждения, что общественные палаты якобы создают препятствия для участия граждан в наблюдении за общероссийским голосованием. Консультативные органы, состоящие из представителей общественных организаций и НКО, общественные палаты, именуются государственными структурами, задачей которых якобы является отсечение неугодных власти кандидатов в наблюдатели с активной гражданской позицией. Однако до настоящего времени из 200 тысяч представленных в общественные палаты кандидатур не известен ни один случай такого отказа. Активно обыгрывается невозможность непосредственного направления своих наблюдателей партиями. При этом полностью игнорируется, что в отличие от выборов на общероссийском голосовании партии не являются избирательными объединениями, выдвигающими кандидатов, здесь нет политического противоборства. Поэтому партии, как и все общественные организации, предлагают свои кандидатуры в общественные палаты. Более того, в целях координации в работе по обеспечению общественного контроля на общероссийском голосовании при общественной палате образован координационный совет политических партий (18 партий, в том числе и парламентские). Очевидно, что манипулятивные линии по дискредитации института общественного наблюдения не имеют ничего общего с объективной картиной.
С полным текстом доклада «Картина фейком» и другими актуальными информационно-аналитическими материалами, можно ознакомиться на портале Независимого общественного мониторинга.
Как противостоять фейкам – волнительный для многих вопрос. «Читать тексты критически, задавать вопросы – а кто это тут такой Робин Гуд, который информацию – как правило, эмоциональную, цепляющую, где-то якобы добыл и теперь "дарит" ее нам, чтобы мы в дальнейшем ею руководствовались. Чаще всего, в манипулятивных заявлениях почти всегда можно быть уверенным, что не идет речи о какой-то конкретике, фактах. Также надо определить для себя круг источников, заслуживающих доверия, ну, и наконец, перепроверять информацию», – резюмирует Алексей Песков.
По мнению доцента кафедры «Теория государства и права, конституционное и административное право» ЮУрГУ Натальи Коневой, в плане реакции на фейк-ньюс огромный потенциал кроется в деятельности НКО, общественных организаций. «Я, наверное, правовой идеалист – я верю в гражданское общество, – отметила доцент. – Нахождение баланса интересов разных групп, перевод определенных протестных настроений мирное русло, в конструктивный диалог, какие-то гражданские инициативы, мне кажется, здесь роль общественных организаций, палат, НКО очень велика. Это роль своеобразной soft security, "мягкой безопасности", которая позволяет не силой государственного принуждения, а именно силой убеждения, информирования выводить граждан в адекватное правовое поле. Потому что огромное количество людей готовы идти голосовать, у них есть сформированная позиция, но огромное количество фейковой информации просто сносит их периодически куда-то в плоскость, которая не является правовой и не является полезной».
Итоги обсуждения подвел руководитель Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко: «Я часто слышу мнение, что не надо никак реагировать на фейки, мол, собака лает – караван идет, но лично я так не могу. Думаю, мы продолжим обсуждать тему, выезжать на места, выявлять, разоблачать ложную информацию и представлять ее на суд общественности. По моему мнению, "бороться" в отношении фейк-ньюс не совсем правильное слово – надо просто говорить правду».
Проголосовать по поправкам в Конституцию РФ можно будет в течение недели с 25 июня. Общественная палата Челябинской области направит на избирательные участки в общей сложности несколько тысяч независимых наблюдателей.