О том, какие механизмы использовать, чтобы на Южном Урале не закрывались уникальные и значимые предприятия, говорили на круглом столе «Может ли банкротство стать спасением бизнеса?», организованном Общественной палатой Челябинской области.
В 2019 году уже 56 предприятий Челябинской области признаны банкротами. Среди них такие, как «Сельхозтехника» из Южноуральска, «Уралстройкон», ООО «Таганай», ООО «Уральская строительная компания» из Челябинска. Везде введено конкурсное производство. Для сравнения, в соседней Свердловской области на грани финансового краха находится в два раза больше компаний.
«Эта тема сейчас очень актуальна. Беспокоит ситуация, когда действующие предприятия вынуждены прекращать свою деятельность. Кадры уходят в другие компании, уезжают в соседние регионы. Банкротство – это конечная точка в деятельности юридического лица и хотелось, чтобы их было как можно меньше», - отметил председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по развитию экономики и правовым инициативам Алексей Ларин.
На круглый стол общественники пригласили банкиров, юристов, представителей прокуратуры и налоговой службы, а также компании региона, которые проходили процедуру банкротства. Проблемы, с которыми они столкнулись, у всех схожи. Лишившись заказов, они пытались самостоятельно «выплыть» из сложной финансовой ситуации. Сокращали затраты на содержание производственных помещений, оптимизировали штат сотрудников, но в итоге все равно шли ко дну.
«У нас сейчас на предприятии четыре конкурсных управляющих. Они просто продают активы за копейки. Дорогостоящее оборудование уходит с «молотка». У нас уже по сути нет замкнутого цикла производства. Мы пытались предложить кредиторам мировое соглашение и пойти на рассрочку задолженности, но столкнулись с тем, что по сути тот механизм финансового оздоровления, который прописан в законе о банкротстве, не работает. Рассрочка дается только на один год, а это очень маленький срок. К тому же, по требованию налоговой, мировое соглашение можно заключить только при условии банковской гарантии или залога. Но банки неохотно работают с банкротами, а залог взять просто негде. Имущество предприятия или уже заложено, или продается по низкой стоимости. Выход из этой ситуации мы видим только в одном – увеличить сроки для погашения долговых обязательств. Если предприятие выйдет из банкротства, то это будут и рабочие места, и поступление налогов в бюджет», - сказал генеральный директор ОАО «Златоустовский часовой завод» Виктор Фиронов.
Как выход из ситуации представители предприятий предложили возродить систему планирования госзаказов и подключить к совместной работе научно-производственные организации. Сейчас они пытаются самостоятельно внедрять свои разработки в производство, минуя действующие предприятия.
«Нужно создать перечень уникальных предприятий Челябинской области, которые находятся в тяжелой финансовой ситуации, и искать способы их поддержки», - предложил уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Александр Гончаров.
«Нужно понимать причины банкротства. Это ведь ошибки менеджеров, которые привели к появлению задолженности. Бизнес-планы зачастую создаются нежизнеспособные, а нас предприятия пытаются убеждать в каких- либо перспективах. А их реально нет. Вот и происходит банкротство предприятия. Нужен конструктивный диалог. Есть много примеров, когда благодаря этому удалось избежать банкротства. К тому же, нужно уходить от процедуры разрозненности, когда у предприятия-должника существует несколько конкурсных управляющих, которые пытаются продать активы по частям. Их нужно объединять, чтобы имущественный комплекс продавался целиком», - сказала представитель одного из банков Наталья Карпова.
У должников и кредиторов разная картина мира. Каждый в этой ситуации тянет одеяло на себя. Чтобы прийти к консенсусу, кредитору и должнику нужно садиться за стол переговоров. Только так можно разрешить финансовый конфликт. Предприятие-должника нужно не «топить», а помогать ему искать способы, как реабилитироваться.
«Можно присмотреться к опыту Краснодарского края. Там успешно работает система финансового оздоровления предприятий. Во Франции сделана серьезная ставка и разработаны механизмы на сохранение именно бизнеса, а не просто юридического лица», - отметила управляющая консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова.
Пути решения проблем предприятий Челябинской области, которые оказались на стадии банкротства, будут продолжены. На следующей неделе обсуждение вопросов спасение бизнеса продолжится на площадке Южноуральской торгово-промышленной палаты.