В Чем отличие Челябинска от Барселоны? А от Москвы? Ну хотя бы от Екатеринбурга? ... Глупые вопросы, да? Во всем. Но это общие слова и грустные эмоции. А вот привыкший к точным расчетам эксперт Общественной палаты Челябинской области Андрей Бодрягин прдлагает сравнить южноуральскую столицуу со столицами мира по единственному показателю - плотности застройки на территории мегаполиса.
— В Челябинске 30 миллионов квадратных метров жилья на 530 квадратных километрах, — поясняет Андрей Бодрягин. — Коэффициент — 0,05, то есть на одном городском гектаре — 500 квадратных метров жилой застройки. Если добавить сюда застройку промышленную и коммерческую, то это число лишь удвоится — на одном гектаре стоит всего тысяча квадратов недвижимости. В Москве этот показатель в пять раз больше. А Барселоне и в других городах-лидерах мира показатель плотности застройки выше в 10–12 раз! И даже в соседнем и таком же уральском Екатеринбурге — в два раза больше. Наш город по территории шире, чем Екатеринбург, но коммерческой недвижимости у соседей в три раза больше. Барселона, кстати, по площади в пять раз меньше, чем Челябинск. А народу там живёт намного больше и инфраструктура просто несравнима.
Если поближе масштабировать Google-карту Челябинска, то поражаешься количеству пустырей и заброшенных зачахших мест прямо в центре города. Увы, такова была градостроительная политика последних лет: вместо того чтобы по сантиметру и метру обихаживать имеющуюся территорию внутри, Челябинск изо всех стремился наружу, бездумно обживая окраины и махнув рукой на «хартленд». В результате на развитие инфраструктуры какого-нибудь «Паркового-2» (Чурилово, Краснопольская площадка) приходится тратить из бюджета громадные деньги: строить школы, тянуть транспортные нити, заботиться об озеленении.
Между тем та же Москва показывает пример сверхбережного отношения к земле. Исторический центр города — Остоженка, Пречистенка, Хамовники и другие легендарные московские улочки и районы застроены идеально и выглядят сверхухоженно экологически. Или сравните, как плотно теснятся офисы и жилые дома вдоль Волги в Казани и Исети в Екатеринбурге, и какие огромные заросшие бурьяном пустыри тянутся вдоль русла Миасса.
— А Челябинск после «дорожной революции» словно потерял свой центр, — сетует Бодрягин. — Посмотрите на проспект Ленина от площади Революции до улицы Свободы, там ведь почти исчезли пешеходы, только автомобили летят по многополосной трассе. А ведь когда-то этот участок был любимым местом прогулок горожан. Многолюдный человеческий трафик создавал все условия для развития малого и среднего бизнеса, этот отрезок улицы всегда был украшен витринами хороших магазинов и кафе. А сейчас владельцы бутиков с проспекта Ленина бегут, уступая свои места, например, туристическим агентствам или нотариальным бюро, которые в любых других столицах находятся на третьей городской линии. Центр Челябинска с точки зрения бизнеса обезлюдел, в хорошую погоду по нему проходит сто человек в час. Это катастрофически низкий показатель.
При этом у бюджета Челябинска затратная часть — более 30 миллиардов рублей в год, а сумма собственного дохода едва превышает 10 миллиардов. Понятно, что при таком раскладе на глобальное украшение инфраструктуры просто нет средств. Так может вернуть хотя бы к центру города интерес бизнеса и привлекать частные средства, как это делается в Екатеринбурге, Казани и Москве?
Предстоящие саммиты ШОС и БРИКС заставляют задуматься о развитии именно центра Челябинска. И частно-государственное партнёрство — это возможный ключ к победе над пустырями, бурьяном и заборами, безобразно избороздившими местный Сити.
Андрей Бодрягин представил уникальный для Челябинска проект застройки городского квартала, ограниченного улицами Свободы — Ленина — Пушкина — Труда. Небольшой участок в четыре гектара. По московским-барселонским меркам — «золотая земля», место в шаговой доступности от резиденции губернатора (условного челябинского Кремля), и по идее здесь жизнь должна кипеть на каждом квадратном сантиметре. Однако сейчас происходит всё в точности до наоборот: неухоженные автопарковки и кособокие автомойки, серые бетонные заборы и всё те же пустыри с бурьяном. Не верите? Взгляните на Google maps и ужаснитесь лично.
— А мы стараемся убедить владельцев заброшенной по сути земли в том, что лишь плотная и до предела разнообразная застройка привлечёт сюда людей и принесёт гораздо больше выгоды, — говорит Андрей Бодрягин. — «Квартал «Чайного пути» (сокращённо «Чайный Квартал») — это проект реновации и плотной застройки территории, ограниченной улицами Свободы — Труда — К. Маркса — Пушкина. Это одновременно деловая и рекреационно-торгово‑развлекательная зона без ограничения внутреннего пространства. «Карт-Бланш» — многофункциональный центр в составе «Чайного квартала». Здание будет иметь сквозные входы-выходы на четыре стороны. И вокруг разместятся музей, отель, детские площадки, рестораны и кафе самой различной гастрономической направленности. Вроде и квартал небольшой, а места хватит даже для небольшой сцены, на которой получат возможность выступать творческие личности города: актёры, джазмены, танцоры и прочие музыканты.
Название «Чайный квартал» берёт истоки из истории Челябинска XIX века, когда наш город был центром чайной торговли России. Сюда ехали караваны из Азии и купцы из Европы, именно по этой причине на гербе южноуральской столицы разместился верный спутник торговцев — верблюд. При этом квартал будет выглядеть предельно современно. И конечно, притянет к себе людей. Та же пешеходная Кировка в пяти минутах ходьбы, но завершишь по ней променад… и идти дальше как будто некуда. Андрей Бодрягин прав, говоря, что автомобили вытеснили из центра людей. Теперь продолжение пути возникнет! И не в виде одной улицы, а целой торгово‑развлекательной рекреационной зоны, массой разнообразных предложений притягивающей к себе челябинцев и гостей города. Начнётся трафик, пойдут заработки у бизнеса.
Здорово, что «Чайный квартал» — это не разовая инновационная и амбициозная идея продвинутых предпринимателей. Накануне саммитов ШОС и БРИКС Челябинск должен не просто обновить облик, а получить принципиально иной имидж и начинку, позволяющую решать стратегические задачи развития. Рядом растут две «Башни Свободы» — жилые высотки, вокруг которых пойдёт формирование новой инфраструктуры. Неподалёку расположится сквер искусств на набережной Миасса.
— И по словам главного архитектора Челябинска Николая Ющенко, и Сквер искусств возле реки, и наш квартал должны будут увязаны в одну идею возрождения пешеходного трафика в центре города, воссоздания комфортной для жизни среды, — радуется Андрей Бодрягин. — У Челябинска есть отличный пример Москвы, которая бережно облагородила свой исторический центр. И наша улица Пушкина вполне может превратиться в аналог Пятницкой или Остоженки. И не надо останавливаться, пусть проспект Ленина отдан автомобилям, зато параллельно с ним через самый центр проходит улица Коммуны, тоже сегодня не перегружённая пешеходами. И она через Цвиллинга и Кировку сможет выводить гуляющих людей в сторону городского бора — к Алому полю и улице Энгельса.
Понятно, что ШОС и БРИКС грянут уже через год, а «Чайный квартал» и все остальные привлекательные идеи, озвученные Бодрягиным, для реализации требуют более длительного срока. Но радует, что такое положение дел понимают и чиновники, и представители бизнеса. Мэрия поддерживает инициативу Бодрягина и обращается ко всем предпринимателям, имеющим в своих владениях заброшенные пустыри, с просьбой облагораживать их, сносить серые заборы и ржавую колючую проволоку. Власть с полным правом просит бизнес относиться с любовью хотя бы к той части Челябинска, которую они когда-то получили в постоянное или временное пользование.
Воздушных замков и потемкинских деревень никто строить не собирается, в ближайших и вполне конкретных планах — создание точек притяжения с небольшим бюджетом, реального задела для будущего. Частный бизнес может проинвестировать проекты, а власть поможет административным ресурсом, контролем, чтобы проекты не мешали друг другу ненужной конкуренцией, не разделяли бы трафик между собой, но создавали синергетический эффект. За счёт городского бюджета идёт благоустройство только улицы (той же Пушкина, к примеру), а весь квартал рядом застраивает бизнес. На этой территории уже сделан так называемый карманный парк «Карт-бланш», к саммитам успеют возвести многофункциональный центр, и так шаг за шагом, фантастические изменения станут реальностью.
— Город решил задачку «где идти», а бизнес потрудится над задачей «куда идти», вкладываясь в создание точки притяжения, чтобы впоследствии, когда трафик вырастет на порядок, окупить свои вложения, — резюмирует Андрей Бодрягин. — И частно-государственное партнёрство — это тот эффективный союз власти и бизнеса, который будет Челябинск хоть чем-то роднить с Москвой и Барселоной, мегаполисами, которые именно таким образом действуют в интересах собственных жителей.