Напомним, поправки в Федеральный закон о создании лесопарковых зеленых зон вокруг городов, названные зелеными поясами, вступили в силу в этом году. Челябинская область стала одним из первых субъектов, внесших соответствующие поправки в региональное законодательство.
Цель создания таких поясов – гарантировать гражданам право на благоприятную окружающую среду и законодательно закрепить в этих зонах ограничения режима природопользования и иной хозяйственной деятельности, освободив от экологической нагрузки территории, на которых расположены леса и водные объекты в границах городских населенных пунктов. Задача зеленых поясов – выполнять природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Реализация Закона натолкнулась на необходимость разработки механизмов и регламентов, которые сейчас формируются в России. Общественная палата Челябинской области впервые обратилась к этой теме в апреле 2017 года. Тогда был проведен круглый стол, на котором присутствовали представители Министерства экологии, Министерства имущества и природных ресурсов, Главного управления лесами, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Законодательного собрания, ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», Челябинской городской Думы, а также представители органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области.
Во время апрельского круглого стола его участники обсудили, каким образом реализовывать закон. Так, советник председателя Общественной палаты Челябинской области по вопросам экологии, доктор биологических наук, декан факультета экологии ЧелГУ Сергей Лихачев рассказал: «С ходатайством о предложении создать «зеленый пояс» в Общественную палату региона могут обратиться как некоммерческие общественные организации, так и органы государственной власти или местного самоуправления. При кажущейся простоте процедуры возникает множество сложностей. Какие документы должен предоставить заявитель? Кто и как определяет границы территории? Ответы на эти и многие другие вопросы, которые повлияют на реализацию закона, надо искать».
С апреля, сразу после проведения круглого стола, эту работу начали вести члены комиссии Общественной палаты Челябинской области по экологической безопасности и охране окружающей среды. И вот сейчас они объединят усилия с политиком федерального уровня, председателем комитета Государственной Думы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимиром Бурматовым.
Совместная деятельность, уверен председатель ОП ЧО Олег Дубровин, окажется еще эффективнее: «Привлечение таких «политических тяжеловесов», работа в коллаборации станет для нас рывком, который позволит быстрее решить все вопросы по созданию зеленых поясов вокруг городов, и Челябинская область станет одним из первых регионов, кто сможет отработать новую систему».
Член Общественной палаты Российской Федерации, руководитель рабочей группы по проблемам лесного комплекса при Комиссии по экологии и охране окружающей среды Феликс Панов: «Работа по созданию карт зеленых поясов – это не только физический учет пород и количества деревьев. Принятие законодательного акта и трансляция его на региональный уровень должны качественно улучшить инструменты, которыми руководствуются надзорные органы в сфере лесного хозяйства. Рабочая группа Общественной палаты Челябинской области, опираясь на практику коллег из других субъектов, стала площадкой для диалога и межведомственного взаимодействия».
На последнюю неделю ноября 2017 года по этой теме запланировано проведение круглого стола ОП ЧО совместно с председателем комитета Государственной Думы РФ по экологии и охране окружающей среды В.В. Бурматовым.