Эксперты: «Картину мира у детей формируют смешарики и фиксики»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Эксперты: «Картину мира у детей формируют смешарики и фиксики»

07.11.2017

Современная школа использует устаревшие методики обучения, которые не удовлетворяют потребности родителей, учащихся, рынка труда. Какие альтернативы существуют на сегодняшний день для государственной системы образования? Насколько они эффективны, и в достаточной ли мере соответствуют запросам общества? На эти вопросы попытались ответить эксперты – журналисты, чиновники, депутаты, представители системы образования, которые собрались на очередное заседание «Сигарного клуба». Участие в дискуссии приняла и член Общественной палаты Челябинской области Елена Сыркина.

Как отметил депутат челябинской городской думы Дмитрий Довженко, образование дает качество человеческого капитала, которое воспитывается с детского сада, школы, университета. Выходя во взрослую жизнь, молодой человек теряется. Система образования призвана воспитать у него критическое мышление, умение делать анализы и выводы. 

Школа натаскивает на ЕГЭ, но не готовит к реальной жизни

Некоторые участники дискуссии оценивают существующую систему образования крайне негативно. Политолог Андрей Лавровубежден, что школа занимается только «натаскиванием на ЕГЭ». И раньше полноценное образование, дающее шансы на жизненный успех, давали не школы, а система дополнительного образования. 

Лавров положительно оценил деятельность «Научного общества учащихся», которое всегда поставляло лучшие кадры. С детьми занимались преподаватели вузов. При этом в Челябинске почти никто из выпускников общества не оставался. 

- Я не беру на работу выпускников нашего университета, они не подготовлены. Преподавателей необходимого уровня нет. Эту проблему мы попытались решить в сфере кружкового движения, организовали частную школу программистов, куда принимаем детей с 7 лет. Мы исходим из того, что даже если ребенок не станет Биллом Гейтсом, он приобретет навыки аниматора, сценариста, освоит программирование. Уже в 10 лет наши дети самостоятельно делают приложения для смартфонов, а в 15 лет могут профессионально зарабатывать. Есть бесплатная школа для студентов, куда мы принимаем по 5-6 человек ежегодно, - поделился своим опытом Дмитрий Моровоз, руководитель компании «ТРИДИВИ».

Даниил Мазуровский, глава представительства Агентства стратегических инициатив в УрФО, уверен, что образование необходимо ребенку, чтобы в будущем он был конкурентоспособен. 

- У него должна быть сформирована картина мира, понятие о своей роли, месте в нем. Самый главный вопрос, который интересует меня – школа это дает? Не дает, а почему? Дети сейчас совсем другие. Они родились, когда уже был интернет, пользуются соцсетями и компьютерными играми. Им «фиксики» и «смешарики» рассказали о картине мира, пока они в школу не пошли. А она работает так же, как когда учился я. Поэтому появляются формы альтернативного образования, - убежден эксперт.

Суть альтернативного образования – индивидуальный подход

Лариса Манекина, заместитель начальника городского управления образования Челябинска, убеждена, что альтернативное образование существует уже сейчас в рамках системы общеобразовательных школ. По ее мнению, оно реализуется путем индивидуализации обучения ребенка с учетом его возможностей и способностей. С точки зрения закона понятия «альтернативное образование» не существует. В реальности его можно разделить по формам обучения – заочное, по индивидуальному плану, семейное. Суть в том, что оно происходит вне образовательной организации. Лариса Манекина отметила, что все больше челябинцев выбирают именно эту форму обучения.

Альтернативность образования выражается также в технологиях и содержании. Используются различные методики преподавания, например, вольдорская система или методика Монтессори. Развита сеть частных школ. В Челябинске треть школ переходят на федеральный государственный стандарт, проектную деятельность, которая предъявляет совсем иные требования к технологии образования. Это не классно-урочная система, где ребенок обязан посетить предмет. Ребята могут выбрать его сами, а педагоги проводят уроки в неформальной обстановке. 

- Мое отношение к альтернативному образованию неоднозначное. Это хорошо по форме и содержанию, но должна быть подготовлена почва. Это условия, нормативная база, материально-технические условия, кадровые ресурсы. Если мы говорит об ориентации на высокотехнологичные производства, то уже сегодня дети должны получить не только классическое образования по обычным учебным предметам. Их проектная деятельность должна проходить на другом оборудовании, а значит, нужны дополнительные финансовые вливания в оснащение школ, - уверена представитель управления образования.

По мнению Елены Сыркиной, члена Общественной палаты Челябинской области, появление альтернативных форм образования – положительная тенденция. Она имеет право на жизнь, и раз у людей существует такая потребность, другие формы образования необходимо развивать. 

- Семейное образование набирает обороты, люди начинают выбирать, у них появилась такая возможность. Мотивация у родителей разная. Кто-то желает сделать своего ребенка счастливым, кому-то рабочий график не позволяет совмещать его с учебой ребенка в школе. Бизнесмены имеют возможность нанять частных педагогов, школа им не нужна. На семейное образование переходят одаренные дети, занятые искусством, и спортсмены, - рассказывает Елена Сыркина.

Директор челябинской гимназии №1 Дамир Тимерханов убежден, что существующая система альтернативного образования не оправдывает ожиданий, которые на нее возлагаются. 

– Толковой альтернативы нет. Ни одна частная школа качественного продукта не давала. Они обслуживали интересы конкретных родителей, которые создавали школы для своих детей, а после получения ими образования школы умирали. На сегодняшний день все существующие попытки также предназначены для детей, которые по разным причинам не могут учиться в классно-урочной системе. При этом школьное образование у нас качественное. Важный момент – практикоориентированность, она страдает. При обсуждении альтернативного образования возникает вопрос - есть ли альтернативные педагоги? Я считаю, их нет, - говорит Дамир Тимерханов.

Альтернативное образование дают только Личности

Некоторые эксперты уверены, что альтернативное образование уже существует в рамках сложившейся системы, но базируется оно только на роли конкретных ярких личностей. Одним из таких примеров в Челябинске является руководитель физико-математического лицея № 31 Александр Попов. В его школе, несмотря на формально установленное предметное направление, ребята глубоко осваивают гуманитарные предметы, занимаются литературой, театром, другими видами творчества. 

- В любой сфере деятельности все зависит от личности. Конкретный человек делает конкретное дело, воспитывая конкретных людей. Лично для меня важен взгляд человека. Например, если я иду по 31 лицею или захожу в общеобразовательную школу – вижу два разных взгляда у детей, которые мне встречаются. Возраст, город, социальная групп одна и та же, а взгляд разный. В каждой семье формируется определенное мировоззрение. Все зависит от того, с кем дети общаются, какие родители ставят приоритеты. Тогда он или хочет поступить в 31 лицей, гимназию № 1, или ему достаточно того, что дают в общеобразовательной школе. В любом случае эти бренды, которые дают другой уровень образования, существуют за счет личностей, педагогов, которые эти проекты создают, - уверен Тамаз Габричеладзе, руководитель театра «Метро» в лицее №31.

С важной ролью личности в образовании согласился Олег Строгонов, директор спортивной школы «Конас». Он рассказал об уникальном проекте, который реализован в учебном заведении под его руководством. Дети занимаются боевыми искусствами с четырех лет, получая навыки базовой техники, осваивая терминологию. «Это важный аспект в плане подготовки для вступления в жизнь. К семи годам ребята уже представляют, что такое спорт, чувствуют себя уверенно в коллективе. Они приходят на соревнования болеть за своих мастеров, и личный пример играет большую роль», - уверен знаменитый спортсмен.