Подходит к концу год экологии, в Челябинске он стал особенным. Тема окружающей среды стала одной из самых обсуждаемых и, конечно, неспроста. Кажется, что все чаще и все дольше южноуральцам приходится жить в режиме черного неба. Сколько в Челябинске бывает дней НМУ, кто загрязняет атмосферу в городе и как исправить ситуацию? – новая серия проекта “Уральский спецкор”.
Тема челябинской экологии на уроке изобразительного искусства ученикам нравится не сильно – всем хочется раскрасить свои рисунки яркими цветами: зеленым, синим, желтым. А так приходится перебирать оттенки серого.
2017 год в Челябинске на самом деле стал годом экологии. Еще никогда окружающая среда не привлекала столько внимания жителей города и средств массовой информации.
Это началось в первые дни января, продолжилось весной, летом и происходит до сих пор. Почти всю первую половину октября областной центр жил в режиме черного неба – как окрестили эти дни журналисты.
В экологических инстанциях разрывались телефоны. В эфир шли сотни репортажей, тысячи записей публиковались в интернете. У челябинской дымки даже появился свой хэштег #челябинсксмог, причем смог – это не глагол.
По всему Челябинску ездили мобильные лаборатории Министерства экологии и Росприроднадзора. В городе допустимая концентрация некоторых опасных веществ была превышены в разы.
День Натальи Пацевой начинается в 7 утра. Ее рабочее место – неприметная кирпичная постройка в районе ЧГРЭС. Будут ли сегодня объявлены неблагоприятные метеоусловия – определяется именно здесь на посту мониторинга за состоянием воздуха в Челябинске.
Через несколько минут эта камера отправится на анализ в лабораторию, где специалисты гидрометцентра проведут экспресс-тесты и определят состав воздуха и узнают судьбу челябинцев на ближайшие сутки. В общей сложности в городе работает 8 таких точек мониторинга.
Неблагоприятным считается слабый ветерок или полное его отсутствие, когда город не проветривается, а дым, выхлопы и пыль просто зависают в воздухе.
“Где-то слабый ветер до 40 процентов в году наблюдается”, – отмечает Надежда Ячменева, начальник отдела метеопрогнозов челябинского Гидрометцентра.
В соседнем Екатеринбурге НМУ бывают в 2 раза реже просто из-за особенностей климата и рельефа.
В 2016 году в Челябинске гидрометцентр объявлял неблагоприятные условия в течение 150 дней. В этом значительно реже. Зато 2 раза степень НМУ повышалась до второй. Это значит, что некоторые вещества превысили нормальную концентрацию в три раза.
Последние минуты перед стартом. Экипаж Росприроднадзора составляет маршрут облета. Главная цель – понять, кто нарушает правила работы в НМУ и загрязняет воздух.
Облет проходит на двухмоторном самолете П2006, он летит с крейсерской скоростью 180 километров в час на высоте 300 метров.
Самолет сначала летит на ЧМЗ, специалист фиксирует десятки дымящих труб. Потом по специальной базе проверят, все ли из них работают законно – возможно, некоторые должны быть законсервированы. А кто-то просто не имеет права на выброс.
С высоты птичьего полета видно, что примерно половину всей площади города составляют промзоны. Заводы окружают мегаполис почти со всех сторон. И ни для кого не секрет, что больше всего на воздух в Челябинске сегодня влияет промышленность.
По данным регионального Министерства экологии, в прошлом году в Челябинской области почти две трети выбросов в воздух, почти 600 тысяч тонн, дали именно предприятия.
Сегодня список производств, которые Министерство экологии считает основными загрязнителями воздуха на Южном Урале состоит из 11 заводов. 5 находятся в черте Челябинска. Это ЧМК, Мечел-Кокс, ЧЭМК, Цинковый завод и ЧТПЗ.
Однако это не значит, что компании поменьше на экологию не влияют. Сегодня только в Челябинске учитываются выбросы около полутора тысяч предприятий, но по факту их может быть в десять раз больше.
Как раз на небольшие заводы специалист Росприроднадзора обращает особое внимание. С земли низкую трубу можно и не заметить, а дыма она дает порядочно. В подозрительные места срочно отправляются мобильные лаборатории.
В Челябинском воздухе есть почти вся таблица Менделеева. Зачастую, оказывается, совершенно законно. Сегодня каждому предприятию устанавливается норма выбросов. Если сложить допустимую массу загрязнений всех заводов Южного Урала, то получится миллион двести тысяч тонн в год. То есть многие заводы не вырабатывают и половины допустимой нормы. А значит, они совершенно законно могут увеличить количество выбросов в 2 раза.
“А так как предприятия сегодня находятся в комфортной зоне, что у них разрешенные в 2 раза больше, чем они выбрасывают, так они говорят, мы в рамках закона”, – говорит Олег Климов, заместитель губернатора Челябинской области.
НМУ второй степени обязывает снижать предприятия выбросы на 40-60 процентов от допустимых, но сегодня установлены такие нормы, что даже ничего не предпринимая, они вписываются в этот коридор.
На государственном совете в прошлом году Челябинская область предложила оценивать экологическую ситуацию в конкретном месте и конкретное время. Считать выбросы не каждого предприятия отдельно, а устанавливать норму для всех сразу в зависимости от метеоусловий. Предприятию разрешат выпускать только определенный процент от общего количества выбросов.
“Этот вклад – квота – станет основой для принятия предприятием конкретных программ и технологических решений”, – считает Борис Дубровский, губернатор Челябинской области.
Челябинская область станет пилотным регионом, где опробуют такой подход. Помимо этого, на уровне Госдумы сейчас разрабатывается ряд законов, которые помогут контролировать и наказывать нарушителей.
Так, например, сегодня предлагается устанавливать датчики на каждую трубу и создать прогрессивную шкалу штрафов. Размер финансового наказания будет увеличиваться в зависимости от тяжести экологического преступления.
“Необходимо доводить уровень ответственности по экологическим правонарушениям до состояния ощущения справедливости у населения. Также мы должны понимать, что это элемент профилактики”, – комментирует Виталий Курятников, руководитель управления Росприроднадзора по Челябинской области.
Во время последних НМУ Минэкологии, Росприроднадзору и прокуратуре удалось поймать на нарушениях несколько предприятий. По официальным сообщениям в их число вошел завод “Донкарб”, производящий электроды. Возле предприятия нечем дышать даже в ветреную погоду.
Прокурорское представление вынесено компаниям “Аксель-Энерго” и “Мик”. Будут оштрафованы несколько заводов стройматериалов. В черный список экологов попали котельная ТЭЦ-2, которая работает на угле, “Челябвтормет” и “Краснодеревщик”.
– Десятилетиями одна и та же картина: вот этот тротуар из досочек, по которому ходят люди, женщины в каблуках здесь падают
Прогулка “Вестей” с урбанистом Львом Владовым начинается с ЧП: в доказательство его слов в нескольких метрах, споткнувшись о доску, падает женщина в возрасте, разбивает ногу.
И немудрено, ведь сегодня наша съемочная группа ходит там, где челябинцы гулять не любят – в самом центре города. Урбанист уверен: областной центр давно перестал быть городом для пешеходов.
– Центр города, в километре от площади Революции. Казалось бы, должны ходить люди, но здесь никогда не будет людей, потому что здесь нет тротуаров.
И правда, автомобили повсюду – сегодня в Челябинске нет такого места, где бы можно было от них скрыться. Эти уникальные кадры сняты оператором ГТРК “Южный Урал” летом 93-го. Так выглядел в разгар дня проспект Ленина.
А так выглядела пешеходная зона в Районе площади Революции. Сегодня все эти люди пересели на автомобили и создали одну из самых серьезных экологических проблем. По официальным данным, треть загрязнения атмосферы в городе идет именно от выхлопных газов.
На экологическом факультете ЧелГУ двигатель внутреннего сгорания иначе, чем химическая фабрика не называют. Так, например, бензиновый силовой агрегат выбрасывает в воздух более 280 соединений и токсинов. Дизельные установки дают меньше, но от этого не легче.
Безусловно от одного автомобиля вреда немного. Но в Челябинске это надо умножать на 400 тысяч – именно столько машин сегодня зарегистрировано в городе.
“Учитывая суммарный эффект большого количества автомобилей и застроенность наших улиц, когда не происходит активного газообмена, эти концентрации получаются довольно большими и их воздействие на человека будет более агрессивным”, – объясняет Альфера Сибиркина, заведующая кафедрой геоэкологии и природопользования.
Также вопросы у экологов вызывает качество топлива на Южном Урале.
Общественник Виталий Безруков делает контрольную закупку на заправке в гаражах. В итоге на поверку 92-ой оказывается 84-м.
“92-ой бензин, 95-ый. Качество ниже может быть, и они догоняются всякими химэлементами, присадками. Естественно, это влияет не только на двигатель, но и на выбросы”, – отмечает Виталий Безруков, эксперт Общественной палаты Челябинской области.
Нередко этим же самым грешат и серьезные топливные бренды. Качественные заправки в городе можно пересчитать по пальцам. Самым чистым топливом экологи сегодня считают газ.
На гибридную иномарку Андрей поставил газовый баллон в начале лета. Теперь его ласточка выбрасывает в воздух только безвредный углекислый газ и пар. Есть и еще один безусловный плюс – экономия. Семейная поездка в Анапу в этом году обошлась в три раза дешевле, чем в прошлом.
“Если полный бак бензина я заправляю примерно на полторы тысячи, то газовый баллон таким же объемом – примерно 600-650 рублей”, – говорит Андрей Устюжанин.
Чтобы облегчить ситуацию, глава города Евгений Тефтелев предложил ограничивать движение легковушек по центру города в дни НМУ. Однако автомобилисты пока не готовы пересаживаться на городской транспорт. Не готов к этому и сам городской транспорт.
Современная маршрутная система города не отвечает уже существующим потребностям, а если неожиданно нагрузка на нее возрастет в разы за счет спешившихся автомобилистов, транспортного коллапса не избежать.
Кроме того, автобусы и маршрутки сами загрязняют воздух. Сейчас в Челябинске тестируют первый электробус за 20 миллионов рублей, даже обещают скоро вывести его на линию на ЧМЗ, но замена всего транспорта на экологичный – это пока научная фантастика.
Сегодня во многом благодаря дорожной революции и кризису общественного транспорта Челябинск превратился в город для машин. Чтобы это исправить, уйдет не один год.
Одна из самых больших экологических проблем Челябинска находится почти в географическом центре города. Она редко напоминает о себе – раз в несколько лет, но она здесь, она никуда не исчезла.
Челябинская свалка. В обычном состоянии преимущественно выделяет болотный газ – вещество самого низкого класса химической опасности. Основной компонент такого газа – метан, легко воспламеняется. Поэтому на свалке случаются пожары – трудно дышать становится во всем городе.
Июнь 2017. О возгорании на свалке сообщили жители Металлургического района – именно они увидели открытый огонь у себя из окон. Первые сигналы поступили на пульт дежурного в три часа дня в воскресенье. Не помог даже сильный дождь. Огнеборцы тушили огонь больше суток.
“Данная свалка представляет собой, можно сказать, многослойный пирог из мусора. Он достаточно сильно утрамбован, его приходится разбирать слоями, переворачивать, проливать водой”, – говорит Михаил Юрин, сотрудник пресс-центра ГУ МЧС по Челябинской области.
Регулярно горят и стихийные свалки, которых все больше становится не только в промзонах, но и в жилых районах города.
Какую угрозу населению несут такие пожары – не возьмется оценить ни один эколог. СМИ неоднократно сообщали, что на территории городского полигона размещали более десятка опасных отходов. Но даже обычные пластик и полиэтилен в процессе горения выделяют серьезные токсины.
Челябинская свалка считается самым крупным полигоном твердых бытовых отходов в России, который находится в черте города. Она появилась в 1949 году на месте карьера. Да, когда-то на месте этой горы мусора была глубокая яма.
Сегодня площадь свалки составляет 80 гектаров – больше, чем площадь олимпийской деревни в Сочи. По официальным данным, ежедневно сюда привозят 700 грузовиков мусора. Решение о ее закрытии было принято четверть века назад, однако пока оно до сих пор не исполнено.
Сегодня власти сообщают о том, что в следующем году свалка все-таки будет закрыта. Ее выведут из эксплуатации постепенно: с января по март. Недавно на месте закончились изыскательные работы.
“В настоящий момент данные инженерные изыскания находятся на рассмотрении главгорэкспертизы Москвы. Мы планируем, что к концу этого года мы получим положительное заключение”, – отмечает Дмитрий Никишин, начальник отдела управления отходами администрации Челябинска.
Следующий шаг – разработка проекта. Первое время отходы будут вывозить на несколько коммерческих полигонов под Челябинском. В 20-м году начнут отправлять в Чишму – 40 километров от города. Чиновники подчеркивают, что на новом месте будет уже не свалка, а завод по переработке мусора.
“Нам больше не нужны свалки на территории области, как раз эта задача и поставлена: свалок быть не должно, должны быть полигоны”, – комментирует Ирина Гладкова, министр экологии Челябинской области.
В землю будет уходить до 20 процентов от массы мусора, все остальное переработают и используют повторно.
В плане выброса на свалку похож Коркинский разрез – так же неконтролируемо и регулярно дымит. Такую картину можно увидеть, если опуститься на 250 метров в глубь карьера.
“Вот в этот массив выработка пройдена. Она потом обваливается, после окончания отработки. Но существует проход воздуха. И все вот это начинает гореть. Вот пример вот этого пятого пожара”, – показывает Валерий Кальянов, генеральный директор ОАО “ЧУК”.
А так он выглядит с высоты в дни НМУ. В разрезе одновременно бывает до двадцати подземных пожаров. Способ прекратить их – перекрыть доступ кислорода. Там, где это возможно, породу засыпают глиной, в противном случае – заливают специальной смесью. Конкретно на этот участок вылили 50 тонн.
“Доступ кислорода в данный момент пытаемся прекращать щелочными растворами на основе антиперенов”, – объясняет Владимир Бабушкин, главный инженер компании “Модуль-М”.
По разным оценкам в год от разреза в атмосферу поступает от 6 до 60 тысяч веществ. Сопоставимо с металлургическим комбинатом
“Оксид углерода, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, аммиак, сероводород”, –перечисляет Дмитрий Гамаев, ведущий инженер-эколог.
Чтобы полностью ликвидировать пожары на разрезе, надо около 10 лет и 15-20 миллиардов рублей, которых пока нет.
Если уж не спасти, то хотя бы облегчить ситуацию в Челябинске способны деревья. Но в областном центре год экологии начался с массовой вырубки зеленых насаждений. Так, например, общественность обеспокоилась судьбой деревьев возле памятника Курчатову – площадку зачистили под строительство кафе. Тревогу били жители северо-запада и Металлургического района. И там, и там под топор пустили в общей сложности 120 деревьев ради парковки.
“Мы же находимся в ситуации экологического геноцида со стороны черных лесорубов. А эти черные лесорубы – это не какие-то необычные ребята, это всего лишь коммерсанты, которые расчищают площадки, под свои, как правило, незаконные объекты. Когда мы видим, что в металлургическом районе вырубают 70 деревьев ради парковки – здесь все понятно”, – говорит Владимир Бурматов, председатель комитета по экологии Государственной думы РФ.
На этой карте видно, в каких местах Челябинск лишился деревьев в этом году. Ничего удивительного, что в некоторых из этих точек во время НМУ было зафиксировано превышение допустимой концентрации формальдегида.
При этом, как утверждают экологи, компенсационные высадки не покрывают потерь. Во-первых, вместо взрослых деревьев в городе появляются неокрепшие саженцы, во-вторых, в лучшем случае выживает только 75 процентов.
“Когда мы выезжаем, мы через неделю контролируем высаженные деревья новые, мы видим, что из них четверть уже мертвая”, – объясняет Владимир Бурматов.
А между тем, в зависимости от вида растения, на листьях и хвое может оседать до 70 процентов пыли. Зеленые насаждения формируют нисходящие потоки воздуха, которые увлекают частицы пыли на землю, дают кислород и увлажняют воздух.
Впрочем, пока все далеко не так ужасно, как может показаться. И каждую из экологических проблем реально решить в достаточно сжатые сроки. Преимущественно это ответственность властей и надзорных органов.
Но и рядовые челябинцы не должны оставаться в стороне, как бы банально это не звучало. В силах обычного человека не промахнуться мимо урны, в день НМУ отказаться от личного транспорта, а летом, например, хотя бы пару раз в неделю пересесть на велосипед. Не полениться и посадить во дворе куст сирени. И, возможно, тогда наша жизнь раскрасится яркими красками.