Вчера прошла очередная встреча в рамках проекта Общественной палаты Челябинской области «Час с министром». На этот раз гостями стали министр образования Южного Урала Александр Кузнецов и его первый заместитель Елена Коузова.
«Час с министром» интересен тем, что любой желающий может задать вопросы первым лицам исполнительной власти области. Несколько дней в Общественной палате собирали такие вопросы от представителей муниципалитетов, а ответы на них прозвучали в онлайн-режиме. Кроме студий городов и районов, на этот раз трансляцию могли смотреть пользователи популярных соцсетей.
Начался разговор о состоянии школьного образования в регионе с первосентябрьского открытия новой школы в микрорайоне «Парковый». Хорошая новость, но, по прогнозам министерства для микрорайона потребуется минимум ещё одно здание на 1500 учеников. Впрочем, строительство новых школ - общероссийская тенденция. По всей стране до конца года должны появиться проекты зданий,соответствующих новым нормативам. Челябинская область взяла на себя разработку четырех таких проектов.
С учебниками ситуация обстоит сложнее. Как с сожалением отметил Александр Кузнецов, Челябинская область в числе тех немногих регионов, которые не могут полностью обеспечить учебной литературой школьников за счет бюджетных средств. Только 85% учебников закуплено за счёт регионального бюджета, всё остальное - за счёт родителей.
«Губернатор постепенно наращивает финансирование, запланированы закупки учебников для области. В этом году на эти цели было направлено 167 млн рублей. Отдельно выделены дополнительные средства для закупки учебников в школу Паркового. Планируется, что до конца года поступит ещё дополнительно несколько десятков миллионов рублей», - отметил Кузнецов.
Для стопроцентного укомплектования библиотечных фондов региона требуется единовременно 300 млн рублей, а также 250 млн рублей ежегодно для компенсации морального и физического износа учебной литературы. Но проблема решается: с 2010-2011 годов Челябинская область, как и вся страна, постепенно переходит на цифровой формат учебной литературы, которая будет доступна для скачивания или для изучения онлайн.
Губернатором и правительством региона на сферу школьного образования ассигновано 33 млрд рублей – серьезная сумма. Но есть установленные федеральным центром два приоритетных направления распределения средств - повышение зарплаты учителям и оплата коммунальных услуг школ. Только на «коммуналку» ушло 20% выделенных средств.
Средняя заработная плата учителей на конец 2016 - начало 2017 года составила 29 тысяч рублей. Среди педагогов, занимающихся с детьми дошкольного возраста, эта цифра несколько меньше - 25 тысяч рублей. Примечательно, что у сельских учителей зарплаты скромнее названных сумм. Тем не менее они выше, чем в реальном секторе экономики в селах.
Цифры подтверждаются тем фактом, что проблем с кадровым обеспечением учителями на Южном Урале нет. На данный момент, напротив, существует конкуренция среди учителей за места. Если раньше на одного педагога приходилось 1,7 ставки (примерно 18 часов рабочей нагрузки в неделю), то теперь на одного педагога в среднем приходится 1,3 ставки.
Один из вопросов министру задали по онлайн-связи представители муниципалитетов. Их интересовал односменный режим обучения, многие родители этим недовольны. Кузнецов ответил, что в России есть единые образовательные стандарты, которые были введены для того, чтобы высвободилось время для внеурочной составляющей. Она, по замыслу, должна гармонично соединяться с аудиторной составляющей. Внеурочная деятельность - это, к примеру, выездные экскурсии для школьников вместе с учителями, подвижные игры, творческое развитие. На одного ребёнка по стандарту должно приходится 10 часов внеурочной составляющей в неделю. Для школ поддержать реформу как можно быстрее выгодно - учебные заведения, которые включили внеурочные часы в свой учебный план, получают повышенное финансирование.
К слову, о финансировании: ни для кого не секрет, что школы в муниципальных образованиях области (не считая крупных городов) больше всего нуждаются в средствах. Поэтому для них используются субвенции, то есть выплаты, которые не предусматривают софинансирования от самого учебного заведения и выдаются безвозмездно, из бюджета. Из общих 33 млрд рублей 13 млрд (более трети) были распределены по муниципалитетам.
Председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по развитию образования и науки Нина Горланова, заметив, что наше образование находится на достойном уровне на фоне России, спросила Александра Кузнецова, какие новации ожидаются в ближайшее время?
Выяснилось, что с этого года в школах вводится курс по астрономии (35 часов на 2 года). При этом школы могут самостоятельно выбирать, в каком классе и в какой четверти эти часы провести. Также в этом году произойдет апробация устной части экзамена по русскому языку в девятом классе.
Вообще в итоговой аттестации будут продолжаться изменения, но не кардинальные. Все они будут направлены на повышение объективности оценки.
«Это нужно, чтобы видеть все недоработки и понимать, насколько высоко качество подготовки будущих специалистов на рынке труда Челябинской области", - пояснил министр образования.
Еще из новшеств - кванториумы. Не все понимают, что это такое и зачем создано, а главное на что будет потрачено 60 млн рублей. Отвечая на этот вопрос, Кузнецов напомнил про созданный в 2014 году по инициативе губернатора Бориса Дубровского проект «ТЕМП» (Технологии Естествознание Математика Приоритет), формирующий мотивацию у школьников к работе в естественно-технологических сферах.
На сегодняшний день половина детей занимается вне школы в сфере искусства. Это, конечно, неплохо, но техническое творчество тоже должно заслуживать внимания. Именно для этого были созданы кванториумы в Челябинске и Магнитогорске. Это, по сути, образовательные центры для изучения информационных технологий, механики, атомов, моделирования и другого.
«Мы понимаем, что кванториумы не смогут охватить всех детей: школьников в нашей области 390 тысяч, а через кванториумы пройдет всего около 1000 человек. Но кроме кванториумов в области существуют так называемые технопарки для детей. Они функционируют при поддержке местных предпринимателей, которые понимают, что подобные вещи стоит открывать в малых городах, чтобы через несколько лет увидеть на рынке труда грамотных специалистов", - обозначил охват Кузнецов.
В заключение встречи председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин заметил,что прошедшее мероприятие было одним из самых удачных за время существования проекта «Час с министром»: «В зале, по видеоконференции и в соцсетях участие приняли более четырех с половиной тысяч человек. Это говорит о том, что тема образования волнует многих. Это действительно приоритетное для власти и общественников направление работы. Южноуральцы сегодня смогли получить ответ только на часть из сотни вопросов, присланных министру образования. Все остальные мы передали специалистам Минобра. В течение ближайшего времени ждем ответов на каждый. Все они будут опубликованы на официальном сайте Общественной палаты Челябинской области»