Член Общественной палаты Челябинской области Дмитрий Столбов дал интервью газете «Южноуральская панорама».
Чтобы успешно конкурировать на туристическом рынке, Челябинской области нужно создать свой неповторимый продукт. В этом уверен Дмитрий Столбов, возглавивший на днях региональный центр развития туризма. В интервью «Южноуральской панораме» он пообещал, что оценить этот продукт южноуральская общественность сможет уже через несколько месяцев.
Равнение на Эмираты
— Дмитрий Александрович, еще будучи членом региональной Общественной палаты, вы организовали круглый стол, посвященный социально-экономическому значению туризма для нашего региона. В чем оно, по-вашему, это значение?
— Южному Уралу, я считаю, повезло: у нас огромное количество природных ресурсов, которые мы можем использовать в целях своего развития и продвижения. Уже есть мощная промышленность, есть известные сельскохозяйственные бренды, и хотелось бы, чтобы туристическая отрасль тоже выглядела достойно. Конечно, известные туристические объекты в Челябинской области есть. Но хочется, чтобы их стало больше и их узнаваемость за пределами региона повысилась, чтобы они сыграли на имидж нашей области, привлекли сюда туристов. Но не надо забывать, что туризм — это не только деньги. Он тесно связан с воспитанием бережного отношения к природе и патриотизма.— Губернатор, говоря о туризме, как-то привел в пример Объединенные Арабские Эмираты, которые когда-то жили за счет одной нефти, но за пару десятилетий буквально на голом песке вырастили мощнейшую туристическую отрасль. Насколько эта аналогия применима к нашему региону?
— Борис Александрович прав, когда говорит, что Челябинская область, имея определенные ресурсы, должна максимально их использовать. У каждой территории свои преимущества. У нас, может, нет моря и теплого климата, как в Эмиратах, но мы можем предложить такие варианты отдыха, которых нет там, и они будут востребованы. И задача-то наша в том, чтобы сделать такой отдых привлекательным, причем не только для наших соотечественников, но и гостей из других стран, в частности Европы и Китая.
Моими предшественниками была проделана большая работа, и свою задачу я вижу в том, чтобы скорректировать то, что уже сделано. Повторюсь, основная цель — популяризировать туристические продукты Челябинской области, расширить ее узнаваемость и привлечь к нам туристов из ближнего и дальнего зарубежья.
— Какие задачи нужно решить, чтобы достичь этой цели?
— Первое — это проведение мероприятий, направленных на повышение узнаваемости нашего туристического продукта. Второе — промониторить качество туристических услуг, чтобы турист, который приехал из другого региона или другой страны, остался доволен и захотел вернуться, но уже вместе с друзьями. И третье — создать условия для привлечения новых инвесторов в туристическую отрасль.
Рейтинг покажет
— Очевидно, что уровень туристических объектов в Челябинской области неодинаков. Видите ли вы среди них некий образец, к которому остальным стоило бы стремиться?
— Я бы здесь говорил не о самих объектах, а о людях, которые за ними стоят. О руководителях и собственниках. Все зависит именно от них. Там, где есть интерес, умение и желание развиваться, налаживать контакты, там и туризм на высоте. Но есть и такие, где при огромном потенциале мы не видим развития в силу того, что руководитель не понимает перспектив.
— Можете назвать какие-нибудь имена?
— Пока я не готов этого сделать. Но через два-три месяца мы планируем составить рейтинг участников туристической индустрии, где, исходя из набора определенных критериев, будут определены как лучшие, так и худшие предприятия. И основными оценщиками у нас выступят именно потребители туристических услуг. Это не конкурс, а чисто рабочий рейтинг, на который мы будем опираться в других своих проектах. Один из них — это создание топ-маршрута специально для иностранных туристов. Понятно, что мы не можем привезти их в неадаптированное место, поэтому готовность туристических объектов к приему гостей из-за рубежа станет одним из критериев оценки.
— Смогут ли руководители с хорошим рейтингом рассчитывать на поддержку с вашей стороны?
— Денег дать мы, к сожалению, не можем. Но помощь бывает разной, например, включение туристических объектов в различные выставки. Ясно, что это невозможно, если качество услуг недостаточно высокое. Хотелось бы, чтобы участники рынка это понимали и совершенствовали свой сервис, тем более если мы говорим о привлечении туристов из-за рубежа. Здесь мы будем работать, что называется, в ручном режиме. Я бы хотел познакомиться с руководителем каждого предприятия, работать с ними в тесном контакте и проблемы, особенно при общении с органами власти, решать сообща. Да и вообще хотелось бы как-то централизовать всю работу, иметь единый календарь событий и объединять усилия при решении общих задач.
— Здесь есть еще одна сторона — муниципалитеты. В некоторых из них вообще нет человека, который бы занимался вопросами туризма.
— Есть указание правительства определить во всех органах муниципального управления людей, ответственных за туризм. В некоторых территориях есть собственные центры развития туризма. Нужны ли они везде, это вопрос. Будем его изучать и при необходимости открывать такие центры либо в форме филиала областного центра, либо как самостоятельную службу. Но вообще не хотелось бы создавать дополнительную чиновничью надстройку, которая будет только тормозить работу. Нужно, наоборот, улучшить взаимодействие и повысить оперативность. Я планирую познакомиться со всеми людьми, кто занимается туризмом на местах, и работать с ними напрямую.
Наравне с Алтаем
— Для Челябинской области туризм — относительно новое направление. Есть регионы, где опыта значительно больше. Будем ли мы его перенимать?
— Южный Урал всегда был привлекателен с туристической точки зрения, но двигалось все стихийно, и лишь несколько лет назад туризм оформился как отрасль. Те же Татарстан, Башкирия, Свердловская область идут впереди, и конкурировать с ними напрямую очень сложно. Поэтому нам нужен не чужой опыт, а инновационный туристический продукт и нестандартные способы продвижения. И догонять, догонять, догонять другие регионы, чтобы о Южном Урале говорили, как об Алтае, Байкале и Камчатке.
— Очертания этого инновационного продукта уже есть?
— Есть много разных идей и наработок. Думаю, в ближайшие три-четыре месяца мы все это будем запускать. Это должно быть что-то, что будет интересно жителям других регионов. Возможно, стоит расширить границы индустриального и оздоровительного туризма, активнее использовать те бренды, которые у нас есть, типа метеорита и Аркаима. Не исключено, что будет создано новое предприятие под какую-то конкретную туристическую концепцию. И совершенно точно надо наращивать событийность, чтобы люди знали, что интересного происходит в Челябинской области.
— Тут целый мозговой шторм нужен!
— Одному человеку тут точно не справиться, это должна быть командная работа.
— Не хотите привлечь какого-нибудь специального человека? Может, нам как раз не хватает свежего взгляда со стороны?
— Специалисты, о которых вы говорите, дорого стоят, и они далеко не всегда эффективны. У нас достаточно и своих людей. Мы, например, давно и плодотворно сотрудничаем с институтом спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ. Именно там находится наша научная база, планируем и дальше с ними работать, в том числе над уникальным туристическим продуктом.