27.01.2016
В стенах ЮУрГУ прошел 23-й форум, посвященный итогам 2015 года программы «Шаг в будущее».
Около семи тысяч школьников приняли участие в научных исследованиях и познавательных проектах. Почти 120 лучших работ получили высокую оценку экспертной комиссии. Авторам - победителям конкурсов в различных номинациях вручили дипломы. Теперь строгое жюри решает, кому предстоит поехать весной в Санкт-Петербург на отборочный этап научного-технического творчества. Проводиться он будет в Москве, где на всероссийском форуме наши ребята будут отстаивать честь Южного Урала.
Подводили итоги.
В зале сидели самые интересные школьники. С некоторыми пришли родители и научные руководители. А взрослые люди, серьезные, наделенные властью, рассказывали детям о перспективах в этой стране для умных учеников.
Лучшими образовательными учреждениями, развивающими программу «Шаг в будущее» в общекомандном зачете, стали лицей № 142, гимназия № 23 и школа № 104. А за лучшие команды молодых исследователей отметили гимназию № 80, школу № 99 и лицей № 77. Много приятных слов было сказано в адрес директоров и кураторов школьных научных проектов.
- Конкурс «Шаг в будущее» позволяет ребятам творчески развиваться, познавать себя, свои возможности, найти свою тему, чтобы успешно заниматься в будущем интересным делом, - отметил проректор ЮУрГУ Владимир Родионов, - именно таких ребят ждет университет. Здесь есть все условия, чтобы экспериментировать, проверять, узнавать.
Председатель областной Общественной палаты Вячеслав Скворцов подчеркнул:
- На мой взгляд, это самая лучшая программа в Челябинской области – программа развития детского и юношеского творчества. У нас – десятки программ. Но эта самая интересная. Здесь создается надежное будущее России. Интеллектуальный проект в нашем регионе будет иметь серьезную материальную поддержку и в этом году.
Начальник комитета по делам образования Светлана Портье обратилась к участникам форума:
- Дорогие ребята, сегодня особенно приятно видеть вас в этом зале. Действительно, каждый ребенок выбирает себе нужное дело. Сегодня существует огромное количество конкурсных мероприятий и проектов в Челябинске. А вы выбрали «Шаг в будущее» и уже многого достигли. И еще предстоит многое постичь и сделать. Хочется сказать большое спасибо вашим наставникам. Удачи вам в вашем научном творчестве.
…а школьники оправдывают надежды
Когда по традиции зачитывают тему научных исследований школьников, испытываешь смешанное чувство - неловкость за свою эрудицию и приступ светлой гордости за наших детей. Действительно, интеллектуальные силы нации неисчерпаемы, если давать им расти. По сути, достаточно поощрять стремление каждого удовлетворять научное любопытство.
Познакомился с двумя школьницами. Приятно разговорились. Оказывается, Елена Дмитренко, ученица 10-го класса челябинской гимназии № 10, в программе «Шаг в будущее» участвует с четвертого класса.
- Моя любимая секция – социология, - рассказала Елена. - Хотя я участвовала в исследованиях по истории, географии, культурологи. Но я люблю решать проблемы человечества.
- Можешь назвать свои работы?
- Из удачных - «Классическая музыка и современники». Это о проблемах культурного наследия. И «Реклама как фактор социального программирования». А в этом году писала работу «Сундук с приданым как фактор социализации девочки-подростка в XXI веке».
- Невероятно! Есть такая проблема?
- Это не только те предметы, которые собирали в XX веке. Раньше там было постельное белье, полотенца, вышитые рушники. Сейчас это ушло. Приданым мы называем навыки, с которыми девушка идет в другую семью. То есть она умеет готовить, шить, но духовная часть уходит. Это проблема. Многие браки из-за этого распадаются, на бытовой почве. Девушка пришла. Любовь любовью, а завели семью – готовить не умеют, деньги зарабатывать не умеют – все, семья разваливается.
В беседу вступила ученица седьмого класса Ксения Петина:
- Я занималась биологией с первого класса. Тема «Ядовитые грибы и как из них делать лекарства». Потом были «Гнезда ласточек как прогноз на лето». В этом году решила попробовать социологию. Моя проблема – отчество. Отчество начинает исчезать из употребления в речи.
- Неужели?
- В системе «начальник - подчиненный» начальник обращается по имени и фамилии. Я сейчас занимаюсь этой проблемой. С первого класса до седьмого.
Шероховатость на патент
Эти ребята умеют производить впечатление по-настоящему. Артем Евкович учится в 11-м классе, но уже достиг серьезных научных результатов.
- Занимаюсь исследованием зависимости изображения спекл-картины от шероховатости поверхности, - сказал он и, увидев ступор взрослого, пояснил попроще: - Есть такое оптическое явление, называется «спекл-картины». Это интерференционное изображение, которое образуется от рассеяния лазерных лучей от шероховатой поверхности. Оказывается, такая картина несет информацию о поверхности. Путем анализа таких картин можно узнавать многое. Что это за поверхность? Как она обработана? Гладкая или шероховатая, насколько? Есть методы этого определения. Но все они контактны и поэтому неудобны. Во-вторых, они очень долго и сложно реализуются. А мы с моим научным руководителем Олегом Викторовичем Аршавовым предлагаем делать это дистанционно.
Артем занимается этой работой с шестого класса. А началось все с того, что увидел в книге такие удивительные оптические явления. Решил это исследовать. Сначала брал образцы бумаги, натирал их ластиком, создавая поля шероховатости. Вместе с руководителем «светили» на бумагу лазером — получали спекл-картины. Потом научились выводить изображение на компьютер, чтобы анализировать. Оказалось, что этим же методом занимается канадская ученая. Однажды связались с ней по электронной почте. Завязалось общение. Исследовательница из Канады выслала свою работу — расширенную версию. Это помогло написать свою оригинальную программу. Пока еще не подали заявку на патент.
По материалам
Информационной группы «Вечерний Челябинск»
http://vecherka.su/articles/society/118228/
Фото:chelindustry.ru