31.07.2015
Общественная палата РФ проведет «нулевые чтения» законопроекта об овербукинге.
Министерством транспорта Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым закрепляется возможность продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна (овербукинг).
2 сентября 2015 года Общественная палата Российской Федерации проводит «нулевые чтения» указанного проекта федерального закона на площадке Парламентской газеты.
Овербукинг появился в США в середине прошлого века, когда авиапассажиры добились права компенсации стоимости билета в случае опоздания на рейс. Подсчитав убытки, авиакомпании закрепили за собой право продавать больше билетов, чем кресел в салоне. Это, в свою очередь, породило проблему «лишних» пассажиров.
В США для тех, кому не хватило места в самолете, авиакомпании обеспечивают бесплатные обеды, места в комфортных гостиницах, предоставляют денежную компенсацию. Для снижения количества конфликтов европейские и американские компании перед рейсом заранее объявляют о нехватке мест и ищут добровольцев, которые согласны получить солидную компенсацию в обмен на отказ от вылета конкретным рейсом.
В России овербукинг в настоящее время применяется неофициально, и накладки с «лишними» пассажирами бывают довольно часто. Продажу «лишних» билетов списывают на технический сбой в программе бронирования, не предоставляя при этом пассажирам компенсацию в отсутствие правового регулирования порядка ее предоставления. Законопроект предоставляет компаниям право осуществлять перепродажу билетов и устанавливает обязательство выплаты пассажирам соответствующей компенсации. По заявлению Минтранса России, в зависимости от времени ожидания следующего рейса сумма такой компенсации может составлять от 12 000 до 28 000 рублей.
Противники овербукинга считают, что от его введения выиграют лишь перевозчики, увеличив свою прибыль. При этом отмечается, что отказ от выполнения договора на перевозку нарушает права потребителя, поскольку компенсации не покроют потерянное время, нервы, сорванные сделки, представительство в судебных процессах и т.п.
В этой связи необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы. Следует ли предоставлять авиакомпаниям право на овербукинг.
Если да, то:
а) как должен на законодательном уровне решаться вопрос о компенсации убытков пассажира в случае, если в результате «технических сбоев в системе бронирования и продажи билетов» проданы два билета на одно место;
б) как должен на законодательном уровне решаться вопрос о компенсации убытков авиакомпании в случае, если гражданин опоздал на рейс, отказался от рейса в момент начала регистрации или отказался от рейса за такое время, когда продажа билета другому пассажиру маловероятна.
2. Исполнимы ли положения законопроекта. Имеются ли противоречия в законопроекте. Не противоречит ли законопроект другим нормативным правовым актам, в частности нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей».
3. Содержатся ли в законопроекте коррупциогенные факторы.
Свои предложения и замечания по данному законопроекту можно направлять до 21 августа 2015 года в Аппарат Общественной палаты Челябинской области на электронный адрес: 7371657_op@mail.ru. Телефон для справок: (8-351) 737-16-57.
Пресс-служба
Общественной палаты Челябинской области
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект вносится Правительством Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации изменения, дополнив статьей 107.1 следующего содержания:
«Статья 107.1. Изменение условий договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика
1. Договор воздушной перевозки пассажира может быть изменен по инициативе перевозчика при отмене, объединении рейса, указанного в билете, с другим рейсом перевозчика, замене типа воздушного судна, изменении маршрута перевозки, невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете:
1) если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности (включая случаи, когда подобная отмена, замена или объединение рейсов, изменение маршрута необходимы вследствие метеорологических условий, обстоятельств техногенного или иного характера, которые могут негативно повлиять на перевозку пассажиров),
2) по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией,
3) по решению перевозчика.
2. В случае невозможности обеспечить пассажиру перевозку на рейсе, указанном в билете, по основанию указанному в подпункте 3 пункта 1 статьи 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязуется проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения, указанного в билете.
При согласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки считается измененным с предоставлением пассажиру компенсации в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
Изменение условий договора перевозки оформляется перевозчиком в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
При несогласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки расторгается, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, и предоставляется компенсация в порядке, установленном федеральными авиационными правилами».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
В.В. Путин