25.05.2015
по применению нормативных актов по вопросам льготного налогообложения по налогу на имущество для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на территории Челябинской области.
г. Челябинск, 19 мая 2015 года
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогам в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие уровни бюджета.
По инициативе Президента Российской Федерации в законодательство внесены принципиальные изменения, дающие право делегирования некоторых социальных и других функций представителям некоммерческого общественного сектора, а именно:
Указами Президента Российской Федерации утверждаются некоммерческие организации, наделенные полномочиями распределения государственных бюджетных средств, направленных на государственную поддержку институтов гражданского общества.
Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ внесены изменения в Закон № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: исключен п. 5, статьи 18, запрещающий предоставление налоговых льгот в индивидуальном порядке отдельным благотворительным организациям, их учредителям (членам) и иным участникам благотворительной деятельности.
Законодатель пришел к выводу, что безучетное предоставление налоговых льгот приводит к неуправляемым процессам, злоупотреблениям, поэтому государственная поддержка благотворительной деятельности осуществляется через благотворительные фонды, имеющие многолетний проверенный опыт работы.
Статья 3, п. 2. Закона № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года уточняет, что содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Федеральным законом № 383-ФЗ от 23 декабря 2010 года статья 18 Закона № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года дополнена пунктом 7, предоставляющим право органам государственной власти и органам местного самоуправления осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Предоставление льгот по налогам и сборам, право на предоставление которых дано субъектам Российской Федерации, при осуществлении благотворительной деятельности, является одной из форм государственной поддержки благотворительной деятельности.
В соответствии со статьей 18, п. 7, статьей 3, п. 2. Закона № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять порядок и формы организации государственной поддержки благотворительной деятельности на соответствующей территории субъекта Федерации, определять в налоговом законодательстве порядок и условия предоставления региональных и муниципальных налоговых льгот участникам благотворительной деятельности, при этом устанавливать соответствующие требованиями к общественным благотворительным фондам в виде имеющегося продолжительного опыта деятельности, организационно правового статуса благотворительных организаций и другие требования, обеспечивающие целевое и эффективное использование налоговых льгот организациями, осуществляющими благотворительную деятельность.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Челябинской области № 189-ЗО от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на территории Челябинской области по приоритетным направлениям, установленным законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и не имеющих задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, и страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по итогам расчетного периода, сумма налога в части, зачисляемой в областной бюджет, уменьшается на 50 процентов от суммы средств, переданных юридическими лицами на благотворительные цели, но не более чем на 50 процентов от суммы налога, подлежащей зачислению в областной бюджет.
Приоритетные направления благотворительной деятельности согласно статье 6 Закона Челябинской области «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области» № 98-30 от 25.11.1999 года устанавливаются законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Статьей 7 Закона Челябинской области № 71-ЗО от 18.12.2014 года «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлены следующие приоритетные направлениями благотворительной деятельности в Челябинской области в 2015 году:
1) оказание материальной помощи областным государственным (муниципальным) медицинским организациям, основным видом деятельности которых является оказание медицинских услуг детям, областным государственным (муниципальным) образовательным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областным государственным (муниципальным) общеобразовательным организациям для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социальным приютам для детей и подростков;
2) оказание адресной помощи детям, находящимся под опекой (попечительством);
3) оказание материальной помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами, неработающим пенсионерам и инвалидам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума;
4) оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в местах лишения свободы;
5) оказание помощи онкологическим больным в терминальной стадии болезни;
6) оказание помощи областным государственным (муниципальным) образовательным организациям дополнительного образования, в том числе детско-юношеским спортивным школам, а также некоммерческим организациям, осуществляющим работу с детьми и подростками по месту жительства;
7) оказание помощи некоммерческим организациям, осуществляющим работу с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Порядок предоставления льгот по налогам и сборам юридическим и физическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность по приоритетным направлениям благотворительной деятельности, согласно статье 8 Закона Челябинской области «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области» № 98-30 от 25.11.1999 года устанавливается законами Челябинской области о налогах, а именно абзацами со второго по пятый части 2 статьи 3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» № 189-30 от 27 ноября 2003 года.
Законом Челябинской области № 162-ЗО от 30.04.2015 года «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О налоге на имущество организаций» № 189-30 от 27 ноября 2003 года в часть 2 статьи 3 Закона «О налоге на имущество организаций» внесены уточнения в порядок предоставления налоговых льгот, а именно с 6.05.2015 года:
основанием для получения налоговых льгот организациям, осуществляющим благотворительную деятельность на территории Челябинской области по приоритетным направлениям, являются следующие документы:
- справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за истекший расчетный период;
- справки установленной формы в приложении 3 Закона «О налоге на имущество организаций» об осуществлении благотворительной деятельности по приоритетным направлениям благотворительной деятельности, выданные благотворительной организацией, зарегистрированной на территории Челябинской области в форме общественного благотворительного фонда - регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда (далее - благотворительная организация), в которую переданы благотворительные пожертвования. Благотворительная организация должна осуществлять свою деятельность на территории Челябинской области не менее 10 лет.
- документы, подтверждающие факт передачи организацией имущества, в том числе денежных средств (платежные поручения, акты приема-передачи), заверенные подписью и печатью благотворительной организации.
Таким образом, при условии предоставления вышеуказанных документов организация имеет право на использование льготы по налогу на имущество предприятий, указанной в части 2 статьи 3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций».
Указанные документы прилагаются к налоговым расчетам - декларациям, представляемым в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для подачи налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (налоговой декларации по налогу на имущество организаций), представляют в налоговый орган по месту представления налогового расчета (налоговой декларации).
Для получения дополнительных консультаций можно обратиться по адресу:
454089, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 27,
454048, г. Челябинск, ул. Худякова, 20
т/ф: (351) 261-03-11, 260-74-10,
E-mail: vn1947@list.ru rdf_irina@bk.ru
Председатель Общественной палаты
Челябинской области
В.Н. Скворцов
Приложение: Форма справки об осуществлении благотворительной деятельности (размещена в разделе Документы: http://op74.ru/main/materials/documents/)