17.11.2014
В Общественной палате впервые представили модельный законопроект о деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации. Разработка данного документа велась на протяжении нескольких лет и обсуждалась на разных государственных и общественных площадках.
Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов считает, что «в регионах сегодня разные правовой статус, объем полномочий и прав, правила взаимоотношений с властью общественных палат, что создает неравные условия для их деятельности». Закон же позволит регламентировать базовые принципы и «даст массу преимуществ, так как позволит учесть территориальные, национально-культурные и иные особенности субъектов РФ», отмечает он.
Как отметила глава Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ Лидия Михеева, основные замечания и предложения касаются порядка формирования палат. «Мы предложили 2 базовых варианта», — сказала она. В первом треть палаты назначает глава региона, треть избирается из представителей местных общественных организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций, остальные — из представителей региональных отделений общественных организаций через интернет-голосование, либо на конференциях представителей. Второй вариант предполагает назначение уже половины членов ОП главой региона или заксобранием по его преставлению и избрание остальных членов из представителей всероссийских или межрегиональных общественных организаций интернет-голосованием. Предусматривается и третий вариант: регионы могут сами разработать механизм формирования Общественной палаты.
Следующий дискуссионный вопрос — наделение общественных палат правом законодательной инициативы. Одни палаты однозначно выступают за данное предложение (в некоторых субъектах за ними даже закреплено такое положение), другие считают, что этому не стоит уделять столько внимания, так как есть возможность вносить проекты и идеи через парламенты, а кто-то считает, что в законе нужно прописать, что общественные палаты могут иметь такое право.
Что касается финансового обеспечения общественных палат, в этом вопросе большинство коллег солидарно, и одобряет статью, согласно которой расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты, предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта на соответствующий год в размере не менее 5% от общей суммы расходов на обеспечение деятельности парламента субъекта Российской Федерации. Меньше недопустимо, считают общественники.
Но самое полярное мнение вызывает у членов общественных палат вопрос о том, должен ли документ быть принят как федеральный закон или достаточного модельного закона, который будет рекомендательным актом. «Не посягаем ли мы тут на компетенцию субъекта: республики, края, области? Ведь речь не идет о формировании нового муниципалитета или должностного лица», — задала тон дискуссии Михеева.
Среди выступавших членов региональных общественных палат единого мнения нет: кто-то выступает за то, чтобы это был обязательно федеральный закон, кто-то считает, что достаточно модельного, а кто-то предлагает внести изменения в иные законодательные акты — например, в бюджет региона (чтобы там был прописан пункт о финансировании деятельности общественных палат), поскольку в регионах палаты уже функционируют на основе законов о себе.
В свою очередь председатель комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отметил, что максимальное общественное наполнение очень важно. «Главное, чтобы общественные палаты оставались независимым институтом, институтом, не являющимся частью формальных органов власти», — сказал парламентарий. Он подчеркнул значимость Общественной палаты как важнейшего института гражданского общества, который способствует «раздвижению пространства от феодализации некоторых институтов». «Ведь иногда возникают „замкнутые“ институты. В этом плане Общественная палата позволяет человеку чувствовать себя более защищенно. Деятельность общественных палат с этой точки зрения исключительно важна», — добавил депутат. «Судьба этого закона в ваших руках. Если вы примете решение, что нужен федеральный закон, то мы будем думать. Если это решение только ради института финансирования, то мы можем включить этот пункт в другое законодательство. Ради этого закон принимать не стоит», — считает Плигин.
В связи с этим Лидия Михеева озвучила следующее предложение: в Федеральном законе № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в статьях 26.2 и 26.3 прописать финансовое положение ОП. «Может здесь найдется место для общественной палаты региона, чтобы профинансировать её деятельность? Таким образом, уже сейчас можно попробовать сдвинуть эту проблему», — сказала член Общественной палаты.
«Наш комитет готов поддержать инициативу общественных палат: принимать это как федеральный закон или нет. Например, здесь можно сделать как по аналогии с законом о нотариате или адвокатуре. Что касается финансирования, то это нужно как можно оперативнее обсудить с нашими правовыми службами», — отреагировала коллега Плигина по парламенту заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. В целом же, по её словам, никаких препятствий для принятия федерального закона о деятельности общественных палат нет.
Завершая дискуссию, руководитель Аппарата Общественной палаты РФ Сергей Смирнов отметил, что все высказанные замечания и рекомендации будут учтены. «Работа по данному законопроекту не закончена. Вы придали новый импульс. Все предложения наш Экспертно-аналитический центр обобщит, и итоговый документ будет ещё раз разослан», — подчеркнул он.
Пресс-служба Общественной палаты РФ
https://www.oprf.ru/press/news/2014/newsitem/26903