07.11.2014
6 ноября на очередном онлайн-совещании с региональными Общественными палатами обсуждался законопроект «Об основных принципах организации деятельности Общественных палат субъектов Российской Федерации».
По мнению главы Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидии Михеевой данный документ имеет право на жизнь как модельный закон для субъектов, а не федеральный. «Предмет регулирования этого проекта по сути полномочия самого субъекта, поскольку именно в его ведении находится функционирование общественной палаты региона», — пояснила она.
По её словам, такой рамочный (модельный) закон дает массу преимуществ, так как позволит учесть территориальные, национально-культурные и иные особенности республики, края, области.
Больше всего региональных членов Общественных палат волнует вопрос формирования общественных палат субъектов. «На сегодняшний день предлагается вариативным образом его отрегулировать с учетом характеристики региона», — отметила эксперт.
Первый вариант: 1/3 членов Общественной палаты утверждается главой высшей исполнительной власти или высшим законодательным органом по представлению главы субъекта, следующая 1/3 членов Общественной палаты избирается из представителей региональных подразделений общероссийских общественных объединений через выборы в сети Интернет или на конференции представителей, и последняя 1/3 членов Общественной палаты выбирается из представителей региональных и местных общественных организаций, зарегистрированных на территории субъекта и социально-ориентированных НКО.
Второй вариант: половина членов Общественной палаты утверждается главой высшего исполнительного органа власти или законодательным органом власти по представлению главы субъекта, вторая половина членов Общественной палаты выбирается из представителей общероссийских, региональных и местных общественных организаций, зарегистрированных на территории субъекта, через сеть Интернет или на конференции представителей.
Но в документе оговаривается и ещё одна возможность. «Законом субъекта может быть предложен иной порядок», — добавила Лидия Михеева.
По мнению члена Общественной палаты Республики Крым Ирины Стрельниковой, в вопросе процедуры формирования Общественной палаты «перекос идет в сторону исполнительной власти». «Это может вызвать вопросы», — сказала она.
«В модельном законопроекте эти два варианта предлагаются лишь как базовые, они не исключают другие способы формирования», — ответила Михеева.
Члены региональных Общественных палат также внесли ряд рекомендаций и замечаний по другим пунктам. Так, председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо предлагает четко прописать вопрос финансирования деятельности общественных палат, а также взаимоотношения региональных общественных палат с представителями федеральных органов власти, которые функционируют на территории данного субъекта РФ. Кроме того, экспертные заключения Общественных палат должны в обязательном порядке рассматриваться региональными законодательными и исполнительными органами власти, уверен глава Саратовской Общественной палаты.
Член Общественной палаты РФ, председатель Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий предлагает отдельной статьёй прописать участие Общественных палат в обсуждении бюджетов регионов.
Члены Общественной палаты Республики Саха (Якутия) затронули вопрос о наделении Общественных палат правом законодательной инициативы. По словам Лидии Михеевой, такая статья будет предложена в законе, но возможность воплощения её в жизнь будет регулироваться не данным документом, а Конституцией или уставом субъекта РФ.
Ирина Стрельникова считает, что в законопроекте необходимо закрепить право общественных палат регионов на проведение экспертизы федеральных законов.
Однако, по мнению председателя Общественной палаты Челябинской области Вячеслава Скворцова, данная норма может быть прописана в форме рекомендации. «И это будет правильно. Ни одна Общественная палата не в состоянии обработать такое количество документов, — убежден Вячеслав Скворцов. - У нас в области не было ни одного конфликта ни с законодательной, ни с исполнительной властью, ни с федеральными органами власти».
Кроме того Вячеслав Скворцов предложил ещё раз детально проанализировать все положения законопроекта на предмет их исполнения.
Лидия Михеева поддержала предложения представителя Челябинской области: «Меня очень воодушевило выступление последнего нашего коллеги. Пожалуйста, все, кто принимает участие в сегодняшней нашей виртуальной встрече, услышьте то, что было сказано. Не всегда нужен закон, не всегда нужна статья. Нужно просто работать. Вот люди занимаются своей работой, не афишируя, не крича на каждом углу. Они просто занимаются экспертизой. Они взаимодействуют с органами власти. У них нет конфликтов. У них все налажено. И, мне кажется, что нам именно так всем и нужно трудиться».
В завершении «летучки» Лидия Михеева поблагодарила коллег за дискуссию и пригласила их поучаствовать 14 ноября в заседании Научно-консультативного совета при Общественной палаты Российской Федерации, посвященного законопроекту об общественных палатах.
«Мы этот документ доработаем, представим ещё раз его вам на обсуждение, после этого утвердим на уровне Общественной палаты России и далее направим его в региональные парламенты, губернаторам. У вас есть огромные механизмы, чтобы влиять на то, чтобы такой закон был принят», — сказала председатель Комиссии ОПРФ.
По материалам пресс-службы
Общественной палаты РФ
https://www.oprf.ru/press/news/2014/newsitem/26757