06.11.2014
В организации мероприятия также участвовал Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области.
Среди участников встречи были: вице-президент СПП, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Семен Мительман; вице-президент Южно-Уральской ТПП Анатолий Лубышев; заместитель руководителя УФНС по Челябинской области Алексей Загер; декан юридического факультета Южно-Уральского государственного университета Александр Классен; общественный представитель Уполномоченного по налогам Алевтина Белешова; общественный представитель Уполномоченного по вопросам, связанным с незаконным уголовным преследованиям предпринимателей Евгений Белов; председатель комитета СПП по налогам Алексей Овакимян; председатель комитета СПП по агропромышленному комплексу Валерий Филиппов; представители адвокатского сообщества, главные бухгалтеры предприятий и организаций, СМИ.
Первым пунктом повестки мероприятия было обсуждение темы порядка принятия налоговых законов в Российской Федерации. По словам основного докладчика Алевтины Белешовой, важно, чтобы в налоговой политике РФ соблюдался плановый подход. В свое время РСПП направлял премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо, касающееся вопросов налогообложения, где предлагалось после 2018 года придерживаться отлагательного принципа вступления в силу решений о повышении фискальной нагрузки. На практике это должно означать, что с момента принятия соответствующих законов до вступления их в действие должно пройти не менее 2-х лет. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов также высказался по данному вопросу, отметив, что «отлагательный порядок вступления в силу решений по налогам – вещь правильная и необходимая. Он поможет бизнесу более уверенно заниматься планированием».
Также, по мнению участников «круглого стола», необходимо жестко соблюдать процедуру принятия налоговых законов. Бизнес-сообщество уже неоднократно отмечало нарушения конституционного порядка принятия законов о налогах, что, в свою очередь, приводит к массовым нарушениям прав и интересов налогоплательщиков. Речь идет, к примеру, о нашумевшем законе, которым устанавливается обязанность налогоплательщиков, находящихся на спецрежимах (УСН и ЕНВД), уплачивать налог на недвижимость организаций, исчисляемый по кадастровой стоимости имущества. Напомним ход процесса. Законопроект, внесенный в Госдуму, касался вопросов налогового администрирования. 25 февраля 2014 г. Законопроект был принят в первом чтении и его объем составлял всего 4 страницы. 19 марта 2014 г. на сайте Госдумы был опубликован текст законопроекта, ко второму чтению состоящий уже из 20 страниц. А уже 21 марта законопроект был принят сразу в двух чтениях и направлен в Совет Федерации. 26 марта он был одобрен сенаторами, а в начале апреля подписан Президентом РФ. Ни сам законопроект, ни идея отменить льготы по налогу на имущество для УСН и ЕНВД ни с кем из представителей бизнес-сообщества не обсуждались, к тому же процесс работы над законом был, по сути, скрыт. Поскольку поправки вносились только на этапе второго чтения, не потребовалось заключения правительства. Также не было предоставлено адекватное финансово-экономическое заключение.
Комментируя выступление докладчика, Александр Гончаров заметил недопустимость принятия законов, касающихся предпринимательской деятельности, с нарушением порядка. «Мы должны бороться с подобной практикой всеми доступными нам средствами, ведь не решая эту острейшую законодательную проблему, мы загоняем наш бизнес в тупик», - убежден бизнес-омбудсмен. Семен Мительман предложил со стороны бизнес-сообщества составить обращение в поддержку позиции РСПП и попросить высказаться на данную тему представителей института Уполномоченных по защите прав предпринимателей, Минэкономразвития и Государственную Думу РФ.
Что касается законодательного процесса регионального уровня, то, по общему мнению собравшихся, процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в Челябинской области работает четко и слаженно.
Также на «круглом столе» был рассмотрен вопрос «Об уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства», о котором предметно рассказал общественный представитель Уполномоченного по вопросам, связанным с незаконным уголовным преследованиям предпринимателей, Евгений Белов. Согласно недавно принятым Госдумой поправкам в Уголовно-процессуальный и Налоговый кодексы РФ, расследование части налоговых правонарушений оказалось в компетенции Следственного комитета РФ. «Если ранее уголовное дело могло быть возбуждено только после решения налогового органа, то сейчас это не является единственным основанием и следователи СК могут возбуждать дела по своему усмотрению. Я считаю, что в результате данных изменений предприниматели сильно пострадают, поскольку у них теперь нет даже шанса оспорить результаты налоговой проверки в суде. Ведь никакой проверки, по сути, и не надо», - говорит Евгений Белов.
Участники заседания согласились с мыслью, высказанной адвокатом Коллегии адвокатов «Южно-Уральский адвокатский центр» Людмилой Симонэ о том, что данные изменения можно охарактеризовать как возврат в 1990-е годы прошлого века. «Четко не прописано, что является поводом к возбуждению уголовного дела. Вновь начнутся «маски-шоу», выемка документов и приостановка деятельности предприятий, что, в итоге, будет приводить к разорению конкретных бизнесов», - прогнозирует адвокат.
«Я никогда не думал, что такое скажу, но предлагаю дать предпринимателю право самому инициировать налоговую проверку собственной компании, в случае возбуждения против него уголовного дела за налоговые нарушения. Это может служить хотя бы каким-то инструментом защиты!», - высказал предложение председатель Комитета СПП по налогам Алексей Овакимян.
Еще один вариант защиты предложил декан юридического факультета Южно-Уральского госуниверситета Александр Классен: «Считаю, что малому и среднему бизнесу в данной ситуации надо обеспечить хорошее юридическое сопровождение. У нас много несуразицы в законах, в частности, в Налоговом кодексе, и на основе этого можно выстроить адекватную защиту».
«Мы несколько лет добивались и кое-чего добились в части декриминализации наказаний за экономические преступления, но сейчас процесс похоже разворачивается в обратном направлении, из-за давления силового лобби. Но это не причина для того, чтобы мы бездействовали и не защищали права и интересы бизнеса», - высказал свою позицию Уполномоченный Александр Гончаров.
Подводя итоги «круглого стола» бизнес-омбудсмен поблагодарил всех за работу и попросил оформить предложения и замечания и в 2-х недельный срок направить в Аппарат Уполномоченного и соответствующие предпринимательские объединения для проработки.
По материалам пресс-службы
Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Челябинской области