Юрий Зацепилин, председатель Общественной палаты Челябинска, член Совета Общественной палаты Челябинской области: «Агломерация – это шаг в будущее»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Юрий Зацепилин, председатель Общественной палаты Челябинска, член Совета Общественной палаты Челябинской области: «Агломерация – это шаг в будущее»

10.09.2014

Межрегиональный форум «Современный город», завершившийся в Челябинске на прошлой неделе, доказал: качество жизни муниципалитетов во многом зависит от их взаимодействия.

Непонятное до недавнего времени слово «агломерация» стремительно вписалось в реалии южноуральцев. Своим видением развития городов с читателями Chelyabinsk.ru делится председатель общественной палаты Челябинска Юрий Зацепилин. – Современный город – какой он? – Существуют разные схемы развития таких образований, в которых прослеживаются определенные мировые законы. На Урале города возводились сначала как крепости, потом формировались вокруг заводов, на обеспечение которых направлялись все остальные ресурсы. Русь называли Гардарикой, страной городов. Сегодня город – это концентрат или ускоритель: он концентрирует ресурсы и ускоряет процессы. Почему человечество предпочитает приобщаться к городскому населению? Потому что за единицу времени эмоционально здесь можно прожить большее количество жизней. Сообщество развивается, в той или иной степени меняя существование к лучшему, и город давно стал образом жизни. Рост городов имеет свои законы, которые связаны с развитием общества, прогрессом. Так, никто никогда не думал, что автомобиль и в самом деле станет не роскошью, а доступным средством передвижения. – Какие тенденции существуют в развитии городов сегодня? – История каждого города накладывает отпечаток на его современный ритм. Именно поэтому муниципалитеты могут существенно разниться, даже если расположены рядом. Например, Магнитогорск и Челябинск, Златоуст и Миасс. Будучи соседями, они обладают различной ментальностью, политической системой. Чтобы развиваться, город должен постоянно увеличиваться, развивать инфраструктуру: банки, магазины, рестораны, транспортный каркас, спальные районы и так далее. Очень важна культурная составляющая. Парадокс в том, что никто не хочет, чтобы город рос за его счет. Люди против уплотнения застройки, возникают конфликты интересов автомобилистов и пешеходов, пенсионеров и молодежи. Согласитесь, трудно решить, что важнее возвести во дворе: детскую площадку или парковку. Сегодня города борются за население. Они прирастают не за счет рождаемости, а за счет приезжих. Поэтому вытягивают жителей пригорода, идет отток сельского населения. Например, Москва оттягивает трудовые ресурсы из Твери, Новгорода. Однако процесс этот односторонний. Если человек сорвался с земли, уехал в город, он спустя какое-то время превратится в горожанина. А вот горожанин никогда не станет сельским жителем, даже если поселится в деревне. Там нужно родиться. Для сохранения баланса населения нужна новая система управления. – Какие муниципалитеты Челябинской области видятся вам сегодня наиболее перспективными? – Мир меняется очень активно. Сегодняшними точками роста можно назвать Озерск, Южноуральск. Если там будет выстроена планируемая логистическая цепочка, то может произойти настоящий прорыв. Директор института продвижения инноваций Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев говорит, что развиваются те города, где люди хотят жить. Естественно, для этого в муниципалитете должна быть работа, комфортные условия для повседневности и отдыха. Но именно стремление людей к определенному месту трудно спрогнозировать. – Эти тезисы нашли отражение на форуме? – Конечно. Понять, что такое современный город, и было одним из важнейших акцентов форума. Звучали доклады о власти, о формировании местного самоуправления, о территориальном управлении, терпланировании. Обменялись мнениями об архитектуре, проектных решениях. Был разговор о стратегии развития города. К ее созданию есть два подхода: с привлечением большого количества населения – некий документ народного согласия – и чисто чиновничья бумага. В первом случае эта стратегия становится делом жизни каждого горожанина, во втором – документом, который лежит на полке. Обсуждали проблемы общественного транспорта и парковок. Множество идей не было озвучены: мы старались дать слово приезжим, полагая, что к челябинским экспертам можно будет обратиться в любое время Некое резюме сформулировал директор Московского архитектурного бюро Илья Заливухин: важно относиться к городу как к собственному приусадебному участку, чтобы система его развития была понятна. Если мы будем воспринимать его как нечто чуждое, город тем же самым и ответит. Идея форума «Современный город» принадлежала главе Челябинска Станиславу Мошарову, организационные вопросы взяли на себя городская дума, общественная палата и Российская академия народного хозяйства госслужбы при президенте РФ. Их усилия не пропали даром: эффект от этих встреч уже есть. – Одним из ключевых моментов форума стало подписание договора о создании ассоциации координационного совета челябинской агломерации. Что это означает для региона? – Это является широким шагом в будущее. Челябинская агломерация объединит семь субъектов: сам областной центр, Копейск, а также Еманжелинский, Коркинский, Еткульский, Красноармейский и Сосновский районы. Территориально она укладывается в формулу «один час езды». Несмотря на то, что участвующие в агломерационном процессе города – соседи, они обладают различной ресурсной базой, возможностями, подходами. К примеру, основа Красноармейского района – сельское хозяйство, Челябинска – промышленность. Объединение этих ресурсов даст серьезный толчок к развитию. Отмечу, что речь идет не о слиянии или соподчинении, а о расширении горизонта планирования и увеличении собственных возможностей за счет синергетического ресурса, создание единой стратегии. Это важный момент, потому что люди объединяются в двух случаях: когда нужно противостоять угрозе, врагу и когда нужно съесть то, что не получается съесть одному. В сущности, сплочение и есть важная задача агломерации. Что же касается именно Челябинской агломерации, то она выглядит довольно... наглой – амбициозной, серьезной. Все-таки первая в стране! Скажем, Екатеринбург гораздо более продвинут в организации внутренних процессов, чем Челябинск, несмотря на то, что в списке пилотных проектов по агломерации его нет. Нам будет немного сложнее в этом смысле. Однако в настоящий момент подписан один из ключевых документов, который положил начало долгой работе. Пока у нас нет даже законодательной базы. Вообще в Челябинской области возможно создание порядка пяти агломераций: Магнитогорская, Саткинская, Ашинская, Кыштымская, горно-заводская. Все же агломерация – это вопрос будущего. И у меня есть ощущение, что мы на верном пути. По материалам Chelyabinsk.ru http://chelyabinsk.ru/text/social/842165.html