01.07.2014
В Госдуме подготовили законопроект, который вводит уголовную ответственность за оскорбление педагогических работников.
«Трибуна ОП» попросила экспертов оценить отчаянную попытку депутатов реабилитировать статус педагога в обществе.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия») готовит законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» в части, касающейся статуса педагогического работника, сообщают «Известия». Автор законопроекта предлагает ввести для школьных учителей стимулы для продолжения работы в школе, например, право на отпуск до года с оплатой половины суммы заработной платы при условии, если человек отработал педагогом 10 лет подряд. Кроме этого, предлагается установить запреты для учащихся и их родителей на определенные формы поведения в отношении учителей: «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Применение насилия в отношении педработника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти.
Изменения Виктор Шудегов предполагает внести в ч. 2 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» и привязать их к соответствующей статье Уголовного кодекса: «Мы наблюдаем изменение настроений в молодежной среде — подростки стали особенно агрессивными. Я считаю, что государство должно защищать безопасность педагогов, как это происходит в отношении работников правоохранительных органов, потому что педагоги тоже несут важную для страны и общества службу». Напомним, что оскорбление представителей власти является уголовно наказуемым деянием согласно ст. 319 УК РФ. Ответственность предполагает штраф в размере до сорока тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, а также обязательные и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года.
«Трибуна ОП» попросила экспертов оценить отчаянную попытку депутатов реабилитировать статус педагога в обществе.
Академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, почетный доктор нескольких зарубежных университетов Борис Бим-Бад: «Конечно, это инициатива нереализуема. Невозможно ни родителей, ни детей заставить уважать учителя под страхом наказания. Если я, как учитель, вольно или невольно спровоцирую ребёнка на агрессивный акт, то выгнать ребёнка это значит опустошить школы, потому что описанная ситуация довольна типична. Слушать, например, чиновника, священника тоже невозможно заставить. Я думаю, этот законопроект мертворожденный. Повысить авторитет педагога в глазах родителей может сам педагог, обучая детей и педагогично к ним относясь. Плохих учителей нельзя заставить уважать, это совершенно исключено. Для того чтобы системно повысить статус учителя, нужно повышать эффективность работы школы. Одного какого-то рецепта дать невозможно, а уважать через порку не заставишь. Мне кажется, эта идея заимствована из сумасшедшего дома».
Доктор педагогических наук, профессор, президент ассоциации негосударственных образовательных организаций России Александр Вильсон: «А как будет формироваться доказательная база? Оскорблять нельзя никого, почему именно учитель? Врача можно оскорблять или инженера? Все люди имеют право на вежливое отношение к себе. Кроме того, сегодня в школе достаточно норм, чтобы привести в чувства ребенка, который оскорбляет учителя. Я не вижу оснований пересматривать нормы кодекса. В школе, конечно, случаются такие ситуации, но нельзя все это ставить в рамки уголовной ответственности. Для начала нужно привести в порядок школу, тогда все встанет на свои места. Нужно определить государственные приоритеты страны, чтобы появилось понимание в обществе важности тех или иных профессий».
Народный учитель РФ Майа Пильдес: «Авторитет учителя зарабатывает сам учитель и формирует школа. Наказывать за оскорбление я считаю правильным, потому что сейчас учителей относят к сфере обслуживания. Но кто будет определять меру наказания за то или иное оскорбление? Вряд ли у депутатов есть ответ на этот вопрос. Авторитет учителя – это глубокие знания, высокая культура. В школе действительно не разработана система наказаний, но нельзя исключать детей из школы, детей нужно воспитывать».
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, председатель Совета директоров школ России Яков Турбовской: «Положение у учителя непростое, конфликты случаются, учителей оскорбляют, доходит даже до физических контактов. Но это крайняя мера. Такие ситуации раньше и представить было невозможно, поэтому сегодня нужно менять ситуацию, поднимать авторитет учителя в глазах общества. Ни пресса, ни телевидение ничего положительного не говорит о школе, образование названо сферой услуг, учитель не может поставить объективные оценки, из-за чего и ввели ЕГЭ. Мы системно допустили ситуацию такую, что у него не стало авторитета. Поэтому надо подумать, как системно решать этот вопрос – возвращать авторитет учителя, школы, системы образования. Мы должны выпускать честных учеников, а не усиливать контроль над ними, чтобы они не списывали по нравственным соображениям. Мы же изгнали нравственность, как требование друг к другу, к человеку. Наверное, нужен такой закон, но его надо рассматривать, как очень тревожный звонок, потому что учитель – одна из фундаментальных основ социального бытия государства и общества. Разрушение этой основы в будущем приведет к страшным последствиям для государства».
Трибуна Общественной Палаты. рф
http://top.oprf.ru/main/14774.html